Индейцы Америки и племена Южной Африки использовали раскраску
своих лиц и тел как своеобразное письмо, обращенное
к противнику, "ставшему на тропу войны". А во время
обрядов в племени красочный рисунок на коже выражал
радость, скорбь или гнев.
Передача информации с помощью цвета
основана на возникающих ассоциациях, имеющих несколько слоев: общие природные,
более поздние слои - влияние культурных традиций народа, к которому принадлежит
человек, а затем уже цветовые ассоциаций личных переживаний и впечатлений.
Такой вот сложный ассоциативный пласт стоит за восприятием цветовых сочетаний.
Общие природные цветовые ассоциации, пожалуй, одинаковые или
во многом похожие для людей разных народов и рас. Синий - цвет неба, желтый
- солнца, а красный
- цвет пламени.
А вот насыщенность цвета неба, яркость солнца, зелень травы и
деревьев, цвет воды и почвы несколько варьируются в зависимости от климатических
зон. И от того, какие природные особенности, какие краски окружают человека
на его родине, зависит, в определенной мере, и цветовое пристрастие человека.
Цветовое окружение,одна из харакрерных черт климата, влияет и на темперамент
человека, так как обилие ярких красок
стимулирует эмоции, обостряет чувства. Тут и вступает в силу "память предков",
на уровне подсознаяния мы любим и выбираем то, что традиционно определяется
национальными особенностями.
Динамизм нашей современной жизни, высокий
уровень культуры больших слоев населения, развитие средств
массовой информации, туризм и миграционные процессы
нивелируют национальные особенности. И сейчас по одежде
человека, его цветовым пристрастиям бывает очень трудно
определить в какой части света он живет.
Но культурные традиции все еще имеют большое значение в укладе
жизни людей, а они, в свою очередь, зависят от географического положения
страны. У народов северных широт - большую часть года зима с белым снегом,
а лето короткое и блеклое. В холодных странах Скандинавии защищенность
дома и уют в нем стали почти культом. Именно пристальное внимание к меблировке
и комфорту в доме и породило в начале XX века бурное развитие своеобразного
скандинавского мебельного дизайна.
Цветовая
палитра северных широт достаточно скудная: темный цвет хвои, серые
камни, серое море, серо-голубое небо, луговые цветы нежных бледных оттенков.
Поэтому северяне, как правило, отдают предпочтение спокойным тонам. В
интерьерах их домов мало пестроты, светлые стены, много натурального светлого
дерева, цвета
приближены к природным, все добротно и удобно. С другой стороны, отсутствие
натуральных ярких красок в природе рождает желание немного "расцветить"
свой мир. В одежде шведов, например, нутуральные цвета тканей (белые,
цвета льна, приглушенно-зеленые, синие) дополняются красным. А в спокойном
колорите интерьеров часто присутствуют яркие праздничные пятна.
Англичане, живущие тоже в довольно скудной на яркие краски природной
среде, придумали способ расцвечивать свою жизнь, привнося цветочные
мотивы в интерьеры. Светлые шторы с крупными яркими букетами закрывают
туман и мелкий дождик за окном, а диван с красными розами, напоминает
ухоженный цветник. А шотландцы яркой клеткой своих юбок обозначают принадлежность
к определенному роду, за каждым из которых с древности строго закреплены
свои цвета.
Блеклый, морозный или туманный север
и, как антипод ему не только географический, но и живописный
- юг.
Марокко - древний Танжер - с его яркой
экзотичностью: слепящим солнцем, синим морем, белым
песком пляжей. Скалы, живописные бухты, старинные минареты,
зелень садов и сочная спелость плодов, впитавших южное
солнце.
Искусство этого края характеризует ярко
выраженная декоративность. В средние века здесь возник
орнамент -"музыка для глаз"- арабеска. Узор состоит
из переплетения стилизованных растительных мотивов и
геометрических фигур. Большие площади стен минаретов
и жилых домов покрывались сплошным ковром узоров в характерной
для мусульманства сине-зеленой гамме.
Марокканский стиль - это буйство ярких
красок: всевозможных оттенков красного от терракотово-красного
и малинового до лилово-красного и бордо. Самые невероятные
сочетания красок в интерьере возможно в марокканском
стиле: лиловое с зеленым и фиолетовым, синее с сиреневым
и приглушенно-оранжевым. И все это еще покрыто пестрым
цветным узором. Этот край, рождающий поистине красочный
карнавал очень любил Матисс - непревзойденный художник
сочного цвета.
На цветовое предпочтение жителей Западной
Европы большое влияние оказала живопись, родившаяся
из церковной иконописии, которая, в свою очередь имела
византийские корни. Типичные цвета ранневизантийской
церковной живописи, определялись установленными канонами
и состояли из: синих, золотых, белых, оранжевых и зеленых
тонов. Во времена Возрождения краски становятся более
сочными: Богоматерь одета в синий, символизирующий небо,
плащ с золотым подбоем и темно-красное платье, говорящее
о ее безмерной материнской любви. А белое одеяние Христа
означало чистоту его помыслов, безгреховность. Позже
в христианской иконописи появятся фиолетовые краски
- символ страдания ("страстей господних").
По колориту церковной и светской живописи
Европы можно определить и периоды социальных потрясений
или ужесточение диктата церкви. Так во времена Инквизиции
в Испании с мертвенным унынием жизни, краски полотен
Эль Греко темные, напряженные. Даже использование художником
ярких красок в неожиданных сочетаниях (желтых или ярко-розовых
по красному, желтых по зеленому) создает ощущение беспокойной
борьбы противостоящих цветов.
Позже, когда живопись в Европе перестала
быть достоянием церкви, начался период ее бурного развития.
Поистине бесценен вклад европейского искусства в мировую
культуру. Талантливые художники разных поколений, национальностей
и направлений в живописи от французских импрессионистов
до русских передвижников оставили миру произведения
тонкого и сложного колорита, цвет в их произведениях
живет, светится и удивляет.
Очень своеобразный, почти философский
смысл цвету придается на Востоке. Если в христианской
Европе белый - символ чистоты и света, то в Китае он
символизирует смерть. А Просветление, достижение определенного
духовного совершенства, у буддийских монахов связано
с оранжевым цветом, считается, что это смесь желтого
солнца и красного огня.
В древней Японии цвет играл роль точного
информационного посыла. И сейчас в известном театре
Кабуки цвет играет роль текста, например, если голова
героя повязана сиреневой повязкой - значит он смертельно
ранен. А большое количество определенного цвета в костюме
героя говорит о чертах его характера: лживости, коварстве
или добродетели.
Насколько бедна была бы наша жизнь без ярких красок природы или
творений человека, независимо от того, в какой части
планеты мы живем. Цвет несет нам радость и печаль, будоражит
и успокаивает, лечит и предупреждает об опасности.
***
В следующем выпуске мы снова вернемся к теме цвета в интерьере.
В этот раз речь пойдет о цвете в традиционных культурах
Запада и Востока.
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ
ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ