Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметки Сергея Михайлова (Скорочтение, память ...) Тренировка памяти


Заметки о самосовершенствовании N 297

Коротко о выпуске: Григорий Громыко рассказывает о том как усовершенствовать память. Приводится отзыв подписчика по поводу предыдущих статей Григория Громыко о памяти.

 

Электронные книги и видеотренинги на тему самосовершенствования.

 

Тренировка памяти

Пишет Григорий Громыко, тренер по иностранным языкам, технолог по образовательным технологиям

Ваша способность вспомнить в нужный момент важную информацию зависит не столько от того, как много информации вы «держите в голове», заучили, сколько от того, как она организована в вашей памяти. Иногда для того, чтобы вспомнить нужное, не стоит рыться в памяти. Информация здесь, перед вашими глазами, ее нужно просто «узнать». Узнавать ведь гораздо проще, чем вспоминать!

Установите ассоциации. Расположение лекарственных препаратов можно упорядочить, используя цветовые ассоциации. Присвойте каждой группе лекарств свой цвет, благодаря которому вы не только быстро сможете найти нужный препарат, но и с поиском аналогов проблем не будет. Мелкая подсказка - используйте цветные наклейки в виде полосок разной ширины, но одного цвета. Если один цвет - это аналогичные лекарства, то "ширина" полоски может давать вам какую-то дополнительную информацию. Какую? это вопрос к вашему воображению.

Используйте символы. Символические связи позволяют запомнить огромное количество информации при помощи одного-единственного образа. Символы помогут вам правильно организовать рабочее место аптекаря, и процесс запоминания будет гораздо проще – нужно будет просто «узнать» расположение необходимого лекарства.

Сегодня мы дадим новые упражнения для развития мышечной, зрительной и слуховой памяти, а также приведем тренировку других видов памяти.

Тренировка памяти восприятия информации на слух.

Попросите прочитать вам вслух десять произвольных слов. Например: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок. Необходимо воспроизвести слова именно в том порядке, в котором они были зачитаны. Если десять слов не получается воспроизвести в правильном порядке, тогда уменьшите число слов, начните с такого количества слов, которые Вы можете воспроизвести, и постепенно добавляйте слова.

Ассоциации

Пусть кто-нибудь медленно прочитает вам вслух приведённые здесь пары слов. Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить эти пары, затем попросите читать вам только первые слова из пар, а вторые записывайте по памяти.

1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

Зрительная память

Для развития зрительной памяти в минуты поездок или ожидания в очереди не теряю зря времени. Внимательно рассматриваю какой-то предмет, стараюсь запомнить все детали – цвет, форму, все мельчайшие подробности. Закрываю глаза и мысленно восстанавливаю картинку во всех мельчайших подробностях. Открываю глаза – проверяю, ничего не упустил? И так повторяю с разными предметами.

Ниже рассмотрим тренировки тактильной памяти, тренировки чувства обоняния и вкуса, каждое из которых способствует развитию образного мышления.

Тактильная память

Пример-тренировка

Постарайтесь вспомнить вещи, до которых Вы дотрагивались в течение дня. Представьте, что Вы их трогаете руками, например, можно почувствовать холодный метал дверной ручки, мягкую обивку дивана. Не спешите, нужно хорошо представить, как Вы до них дотрагиваетесь.

На следующий день попробуйте прикоснуться к различным поверхностям (обязательно и правой, и левой рукой), создавая тактильный образ каждого из предметов. Вечером воспроизведите мысленно эти образы. Со временем у вас будет получаться все лучше и точнее.

 

Вкусовая память и память на запахи

Пример-тренировка

Положите перед собой продукт, вкус и запах которого вы хотите зафиксировать. Закройте глаза и не спеша понюхайте продукт. Положите кусочек в рот. Постарайтесь запомнить общий вид продукта, вкусовое ощущение, которое он вызывает, и характерный привкус, а также присущий продукту запах. Закройте глаза и постарайтесь на основе продолжающихся вкусовых ощущений и запаха вызвать у себя образ самого продукта. Если сначала не получается, попробуйте еще раз.

Второй этап тренировки

Читая тексты, постарайтесь вызывать у себя повторные вкусовые и обонятельные представления.

  • Стол накрыт. Посреди стола — блюдо с разрезанной селедкой. Я нарезаю репчатый лук. Его резкий запах режет глаза. Я отворачиваюсь от блюда. Не помогает. Протираю глаза. Беру бутылку с уксусом и поливаю селедку и лук. Запах уксуса наполнил комнату.

  • Я нарезаю арбуз. Крупные черные семечки прячутся в мякоти. Откусываю кусочек. Арбуз тает во рту. Он сладкий, и у него запах поля. Дыня пахнет совсем иначе. Да и сладости в ней больше. Вкус у нее приторный и какой-то медовый.

  • Я взял головку чеснока, вынул одну дольку и очистил ее от шкурки. Ножом отрезаю кусочек. Чесночный запах разносится по всей комнате. Раскусываю его. Как будто огонь обжег язык. Горький-горький.

  •  покупаю хлеб. Его только что привезли из пекарни. Он еще горячий. Запах хлеба очень приятен. Ни с каким другим запахом не перепутаешь. Почувствовав этот запах, люди улыбаются — родной, нежный, вкусный. От теплой буханки я отломил корочку и кладу в рот. Запах хлеба как будто входит в меня. Какая прелесть!

 

Отзыв подписчика

Пишет подписчик этой рассылки: Здравствуйте, Сергей, Однажды, в вашей рассылке было дано упражнение "лесенка" из пальцев. Так я прочитал статью Григория Олеговича Громыко.

В основном меня интересуют методики эффективного обучения. Я пытался понять, как эффективно учится: запоминать и применять информацию. Применение - только через опыт, это знают все. Но запоминание - вот в чем проблема. Никакие "супер" мнемотехники мне не помогли, а помогли простые истины. Хочу с Вами поделится, вы с ними наверняка знакомы, но для меня они стали откровением, когда я пригляделся им получше.

1) Точно запоминается то, что интересно. Я стал искать себя. Я понял что люблю читать лишь некоторые вещи, и начал их читать, на некоторые вузовские предметы "забил", остальные стал учить просто так, по желанию, а не принуждению... как то само собой получилось.

2) Воображение - лучший способ дать понять подсознанию, что нужно запомнить. Я не мог раньше представлять себе что либо, долго и в деталях. Но упражнение Пифагора помогло мне. Оно просто шикарное. Ничего лишнего - через 2 недели начинаешь запоминать очень многое))) даже иногда получается вспомнить людей в метро.

3) Повторение - мать учения. Я долго не мог найти методику повторения... как ,через сколько, что повторять. Потом увидел термин "реминисценция" - и все стало на свои места. Я просто перестал думать о повторении - я перестал строить искусственные ассоциации. После перечитывания через 2-3 дня, ассоциации начинают складываться сами.

4) Монотонность убивает. Ретроактивное и проактивное торможение объясняют закон "дуги памяти" - помнится только начало и конец действия. Поэтому через каждые 25-30, можно и 15 мин следует менять деятельность - в моем случае - предмет чтения. Это метод Громыко О Г назвал такт 15 мин... я же нашел для себя объяснение.

Эти простые методы помогли мне лучше понять себя и изучаемые мной предметы. Я стал очень легко запоминать законы, людей, обстановку и т.д. Приходится работать на выходных... работа мне не интересна, поэтому никак не могу запомнить стандарты - даже спустя 2 месяца все еще в них заглядываю...

Я пишу Вам все это, чтобы Вы дали мне свою критику, но думаю ее будет мало и надеюсь, моя "отповедь" Вам пригодится в Вашей деятельности.

 

Реплика Сергея Михайлова: Большущее спасибо за отзыв.

Наоборот считаю ваше письмо очень полезной. Во первых, вы сформулировали мысли и изложили их на бумаге. Во вторых отправили их тому, кто публиковал статью, это даст возможность понять какие материалы нужно давать в следующий раз.

Для себя отмечу, что я стараюсь не заниматься деятельностью, которая требует запоминания информации.

Я знаю, что память у меня дырявая и я обязательно что либо забуду.

Спасибо.

Успехов. 

Составитель Сергей Михайлов

Ссылка на сайт Больше, чем Скорочтение при перепечатке обязательна.


В избранное