Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НЛП (нейро-лингвистическое программирование) по делу. Семинар on-line


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

"НЛП по делу" Семинар on-line

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 33

 

 

Интегральная программа в рамках фестиваля "Белые Ночи"

Юнг, синхронистичность и НЛП

Холодинамика и НЛП: две карты одной территории

"Симулякр НЛП" Ю. Полозов

 

 

 

Дорогие Друзья!

 

Мы приглашаем вас на интегральную программу

"Холодинамика+" в рамках Фестиваля психологического мастерства "Белые Ночи"

16 -22 июня

 

Программа носит название "Холодинамика+", поскольку и концептуально, и композиционно она основана на принципе целостности личности, нашего внутреннего мира и процессов вселенной. Само направление Холодинамики во многом перекликается с подходом НЛП в области базовых пресуппозиций и в то же время обогащает наш опыт различиями в техниках по квантовому принципу дополнительности. Весь сегмент будет выстроен как единый процесс глубинного исследования, трансформации и интеграции с Будущим для каждого участника. Уникальность тренинговой программы состоит в том, что она синтезирует в себе возможности системного НЛП, квантовой психологии, холодинамики, новейших методов активизации восприятия, развития сенсорных способностей, психосинтеза - и одновременно демонстрирует синергетический эффект интегрального подхода.
Чем интересна программа специалистам, людям, искушенным в психологической практике, - и всем, кто стремится к психологическому мастерству построения своей жизни? С точки зрения НЛП будут задействованы новые техники работы с глубинными квантовыми матрицами сознания, то есть именно с теми целостными структурами нашей психики, которые недостаточно полно описываются с помощью метапрограмм. Путешествие по неограниченной линии времени в виде листа Мебиуса с непрерывным сбором ресурсов, новейшая техника цикличного движения к ядру Личности (Self - важнейший архетип) через логические уровни именно из проблемных зон на линии времени, включая будущее. DHE как инструмент трансформации наших важнейших матриц ограничений. Выявление и взаимодействие с фрактальными структурами нашего опыта способами системного НЛП, феноменологии и квантовой психологии. Синхронистичность и индивидуальная архетипическая символдрама, ее метапрограммы и синхронистичные стратегии. Техники развития сенситивности (активной чувствительности и восприятия), глубинных творческих состояний, сверхскоростных процессов и работы с субъективным временем. Время и одновременность занимают почетное место в нашей программе. Взаимодействие с ним не ограничивается управлением субъективным временем (например, рапид - эффект замедленного времени) и возможностями перехода к скоростям иного порядка, существуют и возможности получения более полного результата. Мы часто слышали о "соскальзывании будущего", о выстраивании его, о потенциализации - эти процессы невозможны без аккуратного взаимодействия со Временем. Оно превращается в "стрелу времени" только в наших руках и благодаря нашей целостности.
Впервые в полном объеме вы познакомитесь на практике с квантовой психологией и психосинергетикой. Это новейшие технологии, мощность которых сравнима с мощностью реактивных двигателей по сравнению с первыми паровыми "машинами". Механистичность и зависимость от инструментов, мягко говоря, не всегда способствует развитию потенциала самого Человека, его возможностей Творчества. Целью нашей программы является максимально экологичное, поддерживающее и развивающее целостность движение к гармонии Человеческого Существа как части Вселенной. Мы можем сами научиться взаимодействовать с ней более дружественно - и по квантовым, холодинамическим, синергетическим законам, получить от нее еще более дружественную обратную связь.
Успехов в этом всем нам!

 

Тренинг будет проходить в живописном месте под Лугой, среди нетронутой природы, вблизи озера, при свете белой ночи и живого огня костров… Работа со стихиями, в том числе с творческими стихиями нашего сознания, доставит вам удовольствие и радость неожиданных открытий.
Мы постарались максимально снизить стоимость участия. Вместе с проживанием в деревянных коттеджах, доставкой от С-Пб и обратно, трехразовым питанием и традиционным чаем она составляет 150 у.е.
Если вы приняли решение, пишите и звоните, чтобы мы могли обеспечить наличие мест на турбазе.

Сбор участников 16 июня в Санкт-Петербурге у станции метро "Московская" в 14:00!

 

До встречи на Фестивале!

 

Елена Шугалей

Тел. (812) 550-8666, или 8-911-917-18-36

center@humans.ru

 

 

Приглашаем вас вместе с детьми на презентацию первого летнего лагеря для детей

 

ШКОЛА ЧАРОДЕЙСТВА И ВОЛШЕБСТВА "ОСТЕНТУМ"

(Школа Гарри Поттера)

 

в рамках V Всероссийской Выставки достижений практической психологии

 

9 июня в 14-00 (С-Пб, м. "Парк Победы", новое здание Российской Национальной Библиотеки)

 

В программе:

· развитие когнитивных способностей ребенка: память, повышение мотивации к обучению, чтению (скорочтение), приобретению энциклопедических знаний, развитие активного восприятия по новейшим методикам
· развитие уровней сенсорной и интеллектуальной чувствительности, творческого мышления, выработка коммуникативных навыков и техник психологической самокоррекции (обучение возможностям НЛП, квантовой психологии, сказкотерапии, арттерапии, символдрамы и пр.)
· программы общего оздоровления
В программе:
· развитие когнитивных способностей ребенка: память, повышение мотивации к обучению, чтению (скорочтение), приобретению энциклопедических знаний, развитие активного восприятия по новейшим методикам
· развитие уровней сенсорной и интеллектуальной чувствительности, творческого мышления, выработка коммуникативных навыков и техник психологической самокоррекции (обучение возможностям НЛП, квантовой психологии, сказкотерапии, арттерапии, символдрамы и пр.)
· программы общего оздоровления


Участники лагеря получают игровые имена (по желанию) и распределяются по факультетам:

 

Ульвиссен (эмблема - Сова) - факультет обучения стратегиям интенсивного обучения, включая методы скоростного восприятия информации, быстрого и осмысленного чтения, развития эйдетической, образной и процессуальной памяти, анализа смысловых структур. В программе история культуры, мифология, символика.
Декан - Шугалей Елена, директор Центра современных психотехнологий, автор методик динамического обучения и развития активного восприятия, M.A. NLP, психолог.

 

Афалин (эмблема - Дельфин) - факультет развития сенсорных и творческих способностей, обучение методам активизации восприятия. В программе - все виды художественного творчества, работа с управлением психологическими состояниями, самовосприятием.
Декан - Косулина Ольга, тренер-консультант Института практической философии, психолог.

 

Кервус (эмблема - Олень) - факультет Здоровья. В программе экология Сознания, уроки Доброделания, Добромыслия, телесная психотерапия, приемы самореклаксации, общение с природой, цикл "медитаций в труде", фитотерапия, ритуалы сна и снятия психического напряжения, общение со звездным небом и многое другое.
Декан - Мараев Владимир, антрополог, психолог, инструментовед, преподаватель Философского факультета СПб Государственного Университета (курсы: "Этнология", "Историческая антропология", "Культурно-историческая психология").

 

Занятия проходят в игровой форме с использованием элементов символдрамы. Проводятся комплексные соревнования, где дети могут проявить свои индивидуальные творческие способности, этические качества, сообразительность, восприимчивость, внимание, дружескую солидарность.

 

Учебные предметы:

1. Практическая Магия - этика Жизни, Разума и Со-Знания; навыки развития способностей к обучению, интеллектуального и творческого потенциала. Развитие лингвистических способностей, техники скорочтения, развития памяти, эйдетического и образного восприятия, интеллектуальное моделирование, работа со смысловыми структурами. Навыки самоконтроля, самомотивации и индивидуальной работы с психическими состояниями. Пробуждение интереса к обучению, энциклопедичности знаний, чтению и гармоничной работе с потоками информации. Техники развития индивидуальных творческих способностей.
2. История Магии - история культуры, мифологии, мировой литературы, искусства, основы символики.
3. Трансфигурация - практические методы развития восприятия, психической самокоррекции, сенситивных способностей, приемы эффективной коммуникации.
4. Полеты - методы управления состояниями концентрации внимания, сосредоточения, развитие воображения, сенситивных способностей и ауторелаксации.
5. Защита от темных сил - основы глобальной Этики, снятие психологических зажимов, психическое самоуправление, методы практической психологии для детей.
6. Травология и Зельеварение - живая ботаника, минералогия и их оздоровительные аспекты. Фитотерапия, взаимодействие с природой и стихиями как психологическая практика, "исцеление Всселенной" - сеансы практической альт-психологии. Программа по профилактике наркотической зависимости среди подростков.
7. Уход за магическими Существами - живая зоология, экология, основы зоопсихологии. Природа в истории религий, символика, психологические техники снятия стресса и самокоррекции.

 

Летний лагерь (заезд 21 июля - 2 августа) расположен в живописном месте под Лугой среди нетронутой природы и лесных озер.

Артистически оформленные церемонии приема, поздравления каждого ребенка с текущим интересным результатом, окончания Школы, защиты и вручения дипломов, общее театральное представление и концерт!
Изготовление волшебных палочек, медитации в труде, общение с природой, стихиями и звездным небом, драматический Поиск Сокровища Доброго Сердца на территории старого парка, волшебные сказки перед сном, песни, костры и возможность научиться настоящему Волшебству построения гармонии с миром - все это сделает пребывание в нашей школе настоящим творческим праздником на всю жизнь!
Родителям, желающим принять участие в работе Школы предлагаются специальные вечерние семинары и индивидуальные консультации.

В рамках проекта ведутся специальные развивающие и оздоравливающие программы для детей-инвалидов и их родителей!
Творческие работы ребят будут представлены на выставке достижений в сети Интернет.


Запись предварительна!

Тел. (812)-550-8666, 346-39-67
Почтовый ящик проекта:

center@humans.ru


Следите за подробностями на сайте http://www.humans.ru/

 

"Юнг, синхронистичность и истинное Я (Self)"

Жан Шимода Болен

 

Синхроничность требует участия человека, поскольку субъективный опыт нуждается в придании значений, возникшему совпадению. Такое значение отличает синхроничность от простых совпадений, которые состоят в том, что определенные события происходят одновременно. Мы синхронизируем часы, планируем старт самолета, люди собираются в театрах в определенное время, но никто не видит в этом совпадения. Однако синхроничность в юнгианском значении - есть значимое совпадение, возникающее в субъективно определяемых временных рамках.

Между синхроничностью и причинно-следственной связью существуют существенные различия. Причинное объяснение связано с объективным знанием: чтобы объяснить, каким образом одно событие вытекает из другого, мы опираемся на наблюдения и логику. Когда в окно запущен камень и стекло разбивается, мы имеем дело с причинно-следственной связью. Не имеет значения, кто бросил камень, когда и где это происходит, и кто наблюдатель. Причинное объяснение принимает, что камень, брошенный с определенной силой, разобьет стекло. Синхроничность - наоборот - полагается на субъективных переживаниях. Если данный человек неожиданно почувствует, что должен отойти от окна, в которое через мгновение влетает камень, то осознание этого предчувствия делает из разбитого стекла синхроничное событие. Время для такого человека приобретает значение, поскольку его внутренние чувства неким неизвестным образом вошли в контакт с внешними событиями, наступившими потом.
Для определения причины и следствия необходимо обладать способностью наблюдать за внешним миром и способностью рассуждать. Для определения синхронической связи необходима способность наблюдать за внутренними субъективными состояниями, мыслями, чувствами, снами, грезами и предчувствиями а также интуитивно связывать их с определенными событиями. Синхроничность состоит в совместном проявлении событий, имеющих значение для субъекта; таким образом каждый синхронический опыт имеет неповторимый характер.

Об отношениях синхроничности и коллективного бессознательного Юнг высказывался в письме 1945 года, доктору Д. Б. Райни (J.B. Rhine), известному исследователю паранормальных явлений. Он писал, что коллективное бессознательное ведет себя так, как если бы оно было единым целым а не разделенным на множество частей, проявляясь не "только у людей но также у зверей и даже в неодухотворенной материи". Юнг приводит для иллюстрации следующий пример:
Я прогуливался со своей пациенткой по лесу, она рассказывала мне о первом в своей жизни сне, который произвел на нее неизгладимое впечатление. Она видела лису-призрака, которая шла по лестнице ее дома. В этот момент на расстоянии менее чем тридцать метров, из-за деревьев появилась настоящая лиса и совершенно спокойно шла впереди нас несколько минут. Животное вело себя так, как будто оно являлось партнером в этой ситуации.
Это одно из тех удивительных синхронических событий, которое кажется сигнализирует, что то, что мы обсуждаем в данный момент, несет огромный эмоциональный заряд и невероятно важно. Лиса, по всей видимости, представляла некую принципиально важную для пациентки проблему.
В своей автобиографической книге "Воспоминания, сновидения, размышления" Юнг описал синхроническое событие, которое имело для него наибольшее личное значение. Это произошло в конце длительного периода одиночества, наступившего после его разногласия с Фрейдом. Они разошлись во мнении на тему кровосмешения. Юнг приписывал ему символическое значение, а Фрейд - дословное. Это привело к исключению Юнга из психоаналитических кругов и отходу от него коллег. Юнг в этот период принимал пациентов, продолжая в полной изоляции свою психологическую работу. Теоретическое различие разрушило дружеские отношения с Фрейдом, исключив Юнга из научного общества, окружавшего Фрейда. Позднее Юнг назвал это "периодом внутренней неуверенности, состоянием дезориентации". Тогда он еще не обрел собственного пути. Вместо того, чтобы анализировать пациентов сквозь призму теории, он решил прислушаться к их снам и фантазиям, не имея определенной цели, с открытым сознанием, ограничиваясь лишь тем чтобы задавать вопросы, такие как: "Что приходит вам в голову в связи с этим?" или "Как вы это понимаете?", "Каковы причины этого и что вы об этом думаете?" То же самое он проделывал и со своими снами, углубляясь в детские воспоминания, реализуя свою мечту, построить миниатюрную башню на берегу озера. Постепенно он обрел ясность мысли.
В своей автобиографической книге "Воспоминания, сновидения, размышления" Юнг описал синхроническое событие, которое имело для него наибольшее личное значение. Это произошло в конце длительного периода одиночества, наступившего после его разногласия с Фрейдом.
Изучая содержание собственного бессознательного - сны, грезы и фантазии - он рисовал картины, проникая в психическую реальность, наличие которой было доказано также у детей, психически больных, а также в мифологии. Повторяемость определенных мотивов и персонажей в воображении людей и в литературе, позволила ему создать концепцию повсеместного наличия архетипов.
Потом его заинтересовали мандалы, которые используются в восточных мистических религиях, и которые появляются в рисунках людей с психическими нарушениями. (Мандала это рисунок с выраженным центром, часто принимающий форму колеса, вписанного в квадрат). Юнг пришел к частичному выводу о том что мандала это центр личности, который создает значения и который он назвал Self. Попасть в этот центр, по его мнению, это достичь цели психического развития личности.
Он понимал Self как центральный пункт между эго и бессознательным, связанный с ними но не тождественный им; как источник энергии, дающий импульс личности в стремлении "стать собой", как архетип, придающий смысл и упорядочивающий значения в сфере личности. В "Воспоминаниях, сновидениях и размышлениях" он писал, что если целью психического развития является Self, то "линейной эволюции не существует (за исключением первого периода жизни.); а есть лишь кружение вокруг Self".
Во время работы над этой концепцией, Юнгу приснился сон о золотом замке. Когда он нарисовал этот замок внутри мандалы, воспринимаемую им как китайскую, он получил от Ричарда Вильгельма экземпляр перевода древней китайской книги "Секрет Золотого Цветка" с просьбой написать комментарий. Юнг был весьма взволнован таким совпадением, считая его весьма важным.
Расставание с Фрейдом произошло шестнадцать лет назад. За это время Юнг не нашел никакого подтверждения своим теориям. Открытие в древнем китайском тексте взглядов, близких его собственным, явилось подтверждением ценности одинокого изучения природы психики. Синхроническая глубина этого события зародила в нем убеждение, что то над чем он работал многие годы, все-таки имело смысл.
Синхроничность является принципом, связующим нашу психику с внешним событием, которое посредством придания значений, вносит с собой таинственное чувство общности нашего внутреннего с тем что является внешним по отношению к нам. Испытывая синхроническое событие, мы не чувствуем себя отдельными, изолированными от всего мира существованиями, напротив мы испытываем глубокое чувство родства с другими людьми и вселенной.
Теоретическая физика в определенной мере дополняет эту картину.
Артур Коестлер в книге "Корни совпадений" и Капра описывают абсолютно нематериальный мир, в котором материя - такая как мы ее знаем - не существует, а предметы, которые мы видим и к которым прикасаемся, являются лишь определенными образцами энергии, подверженными вечному движению и изменениям, где частицы могут превращаться в волны и совершать путешествия во времени; все является частью движения "постоянного танца", а время и пространство это аспекты одного континуума.
Волфган Паули, который разработал одно из ключевых понятий современной физики: так называемый запрет Паули - принцип математической симметрии - считал, что парапсихологические явления (включая значимые совпадения) являются вещественными доказательствами существования неизвестного до сих пор принципа функционирования вселенной. Коестлер считает, что именно это было причиной сотрудничества Паули и Юнга, для которого он был своего рода учителем современной физики. Сотрудничество принесло плоды в виде двух публикаций. Паули написал эссе "Влияние концепций архетипов на научные теории Кеплера", где он использовал пример Иоханнеса Кеплера, великого мистика и одного из создателей современной астрономии, описывая процесс рождения науки из мистицизма. Работа Юнга (ранее уже упоминавшаяся) называлась: "Синхроничность: принцип акаузальных связей". Эта общая публикация символически связала физику и психологию.

Полный текст >>>

 

 

Холодинамика и НЛП: две карты одной территории

В. Стрелкин

 

 

Введение

НЛП выросло из наблюдения за работой лучших из лучших психотерапевтов 70-х годов и выявления глубинной структуры в их вербальном и невербальном поведении. В результате были получены изящные модели, которые позволили обучать навыкам эффективной коммуникации, которые раньше были доступны единицам.

Холодинамика родилась из совмещения идей квантовой физики и необходимости реальной помощи людям, страдающим от наркотической зависимости. В результате этой работы были сформулированы базовые принципы холодинамики и весь накопленный опыт сведен к ясному описанию самых необходимых процессов, которые приводят к изменениям.

Каждому из этих направлений чуть более 30 лет от роду. Места, где они возникли, расположены рядом - город Санта-Круз и город Сан-Диего в штате Калифорния, США. Оба они претендуют на нечто большее, чем просто одно из направлений практической психологии. И вполне заслуженно!

 

Сходства и различия

Одним из наиболее сильных сторон НЛП является создание языка, который подходит для описания деятельности сознания, и, следовательно, различных методик работы с сознанием (и с бессознательным) с целью получения решения проблем (это то, чем является психология и психотерапия, с моей точки зрения)

И НЛП, и Холодинамика являются универсальными подходами в работе с человеческой личностью.

Итак, ТЕРРИТОРИЯ, которую изучают и описывают данные направления, является человеческая личность и коммуникация (как внутренняя - "тихо сам с собою", так и внешняя - я с другим или с другими).

НЛП фокусируется на детальной проработке поведенческих навыков. Исторически поднимаясь по логическим уровням снизу вверх от работы с поведением к способностям и через убеждения к личностному своеобразию. При этом чрезвычайно важным моментом является сенсорность описания наблюдаемых явлений.

Холодинамика сосредоточена на уровне миссии и личностного своеобразия. И основные вопросы при работе с проблемами звучат так: "Чему научил тебя этот опыт?" и "Какой потенциал ждет своего раскрытия в данной ситуации?"

В качестве первого шага приведу технику "Наилучшее решение для Всех", которая включает в себя некоторые идеи НЛП и Холодинамки.

Техника "Наилучшее решение для всех"
В. Стрелкин

Что такое пространственный якорь, надеюсь, читатели помнят! В нашем случае - это листок бумаги, который отмечает одну из позиций!

В данной технике используются три позиции: "Проблема/Симптом", "Решение", "Наилучшее решение для всех".

Если брать параллели с моделью SCORE в НЛП, то я заменил пункт "Цель" на пункт "Решение". Так как это слово кроме цели, которую нужно достичь, включает в себя еще и способ, которым эта цель будет достигаться!

Позиция "Наилучшее решение для всех" - это то, что предлагает Холодинамика. Мы используем силу нашего мышления - мы фокусируемся на поиске наилучшего решения, т.е. на ПОТЕНЦИАЛЕ данной ситуации!

Наилучшее решение совсем не означает компромисс. Холодинамический подход предполагает, что мы на земле для того, чтобы накапливать опыт. И для нашего внутреннего, духовного роста нам совсем не обязательно нужны тепличные условия. А чаще всего как раз наоборот! Как говорил Серафим Саровский: "Наверно боженька меня не любит - третий месяц испытания не посылает".

Пошаговые инструкции к технике "Наилучшее решение для всех"

1. Возьмите три листа бумаги, напишите на первом - "Проблема/Симптом", на втором - "Решение" и на третьем - "Наилучшее решение для всех".
2. Расположите эти листочки на полу так, что бы между ними было расстояние примерно в один шаг.
3. Встаньте на лист "Проблема/Симптом" и опишите вслух, в чем состоит проблема. Отметьте свои ощущения.
4. Перейдите на лист "Решение". Дайте себе некоторое время для того, чтобы настроиться на поиск решения не только на уровне сознания, но и на уровне тела. Опишите, каким может быть решение проблемы.
5. Перейдите на лист "Наилучшее решение для Всех". Постойте некоторое время в молчании. Полезно мысленно раздвинуть границы своего тела. Посмотрите на ситуацию и людей, которые в нее включены, с данной перспективы. Опишите, каким может быть наилучшее решение для всех. Запомните свои ощущения.
6. Соберите листочки
7. Уделите некоторое время тому, чтобы сделать новое решение своим ПОЛНОСТЬЮ. Для этого мысленно представьте, что вы выполняете найденные действия сначала со стороны, а потом глядя из своих глаз.

Примечание.
В данном упражнении приведена только мета-стратегия, т.е. "крупные" блоки. Для шагов 4, 5, 7 может потребоваться "встраивание" микро-стратегий. Но это тема отдельного разговора.


© Виктор Стрелкин, Тренер НЛП,
Мастер-Учитель Холодинамики,
психолог-консультант
Май, 2002

 

«Симулякр НЛП»

Ю. Полозов


Манипуляция

возникла видимость, будто
справедливый поступок не эгоистичен.
Ф. Ницше

наиболее личные мотивы полезнее всего
и для общего блага
Ф. Ницше


Одно из важных предположений в НЛП: "Коммуникация равна манипуляции". Это вызывает множество вопросов, недоумений и возражений.
Интересно, что эта идея уже заложена в научно-популярной книге биолога Ричарда Доккинза "Эгоистичный ген" (1976):

"Вполне возможно, что все коммуникации между животными с самого начала содержат в себе элемент обмана, ибо любые взаимодействия между животными всегда сопряжены с некоторым столкновением интересов."
И ко второму изданию книги идея идентичности коммуникации и манипуляции окончательно выкристаллизовывается: "Меня теперь не удовлетворяет то, как я изложил проблему коммуникации, или передачу информации, у животных. Мы с Джоном Кребсом в двух статьях настаиваем на том, что большая часть используемых животными сигналов лучше считать не информативными и не вводящими в заблуждение, но манипулятивными. Сигнал служит средством, с помощью которого одно животное может воспользоваться мышечной силой другого животного. Песня соловья не несет в себе никакой информации, даже обманчивой. Это красноречие, которое убеждает, гипнотизирует, очаровывает ... Мы с Кребсом считаем, что сигналы развиваются из взаимодействия того. что мы называем чтением мыслей и манипуляции" (Р. Доккинз) [4].


Можно ли встретить что-то подобное у философов? Конечно же, они давно поднимают эту тему.
Горгий дал довольно подробные объяснения, почему один человек не может дать другому точное знание о своих желаниях (что было бы одним из условий к неманипулятивному общению):
…"Ясно, что человеку неподвластно судить достоверно и по праву о существующем.

Знание о существующем непередаваемо другим людям.
Доказательство.
Передача знаний осуществляется посредством слов. Сами же слова не есть бытие и не есть то, что есть ощущаемые вещи.
Кроме того, из слова не следует смысл вещи.
Но самое главное то, что бытие познается одним органом - глазами, а знание передается другим посредством и при участии другого органа - ушей.
Что же получается: существующее передается в виде знания о нем другим людям через отличное от бытия - мыслями и через отличное от бытия и от мыслей-словами"[9].

Вот, Ницше показывает эгоистичные истоки справедливости:
"Каждый удовлетворяет другого тем, что каждый получает то, что он больше ценит, чем другой. Каждому дают, что он хочет иметь, как принадлежащее отныне ему, и получают взамен желаемое. Справедливость есть, следовательно, воздаяние и обмен при условии приблизительного равенства сил; так, первоначально месть принадлежит к области справедливости, она есть обмен. Так же и благодарность. Справедливость естественно сводится к точке зрения рассудительного самосохранения, т. е. к следующему эгоистическому соображению: Зачем я буду бесполезно вредить себе и при этом всё же, быть может, не достигну своей цели? Таково происхождение справедливости. Благодаря тому, что люди, в силу своей интеллектуальной привычки, забыли первоначальную цель так называемых справедливых, правомерных поступков, и особенно благодаря тому, что в течение тысячелетий дети приучались восторгаться такими поступками и подражать им, возникла видимость, будто справедливый поступок не эгоистичен" [8].
А задолго до Ницше Монтень сказал, что "что бы ни говорили, но даже в самой добродетели конечная цель - наслаждение" [6].
Понять другого, получается, нельзя, да и за добродетелью стоит эгоизм. Значит ли это беспринципность?
Ведь наслаждение всюду:
"Человек поступает всегда хорошо. Мы не обвиняем природу в безнравственности, когда она ниспосылает нам грозу и заставляет нас промокнуть до нитки; почему же мы называем безнравственным человека, который причиняет нам вред? Потому что здесь мы принимаем произвольно действующую свободную волю, там же необходимость. Но это различение ошибочно. Далее: даже намеренное нанесение вреда мы не при всех условиях называем безнравственным; например, мы без колебаний, сознательно убиваем комара просто потому, что его жужжание нам неприятно, мы сознательно наказываем преступника и причиняем ему страдания, чтобы защитить себя самих и общество. В первом случае сознательно причиняет страдание личность, чтобы сохранить себя или даже просто чтобы избегнуть неприятности; во втором случае это делает государство. Всякая мораль допускает намеренное нанесение вреда при необходимой самообороне, т. е. когда дело идет о самосохранении. Но обе эти точки зрения достаточны, чтобы объяснить все злые действия, совершаемые людьми против людей: человек хочет получить удовольствие или избегнуть страдания; в каком-либо смысле дело всегда идет о самосохранении. Сократ и Платон правы: что бы человек ни делал, он всегда поступает хорошо, т. е. делает то, что кажется ему хорошим (полезным), смотря по развитию его интеллекта, по степени его разумности" (Ф. Ницше) [8].
Нет, такой эгоист не становится злодеем. Проблема необходимости манипуляции решается одновременно с проблемой невозможности чтения мыслей другого человека. Так как чтение мыслей невозможно, то и воздействия: общение, обучение и т.д. - суть манипуляции. Однако в некоторой степени, говорят нлперы, мы все-таки можем проникнуть в мир другого человека (Еще о чтении мыслей: Чжуан-цзы и Хуй Ши прогуливались по мосту через реку Хао. Чжуан-цзы сказал: "С каким наслаждением эти ельцы играют в воде - в этом удовольствие рыб". "Ты ведь не рыба, откуда тебе знать, в чем ее удовольствие?" - спросил Хуй Ши. "Ты ведь не я, - возразил Чжуан-цзы, - откуда тебе знать, что я не знаю, в чем удовольствие рыбы?" "Я действительно не ты, - ответил Хуй Ши, - и, безусловно, тебя не знаю; однако ты, несомненно, не рыба и ни в коей мере не можешь знать, в чем ее удовольствие". На это Чжуан-цзы ответил: "Вернемся, пожалуйста, к началу нашего спора. Ты сказал мне такие слова: "Откуда тебе знать, в чем удовольствие рыбы?" Это значит, что ты уже знал, что я знаю это, и поэтому спросил меня. А я это узнал во время нашей прогулки над рекой Хао"[9].
Мы можем понять его с помощью его речи, с помощью его физиологии. Более того, любая коммуникация подразумевает подстройку, синхронизацию, раппорт - и при таких гармоничных, взаимопредсказуемых взаимодействиях ни о каком управлении без ведома другого речи быть не может. То есть общение остается манипулятивным, но предсказуемость делает его взаимовыгодным.
В результате появляется возможность приводить психологические переговоры к модели "Выигрыш-выигрыш" и соответствовать пожеланию Монтеня:
"Я держусь того мнения, что наиболее достойная деятельность - это служить обществу и приносить пользу многим. Fructus enim ingenii et virtutis omnisque praestantiae tum maximus accipitur, cum in proximum quemque confertur." (Плоды таланта, доблести и всякого нашего дарования кажутся нам наиболее сладкими, когда они приносят пользу кому-нибудь из близких. - лат.) (М. Монтень) [6].

Симулякр

мы должны удвоить язык, перейти к уловкам, хитростям, симулякрам
Ж.Деррида

Благожелательная симуляция.
Часто в общении с людьми необходимо из
благожелательности симулировать…
Ф. Ницше

НЛП, конечно далеко от постструктурализма. Это все-таки техника.
"Как выйти за пределы "подчинения" смыслу (философского) логоса в его тотальности? Может быть - с помощью высшего письма: "Я пишу, чтобы аннулировать в себе самом игру подчиненных операций (это, в общем и целом, излишне)" (MM). Всего лишь может быть, и "это, в общем и целом, излишне", потому что письмо это не должно обнадеживать нас ни в чем, оно не дает нам никакой достоверности, никакого результата, никакой выгоды. Оно абсолютно авантюрно: это какой-то шанс, а не техника" (Ж.Деррида) [1].
НЛПеры готовы идти на хитрости, надевать маски. Так, Ричард Бендлер, Джон Гриндер в книге "Из лягушек - в принцы (Вводный курс НЛП тренинга) " пишут:
"Верите вы этому? Да, это ложь. Все, что мы собираемся вам здесь сказать- это ложь. Поскольку у вас нет требований к истинным и точным понятиям, на этом семинаре мы постоянно будем вам лгать. Между точными и другими учителями существует лишь два различия. Первое: мы на наших семинарах в самом начале предупреждаем, что все, что мы скажем, будет ложью, а другие учителя этого не делают. Большинство из них верит в то, что провозглашает, не осознавая искусственности своих утверждений.
Второе отличие состоит в том, что провозглашает, не осознавая искусственности вы будете действовать так, как будто наши утверждения действительно истинны, то убедитесь, что они работают".
Но за этим стоит большая серьезность, затаенный смысл. Наглядная польза. Тут подходит то же различие, что Деррида указывал для Батая:
"А суверенная трансгрессия есть редукция этой редукции: не редукция к смыслу, но редукция смысла" [1].
То есть НЛП - это просто редукция к смыслу.
НЛП - это игра, но с пользой как у софистов:
"Эпидейксис (эпидейксис), представление, исполнение, показывание -- так называется выступление софиста. И он располагает, как уже было показано, репертуаром для своих представлений. Он получает за них гонорар -- речь идет о вещах, предлагаемых по твердой цене: так, например, 50 драхм за выступление Продика. Горгий получал столь высокие гонорары, что мог позволить себе заказать собственную массивную золотую статую и посвятить ее богу в Дельфах. Странствующие софисты, как Протагор, пользуются баснословным успехом. Целое событие -- когда знаменитость из них удостаивает своим посещением какой-нибудь город. На них взирают как на чудотворцев, их сравнивают с борцами, короче говоря, деятельность софистов попадает полностью в сферу спорта. Зрители рукоплещут им, и каждый удачный ход встречается смехом. Эта чистая игра: соперники ловят друг друга в свои словесные сети, отправляют в нокаут, похваляются, что ответы на их неизменно каверзные вопросы всегда будут ложными".
НЛП - это смех, но смех нацеленный как у Умберто Эко.
Умберто Эко в "Имени Розы" устами Вильгельма говорит: "Хорхе совершил дьявольские деяния потому, что он так сладострастно любил свою правоту, что полагал, будто все позволено тому, кто борется с неправотой. Хорхе боялся второй книги Аристотеля потому, что она, вероятно, учила преображать любую истину, дабы не становиться рабами собственных убеждений. Должно быть, обязанность всякого, кто любит людей, - учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твердая истина - что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине" [11].
Ф. Ницше так отзывался об игре со смыслом и смехом:
"Удовольствие от бессмыслицы. Как может человек иметь удовольствие от бессмыслицы? А ведь всегда, когда на свете смеются, это имеет место; и можно даже сказать, что почти всюду, где есть счастье, есть и удовольствие от бессмыслицы. Выворачивание опыта наизнанку, превращение целесообразного в бесцельное, необходимого в произвольное, но притом так, что этот процесс не причиняет никакого вреда и лишь воображается из шаловливости, доставляет наслаждение, потому что это на мгновение освобождает нас от власти необходимого, целесообразного и опытно данного, в которых мы обыкновенно видим неумолимых владык; мы играем и смеемся, когда ожидаемое (которое обычно тревожит и беспокоит нас) осуществляется без вреда для нас. Это есть радость рабов на празднествах сатурналий" [8].
А у Дерриды смех аристократичен:
"Смех над философией (над гегельянством) - именно такую форму принимает пробуждение - взывает отныне к полной "дисциплине", к тому "методу медитации", который признает пути философа, понимает его игру, ловчит с его уловками, манипулирует его картами, предоставляет ему развертывать свою стратегию, присваивает себе его тексты. Затем, благодаря этому подготовительному труду (а философия по Батаю и есть труд как таковой), но порывая с ней стремительно, украдкой и непредвиденно - предательство или отстранение, - взрыв смеха. Звучащий сухо" [1].
и далее:
"Далеко не будучи какой-то абстрактной негативностью, суверенность - абсолют выставления на кон - должна серьезность смысла заставить предстать в качестве некоторой абстракции, вписанной в ее игру. Смех, конституирующий суверенность в ее отношении к смерти, не является негативностью, как кое-кто сумел сказать. И он смеется над собой, "высший" ("majeur") смех смеется над смехом "низшим" ("mineur") - потому что суверенная операция также нуждается в жизни (той, что спаивает воедино две жизни), чтобы соотнестись с собой в наслаждении самой собой. Следовательно, она должна каким-то образом симулировать абсолютный риск и в то же время высмеивать этот симулякр. В той комедии, которую она таким образом для себя разыгрывает, взрыв смеха оказывается тем смехотворным пустяком, в котором совершенно пропадает всякий смысл" [1].
"Что смешно, так это подчинение очевидности смысла, силе этого императива: чтобы непременно наличествовал какой-то смысл, чтобы ничто не было окончательно утрачено в смерти, чтобы последняя к тому же принимала значение "абстрактной негативности", чтобы всегда был возможен такой труд, который, откладывая наслаждение, наделяет выставление на кон смыслом, серьезностью и истиной"[1].
Конечно, при деконструкции отказ от смысла наиболее существенен. Тем не менее можно отметить, что в НЛП есть выставление на кон серьезности:
"Застревание на определенном способе понимания мира -- каким бы он ни был -- является причиной трех главных человеческих болезней, с которыми я хотел бы что-нибудь сделать. Первая -- это серьезность, как в выражении "мертвецки серьезно". Если вы решаете, что хотите что-либо сделать -- прекрасно, но серьезное отношение к этому только ослепит вас и встанет у вас на пути.
Правота или уверенность -- это вторая болезнь. Уверенность -- это когда люди перестают думать и замечать. Всякий раз, когда вы чувствуете себя абсолютно уверенным в чем-либо, это верный знак, что вы что-то упустили. Иногда удобно сознательно игнорировать что-то некоторое время; но если вы абсолютно уверены -- возможно, вы упустите это навсегда.
Уверенности легко прокрасться в вас. Даже неуверенные люди тоже обычно уверены в этом. Они либо уверены, что уверены, либо уверены, что не уверены. Редко находится человек, неуверенный в своих сомнениях или неуверенный в своей уверенности. Такое переживание можно создать, но встречается оно редко. Вы можете спросить человека:"Достаточно ли вы уверены, чтобы сомневаться?" Это глупый вопрос, но после того, как вы его зададите, он уже больше никогда не будет уверен.
Третья болезнь -- это важность, и самое худшее - собственная важность. Как только что-то одно приобретает важность, все остальное -- теряет. Важность -- прекрасный способ оправдать посредственность и деструктивность или любое другое поведение, достаточно неприятное, чтобы нуждаться в оправдании" .

А также сходен сам подход - рискованный подход:
"Скользить к чему? К каким-то другим словам, к другим объектам, конечно же, которые возвещают суверенность. Это скольжение сопряжено с риском. Но раз оно так ориентировано, то идет оно на риск смысла и утраты суверенности в фигуре дискурса. Рискует придать смысл. Признать правоту и разумность. Разума. Философии. Гегеля, который всегда оказывается прав, как только мы раскрываем рот, чтобы артикулировать смысл. Чтобы подставить себя этому риску в языке, пойти на него, чтобы спасти то, что не хочет быть спасенным - возможность абсолютных игры и риска, - мы должны удвоить язык, перейти к уловкам, хитростям, симулякрам. К маскам: "То, что не является рабским, непроизносимо: повод для смеха... то же самое с экстазом. То, что не является полезным, должно скрываться (под маской)"[1]
Иначе говоря, в НЛП начинается со смеха, с игры, а кончается серьезным, принятием (смотри "как если бы" в конце главы 3.1.), а у Дерриды все идет от серьезности к смеху:
"некое безоговорочное сообщничество сопровождает гегелевский дискурс, "принимает его всерьез" до конца, без какого бы то ни было возражения в философской форме, и в то же время некий взрыв смеха выходит за его пределы, уничтожает его смысл, в любом случае отмечает ту точку "опыта", в которой он сам себя расшатывает, а сделать это можно, лишь хорошо видя и зная, над чем смеются"[1].

....

В заключение можно сказать, что для полноты картины стоило бы добавить такие основополагающие темы, как модели мышления и кибернетика, как моделирование сознания, уделить большее внимание лингвистике и пр. Тем не менее в рамках реферата анализ НЛП показал широкую заимствованность философской базы. Активно используются наработки философов, начиная от восточных мудрецов, греческих философов, софистов и кончая современными философами.
Можно заметить, что выросшая популярность НЛП вызвана актуальностью техничности a la компьютер и популярностью идей всеобщей терпимости в связи с многообразием культур и мировоззрений.
Получит ли НЛП повсеместное развитие? Есть мнение, что нет:
Часть идей, питающих это направление, могут быть ассимилированы обществом и стать банальными и без НЛП. Как пример можно привести ставшую популярной идею обратной связи. Другие же идеи, питающие целые направления практической психологии, не могут органически вписаться в НЛП. Например, идеализм и "солипсизм-без-тени-сомнения" питает Симорон, а диалектика дала пищу такому направлению как ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач).
Можно ли говорить, что концепция НЛП проста, очевидна, банальна, и во многом преодолена целым рядом философов в их поисках? В общем, да. У современных философов больше свободы в игре со смыслом и с пользой.
"Итак, с одной стороны имеется вульгарная ткань абсолютного знания, с другой - смертельное отверстие глаза. Текст и взгляд. Рабство смысла и пробуждение для смерти. Письмо низшее и письмо высшее.
От одного к другому, совершенно другому, тянется определенный текст. Который в молчании прослеживает структуру глаза, обрисовывает это отверстие, отваживается сплести "абсолютную разорванность", абсолютно разрывает собственную ткань, вновь сделавшуюся "плотной" и рабской вследствие того, что она дала прочесть себя еще раз" (Ж. Деррида)
.

 

Полный текст статьи >>>

 

Новые материалы сообществ

 

П.В.Симонов "МОЗГ И ТВОРЧЕСТВО"
СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО АКТА. МЕХАНИЗМЫ ДОМИНАНТЫ. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА.
Поскольку сверхсознание оперирует опытом, накопленным сознанием и частично зафиксированным в подсознании, оно в принципе не может породить гипотезу, совершенно свободную от этого опыта. В голове первобытного гения не могла родиться теория относительности или замысел «Сикстинской мадонны». Гений нередко опережает свое время, но дистанция этого опережения исторически ограничена. Анализ биографий семидесяти знаменитых композиторов показал, что продуктивному творчеству предшествует период усердной учебы. Никто из них не создал ни одного выдающегося произведения ранее, чем после десяти лет овладения мастерством. Когда великого актера Жерара Филиппа спросили: «какой человеческий недостаток вызывает у Вас наибольшее отвращение?» - он ответил, - «Непрофессионализм». Вот почему смешны и наивны надежды дилетанта в любой области творчества оказаться автором «безумной идеи», прокладывающей новые пути развития науки и искусства; потребность вооруженности (компетенции) представляет один из важнейших мотивационных компонентов творческой одаренности. Мотивация творчества - фактор, в огромной мере определяющий его продуктивность. По-видимому, существуют очень глубокие связи между потребностями, сознанием и неосознаваемыми проявлениями высшей нервной деятельности. Уже само коммуникативное происхождение сознания делает его неизбежно социальным. Интериоризованный «другой» (точнее: «другие»), субъективно воспринимаемый как мое внутреннее «Я», порождает не только способность мысленного диалога с самим собой, но и принципиальную возможность думать одно, а говорить другое. Как остроумно заметила психоаналитик Франсуаза Дольто, «нельзя лгать подсознанием. Оно всегда знает правду». Зависимость феномена подсказки, непосредственно провоцирующей озарение, от мотивационной доминанты объясняет, почему именно потребности бескорыстного познания, стремления к правде и красоте должны доминировать в иерархии мотивов личности, претендующей на открытие в области науки и искусства. >>>

 

Автобиографический рассказ В.М. Элькина "Опера хромых. (Опыт преодоления)..."


«Удача- это переход от одной неудачи к другой с возрастающим энтузиазмом!»

У. Черчилль


Я спешу. Сегодня у меня большие планы. Надо успеть сделать сеанс музыкотерапии. Надо рассказать о новых идеях друзьям, надо скорее написать книгу.
Я спешу. Но на пути этих срочных дел встает жестокая жизнь. Я перехожу улицу и замечаю мчащуюся с моста машину – так мчатся только на гонках - мелькает мысль, надо успеть, мне ведь осталось пройти только два шага...
Но я не успел сделать эти два шага до тротуара - они отделяли меня от обычной жизни, оказывается прекрасной, несмотря на огорчения и переживания...
Я решил изучить свое состояние и запомнить навсегда.
...солнце тогда мне казалось черным, потому что я жил в трагическом мире боли и страха.. .
...ноги визжали от боли всегда - да и сейчас это часто делают...
...воздух – морозный, свежий, крепкий воздух казался мне густым и вязким...
Теперь я вошел в группу хромых. Среди нас есть замечательные люди. Хромой от рождения Байрон стал замечательным пловцом, и итальянцы звали его ЧЕЛОВЕК- РЫБА.
Парализованный Николай Островский ВСЕГДА УЛЫБАЛСЯ.
Милтон Эриксон сидел в инвалидном кресле. В 18 лет он думал, как было бы хорошо, если бы заскрипело это кресло. Через несколько месяцев оно ЗАСКРИПЕЛО и он снял проявления паралича. Герой картины Рибера - колченожка. Мальчик с изуродованными ступнями громко неудержимо хохочет. Эта картина - символ преодоления.
Мы, хромые, скорбные ножками, - очень упрямые, активные и веселые люди...
>>>

 

ВСЕЛЕННАЯ - СФЕРА ДРУЖЕСТВЕННАЯ! :-)

 

Рассылки Международного клуба ЧеловекИ:

Почтовый ящик проекта:

Международный Центр Развития center@humans.ru

 


-AdRiver-

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное