У каждого из нас есть свои цветовые пристрастия и свое восприятие
цвета, не зря говорят, что "на вкус и цвет товарищей
нет". Это научно доказанный факт, что цветовое предпочтение
и цветовосприятие очень индивидуальны. И то, что одному
человеку "режет глаз" - другой от созерцания этих же
цветовых сочетаний испытывает удовольствие. Большую
роль в цветовом предпочтении играет интеллект: чем выше
уровень интеллекта, тем более сложные и тонкие оттенки
и сочетания цветов нравятся человеку. Примером тому
может служить психологически тонкая живопись художника-профессионала
и лубочные яркие картинки деревенских мастеров.
Вопрос о причине различной окраски тел занимал ум человека
с
древних времен, когда философы и ученые считали, что цвет - есть свойство
самого тела. Хотя при этом не могли объяснить изменение этого цвета в
зависимости от времени дня или условий освещения. Считалось, что различные
цвета получаются как "смесь" света
и темноты. Люди наблюдали радугу, игру цветов на гранях алмазов и стеклянных
призм, которые привозили как диковину из Китая, но только Ньютон открыл
связь между великолепными красками радуги и цветом тел.
Важным открытием, принадлежащим Ньютону,
оказалось разделение цветов на простые, которые невозможно
разложить на составляющие и сложные, представляющие
из себя совокупность простых цветов. Самый сложный в
этом смысле белый цвет - это своеобразное "сжатие радуги".
Все знают, что смешение простых желтого и синего дает
сложный зеленый цвет, а синего и красного - фиолетовый.
Помимо простых и сложных цветов, в оптике
существует также очень интересное явление - наличие
дополнительных цветов, когда наложением цветных стекол
друг на друга, в результате получается белый цвет. Такие
цвета, которые как бы "гасят" друг друга, называются
дополнительными. Так дополнительным к красному служит
голубовато-зеленый тон, к оранжевому - голубой, а к
фиолетовому желто-зеленый.
В природе существование чистого цвета, без примеси, довольно
редко. Даже в радуге цвета
не переходят друг в друга "скачками", и эта "плавность" перехода, то есть
постепенное добавление в основной цвет другого цвета, создает понятие
тонов и оттенков, а вот отсутствие "примесей" характеризует чистоту цвета.
Например, желтый стоит рядом с зеленым, но при переходе в него проходит
стадии от желто-зеленого до зелено-желтого (или еще говорят "зеленый в
желтизну") в зависимости от того, какой цвет преобладает в тоне. Преобладающий
цвет в этом случае будет основным, а добавленный в него - оттенком.
Смешение цветов, или лучше сказать добавление
одного цвета в другой, как это делают художники, смешивая
краски, возможно не только в рядом стоящих в спектре
цветах, но и противоположных или далеко отстоящих друг
от друга. Так появляется красный с оттенком фиолетового
- малиновый цвет. Добавление в основной цвет серого
дает приглушенные тона: серо-синий, серо-зеленый, серо-сиреневый.
А вот добавление черного, делает цвета темными. Примесь
белого, как бы ослабляет цвет, а отсутствие белесоватости
характеризуется понятием насыщенности цвета. Самые насыщенные
цвета имеет бархатная ткань, этому есть обяснение в
физике.
Если цвета поставить рядом друг с другом,
не смешивая, или пятно одного цвета наложить на другой,
получится сочетание разных цветов или тонов. И тут возникают
понятия "фона" и "контраста". Фоном является преобладающий
по площади цвет, на который накладывается пятно, а вот
ощущение цветового пятна на фоне называется контрастом.
И чем насыщеннее цвета, тем сильнее контраст.
Сочетание тонов, имеющих разные оттенки,
но находящихся в пределах одного цвета называется монохромным.
Классический пример монохромного сочетания - черно-белый
телевизор, когда по степени разбавленности черного цвета
белым, на экране создается видимое изображение.
Конечно, монохромные сочетания с использованием других
цветов смотрятся более интересными и дают своеобразные варианты декорирования.
Например, в интерьереспальни
преобладает желтый цвет, но используются разные его тона: темно-желтый,
желто-коричневый, бледно-желтый, янтарный.
Набор используемых при декорировании
цветов создает цветовую гамму. И здесь прямая аналогия
с музыкой, ведь каждый цвет подобен ноте. Звучащая по
отдельности она маловыразительна, а вот в аккорде или
музыкальной фразе может произвести сильное впечатление.
И от того насколько талантливо составлены ноты (цвета
и оттенки) возникает гармония звуков или какофония и
шум.
Ощущения человека в том или ином цветовом окружении лежит в основе
создания интерьера в определенном колорите или цветовой гамме. Некоторые
цветовые сочетания в интерьере недопустимы, так как при длительном пребывании
вызывают отрицательные эмоции или агрессию. Например, интерьер, где преобладает
насыщенный красный
фон в сочетании с ярко-розовыми или сочно-зелеными пятнами, человеку
с нормальной психикой и стандартным цветовосприятием (не дальтонику) вынести
очень сложно.
Напряженные цветовые контрасты, когда
сочетаются насыщенные цвета далеко отстоящие друг от
друга в спектре, тоже относятся к некомфортным сочетаниям,
например, ярко-фиолетовый с насыщенно-желтым, вызывает
раздражение.
Уйти от бьющих контрастов можно приглушив яркий цвет серым или
черным или снизив насыщенность цвета - разбелив его. Тогда сочетание густого
темно-фиолетового и бледно-желтого цвета будет смотреться вполне приемлемо
и придаст интерьеру, например, кухни
экстравагантный оттенок. Или оранжевая мебель в кухне на фоне серо-голубых
стен - такое сочетание получается контрастным, но не напряженным, а бодрым.
Используя те же два цвета в ослабленных, пастельных оттенках, получим
освежающее "весеннее" сочетание (прозрачный песочный и светло-голубой).
А вот использование в интерьере сочетания
приближенных, переходных цветов (так называемое нюансное)
действует успокаивающе.
Возможны, разумеется, и смелые варианты,
построенные на большом количестве колористических составляющих,
но в этом случае без консультации с дизайнером есть
риск устроить дома цветовую мешанину. Профессионал же
поможет вам правильно выбрать колорит интерьера, чтобы
все цвета в нем уживались гармонично.
***
Примеры самых красивых и оригинальных дизайнерских решений в интерьере - в нашем следующем выпуске.
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ
ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ