Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скорочтение, память, диалектика


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

15.04.2001 

Номер

101

Подписчиков

14 850
Сайт проекта  www.citycat.ru/iq Партнер проекта рассылка culture.people.encyclosuccess

Девиз рассылки: "Вижу цель! Ломаю преграды!"

Скорочтение, память, интеллект...

Содержание

  • Опыт скорочитателя

  • Словарный запас в инязе

 

Оказывается, упражнение на дыхание, которое я привел в предыдущем обзоре и авторство которого присвоил себе, принадлежит другому автору. Вот выдержка из письма:

"... к сожалению, ваше упражнение было опубликовано и использовано несколько сотен лет назад. Вдох представляет нисходящий поток из земли, соответствующий эмоциям и чувствам, а выдох -- восходящий поток из космоса, что представляет из себя энергию творчества и воздействия на других...

По поводу сосредотачивания внимания на области живота могу заметить, что именно там находится центр запаса нашей энергии -- как не вспомнить светящийся шар во многих упражнениях при чтении Карлоса Кастанеды? 

Данное упражнение просто не имеет авторских прав (или имеет множество авторов). В доказательство я могу привести ссылки из произведений многих авторов, кто хоть как-то затрагивал эту тему".

Алексей prince-prince@mtu-net.ru

 

Опыт скорочитателя

Начну издалека (знаки препинания ставить не буду -- лень).

(Они таки расставлены. -- Прим. ред.)

Еще в студенческие годы я заинтересовался этим вопросом. Тогда прошел очередный бум. Записался на курсы. Методика общеизвестная. Хотя я человек не очень дисциплинированный, прошел весь курс полностью (а курсы при совдепии были что надо: 3 месяца как с куста). Надо сказать, действительно учили КАК НАДО БЫСТРО ЧИТАТЬ. И вот что интересно. Сложилось впечатление, что сам преподаватель не умеет читать так, как учит. Да и из 20 человек всего 5 научились НЕ ПРОГОВАРИВАТЬ слова. Мне это не удалось. Конечно, вполне возможно, что я просто туп.

Два года назад я опять попытался сходить на курсы. Ушел. И честно говоря, задумался: почему?

Я попытаюсь объяснить. Буду описывать как я рассуждал.

1. Сложно не проговаривать слова. Почему? Как я понял, ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ! ЗАПОМНИТЕ ЭТО! (пригодится в будущем! :).  Причем люди разные в мозгах, в поведении, в переживании. Если у Вас очень трудно идет НЕ проговаривать слова, я могу предположить, что Вы более эмоциональный  человек (грубо говоря, эмоции у Вас играют не последнюю роль). Поэтому вы получаете информацию не только когда ПОТРЕБЛЯЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ, но и когда ПЕРЕЖИВАЕТЕ ее. Но без проговаривания ЭМОЦИЙ НЕ БУДЕТ! Именно поэтому ВЫ, читая (быстро) Фрая, половину упустили. Это очень эмоциональная книга. Я сделал вывод, что стандартные методики (выбивать ритм при чтении) для таких людей, мягко выражаясь, малоэффективны. Вообще считаю, что даже вредны! Эти методики подходят больше для людей с рациональным складом ума. Но в России, как Вы, наверное, заметили, чтобы заработать деньги, легче преподносить общеизвестные методики большему числу людей (больше денег), чем работать с меньшим числом народа (ведь 25% освоивших -- это тоже показатель). Кто же виноват, что Вы туда не вошли. Туповаты! Сейчас, если меня что-то интересует, я узнаю, какая группа. Если человек 5-9, это интересно. Даже если это намного дороже. Все равно это выгоднее для Вас.

НО вообще говоря, есть путь интереснее (дальше расскажу).

2. Далее тренировка скорости визуального усваивания информации. Увидев слово, НЕ ЧИТАЙТЕ ЕГО, а киньте мимолетный взгляд (как вы кидаете взгляд на хорошенькую девушку или мужчину :) и сразу закройте глаза.  Даю 100%, что Вы уже знаете, КАКОЕ это слово. Для этого есть хорошая програмка. Она разбивает текст на слова и фразы и последовательно выводит его на экран с любой скоростью. Здесь для Вас тоже есть камень преткновения. Объясню какой. 

Если Вы быстро посмотрите на красивую девушку, Вы подсознательно запомните значительно больше деталей, и главное, на более длительный срок, чем если бы Вы посмотрели на обычного прохожего. Хотя эти люди всегда вокруг Вас. Значит, здесь работает не только зрительная память, а что-то еще. ИНТЕРЕС! 

Ну, а сейчас о главном. Как научиться не думать. Если честно -- не знаю. Нет методики -- я вам расскажу их множество. Я не знаю, КТО ВЫ. Поэтому Вам нужно ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ. Скажу Вам сразу: этому можно научиться максимум за  1-2 дня. Если этого не произошло, значит, методика не для Вас. Итак: 

  1. Смотрите на часы (секундная стрелка или цифры), постарайтесь ни о чем не думать, убирайте любые мысли в пределах 5 минут.
  2. На стандартном листе напечатайте любой текст (ну хоть Я ЧИТАЮ БЫСТРО И ПОНИМАЮ ПРОЧИТАННОЕ -- обязательно в утвердительной форме). Эта фраза повторяется на всем листе. В центре ставите зеленую точку (лучше фломастером). Смотрите только на точку, старайтесь принять только ту мысль, что напечатана. Через некоторое время на короткий промежуток Вы сможете увидеть ВЕСЬ ТЕКСТ. Вы на верном пути. При этом развивается и периферическое зрение.
  3. Медитация. Описывать лень. В Интернете найдете. 
  4. Мне лично помог следующий прием. На вдохе представте себе, что Ваша голова расширяется. В этот вомент Вы почувствуете, что мыслей-то никаких и нет. ЗАПОМНИТЕ это чувство. Старайтесь не задерживать дыхание -- оно должно быть ровным и спокойным. Как только появилась мысль, снова на вдохе делаете тоже самое. Я думаю, за день Вы этому научитесь. Главное, что это упражнение можно выполнять практически везде.

В любом случае ищите (вопрос по поводу эффективности некорректен), что подходит ИМЕННО для Вас.

После того как у ВАС это получится (обязательно), хотя бы на 30 секунд берете любую книгу и говорите себе (после того как убрали мысли), что Вы хотите от нее получить (КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ конкретно или общее представление) и собственно начинаете ПРОСМАТРИВАТЬ -- не читать, а просматривать слова . ЧЕМ БЫСТРЕЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ (естественно, в меру). Вначале Вы заметите, что как только появилась какая-то мысль, Вы автоматически начинаете читать медленнее. Это естественно, потому что, ЧИТАЯ МЕДЛЕННО, Вы автоматически включаете канал эмоций (грубо говоря, срабатывает связь "мысли-медленно" или "медленно-мысли").

Чтобы собрать информацию, необязательно ее обрабатывать сразу. Просто МЫ ПРИВЫКЛИ к этому. Мы можем сделать это и потом. Просмотрев кусок текста до первой мысли, заметьте, сколько прочитали. В следущий раз это время будет больше. Постарайтесь вспомнить, о чем шла речь. Если не помните, не страшно. Это придет очень быстро (причем так быстро, что аж дух захватывает). Как только Вы это почувствовали, запомните это состояние и в следующий раз при чтении вспомните его. Очень помогает. Запомните основное: ВСЕ, что Вы таким образом прочитали, у Вас в голове. Мозг в подсознании работает намного быстрее. Вам нужно только привыкнуть к этому. Научить не только принимать, но и отдавать информацию Вашему сознанию. Заниматься ОБЯЗАТЕЛЬНО до первой усталости. В таком состоянии без тренировки мозг быстро устает.

Кстати, это умение очень может помочь при изучении любого предмета.

ЗАПОМНИТЕ:

При любой работе нужно:

  1. Сосредоточенность именно на этом деле.
  2. Состояние идиота (легкая улыбка, можно про себя).
  3. Нельзя насиловать себя (приучитесь делать это с удовольствием).
  4. Тренировки должны быть регулярными.

Я удивлюсь, если за 10 дней Вы не увеличите скорость раза в 4.

Vladimir Danilov <dvv@kemp.ru> 

 

Словарный запас в инязе

Большая часть из нас страдает по поводу трудностей с увеличением своего словарного запаса. Вероятно, каждый из нас имеет родной язык, а точнее, родную речь -- как говорят немцы, "Muttersprache". Не все, но многие ее имеют. 

В родной речи мы имеем некоторый -- каждый свой -- "словарный запас". Этот личный запас нам привычен и удобен. С его помощью мы описываем окружающий нас мир -- мир, в котором живет каждый из нас. В отдельности. И эта "отдельность", эта неповторимость и есть очень главная часть того, о чем я хочу сейчас с Вами поговорить.

Теоретически было бы идеально, если бы мы могли и в инязах иметь такой же или этот же словарный запас. Ведь так? С ним нам было по-прежнему привычно и удобно!

Теоретически было бы целесообразно зафиксировать наш личный индивидуальный словарь и тренировать только его. Зафиксировать его можно вполне уже не теоретически, если несколько дней поносить с собою диктофон, а потом всю запись распечатать и "зарядить" в программу, умеющую делать частотный словарь. В результате, кроме прямой пользы для иняз-тренировок, мы могли бы узнать о себе много чего занятного.

К слову сказать, люди, "много пишущие", имеют достаточно много уже готовых текстов прямо у себя под рукой, в своем РС… Разве не так? Им вообще ничего "дополнительного" делать не нужно!

Предположим, что мы проделали эту, в общем-то, несложную и вполне обозримо-конечную работу и получили личный частотный словарь. Как можно его употребить "на пользу дела"? Вариантов есть несколько.

Находим программу, которая умеет сверять наш словарь с каким-нибудь текстом и выдает нам "частотное совпадение текста с индивидуальным словарем". Таким способом мы можем выбирать для тренировок наиболее эффективные -- лично для каждого спортсмена -- тексты. И не только прозу, но и стихи-песни также. И только такие тексты мы будем использовать в дальнейшем для всевозможных тренировок. Не слабо?!?

Теперь уже совсем даже не теоретическое предложение к вам. Вполне очевидно, что для проведения такого частотного анализа собственной речи и тренировочных текстов нужен некоторый навык и удобные программы. Кто бы мог для нас для всех их подобрать? И, может быть, даже делать такой анализ "на заказ"?

Лично я с моим "частотным иняз-словарем" тренируюсь очень просто. Делаю тексты на родном языке. Затем нахожу возможности -- а их немало! -- сделать из них качественные иняз-тексты, а затем тренируюсь с ними.

И еще одно практическое замечание. Довольно широко известно, что в повседневной жизни люди часто довольствуются 300 словами. Вероятно, есть смысл в том, чтобы сначала натренировать свой организм на безупречную работу именно с этим "ядром снежного кома". Тогда после освоения этого ядра к нему будут легко, "сами собой", прилипать новые слова. Ага?

Сообщаю вам о том, что теперь у нас есть место -- а точнее, Анна, -- которой мы можем посылать материалы, "способствующие" в иняз-тренировках: ele@ukrpost.net. Анна готовит сайт рассылки и будет складывать на него полезный иняз-инвентарь. 

Ей можно посылать ссылки на полезные для иняз-спорта сайты, тексты песен со ссылками на музыку для них, карточки для тренировки интуиции, свои "свежие впечатления" от иняз-тренировок… Ну и, конечно, идеи по наполнению сайта.

Привет! Григорий Олегович

 

О дыхании

My impression is that one of the breathing exercises from the last issue of citycat was taken from a series of articles on Hatha Yoga (in particular, pranayama) published in "Nauka i Zhizn'" in 1980-81 (I think it was 1980, # 5; I read it long time ago but still remember how the "complete yoga breathing exercise" was described there).

Oleg Kovrizhkin <olegk@ias.edu>

 

Вопрос - ответ

Вопрос: интересуюсь искусством ведения разговора, но, к сожалению, после некоторых поисков ссылок в Интернете я ничего не нашел.

Реплика: посмотрите программы "Приемы журналистики & public relations" и "HeadLiner": http://www.triz-chance.spb.ru/demover.html. При работе с этими программами выбирайте настройки: "Контрреклама", "Осознание стереотипов, коррекция мнения" и "Эффект новизны при давно известном объекте"... 

С уважением, И.Л. Викентьев PR1@online.ru 

 

Вопрос: В рассылке обсуждался вопрос о программах-систематизаторах. Так вот, я хочу предложить макрос для Ворда. Он делает каталог заданной папки. Вот его функции:

  • Верстка текста книжкой.

  • Вставка объектов в надписи.

  • Конвертор текста MS-DOS.

  • Файлообъединялка.

  • Text From Book.

Вы можете скачать программу с сайтов http://www.newtech.ru/~orlov и http://antorlov.nm.ru/.

У макроса есть один недостаток: он пишет в каталог только имена файлов, не позволяя судить о содержимом. Можете быть, его можно было бы доделать? Вот если бы этот макрос не только список ссылок выдавал, но также и описывал то, на что ссылается, набором слов из содержания -- вот было бы здорово. 

Кроме того, ищу программу, которая могла бы производить замены сразу в нескольких файлах. Сразу оговорюсь, что HTMLChanger меня не устраивает, поскольку хотя и обрабатывает несколько файлов кряду, но заменяет за один раз только одно типичное вхождение. А нужна программа, которая была бы подобна "слиянию", но применялась бы сразу к нескольким файлам, кроме того, была бы более наглядной, по типу названного Чейнджера.

Сергей <solaris@cheep.net.ua>

 

Игра-тренинг "Домино"

www.citycat.ruiq/zip/domino_v1.rar Программа показывает вам несколько костей домино. Вы должны за отведенное мгновение посчитать сумму костей.  

Морозов Иван Валерьевич <mvan@mailru.com>

 

Рассылки Издательского Дома "Питер":
Новости Издательского Дома "Питер"

О книгах по психологии и другим направлениям... О новинках, бестселлерах и наличии в Интернет-магазине... Об электронных изданиях и бесплатной библиотеке... И о многих других новостях издательства и сайта www.piter.com.

Новости журнала "Мир Internet"

Если вы используете Интернет, то эта рассылка и журнал "Мир Internet" для вас. Здесь Вы прочитаете новости и статьи об Интернете, анонсы свежих номеров журналов "Мир Internet" и “BYTE/Россия”, новости сайтов "Мир Internet" (www.iworld.ru) и "Желтые страницы Интернет" (yp.piter.com)

 

Присылайте дискуссионные вопросы, материалы, архивы
на тему развития внутренних возможностей человека.
Объявления о психологических тренингах и семинарах публикуются бесплатно.
Используйте рассылку для решения научных и учебных проблем.

Адрес проекта www.citycat.ru/iq/, почтовый ящик проекта mik@mail.kht.ru
Партнер проекта -- http://www.psycho.all.ru/ "Психология -- Вся Россия".

Рассылка составлена Сергеем Михайловым mik@mail.kht.ru (Профессиональное программирование для бухгалтерского программного обеспечения.) и Григорий Олеговичем Громыко gromyko@myokay.net

Рассылка отредактирована Еленой Мишуровой itsme@online.sinor.ru
(Профессиональное редактирование текстов. Образовательным проектам скидки.)



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное