В последних выпусках нашей рассылки, мы говорили о вопросах, о том, что вопросы в арсенале менеджера способны раскрыть потенциал сотрудника. Теперь, если вы согласны с этим, и хотите использовать вопросы в своей работе с подчиненными, вам следует знать еще одну, очень важную вещь.
Если простые вопросы – такое мощное, хорошо работающее средство, почему же его не так часто применяют руководители различного ранга?
Ответ прост – чтобы использовать вопросы, не просто для получения или уточнения информации, а в коучинговом стиле – для развития подчиненных, нужно принять для себя следующую истину: руководитель должен считать своего подчиненного человеком, обладающим потенциалом развития, желанием и способностями учиться и расти.
Возможно, вы мне уже возражаете: «Конечно, именно так любой руководитель и относится к своим подчиненным!».
Смею вас заверить, все далеко не так радужно. На самом деле, можно выделить несколько основных стратегий отношения руководителя к своим подчиненным. Давайте, рассмотрим каждую из них.
«Чиновник», считающий, что его подчиненный – его головная боль. Руководители, придерживающиеся этой стратегии, воспринимают своих подчиненных, как источник постоянных проблем. Если сотрудник обращается с каким-то вопросом, такой руководитель непременно сам начинает решать проблему (хотя бы, в уме). Как правило, он неохотно отвечает на просьбу подчиненного о незапланированном разговоре. Чем выше занимаемая таким боссом должность, тем труднее прорваться к нему в кабинет.
Обычно, подчиненные вызывают в таком руководители одно чувство – раздражение.
К чему приводит такая стратегия? Обычно подчиненные оправдывают ожидания своего руководителя. И, в данном случае, сотрудники стараются пореже встречаться со своим начальником – кому понравится постоянное выражение недовольства на лице руководителя? А значит, они снова и снова будут совершать ошибки, стараться скрыть их от руководства, и все сильнее увязать в болоте проблем – ведь никто не проводил с ними работу над ошибками.
«Опекун», для которого подчиненные, словно, малые дети. Да, у них бывают ошибки и неточности, да они могут не знать, как решить тот или иной вопрос – это нормально, они ведь не обладают опытом и прозорливостью своего босса. Но, в отличие от «Чиновника», «Опекун» не раздражается на такие «мелочи», он терпеливо начинает объяснять своим сотрудникам, как именно им нужно поступить в той или иной ситуации. При этом, правда, «Опекун» не
раскрывает всех нюансов, его задача не развить своего подчиненного, а проявить себя чутким, заботливым «родителем», который всегда готов прийти на помощь своим бестолковым «детишкам».
Каковы же последствия применения данной стратегии? Подчиненные «Опекуна» очень быстро теряют всякие остатки инициативы и самоконтроля. Зачем проверять собственную работу, если шеф все равно будет все перепроверять? Как следствие, такой руководитель постоянно загружен работой – повседневной текучкой, которой его заваливают свои же подчиненные.
«Наблюдатель», относящийся к своим сотрудникам, как к попутчикам, случайно оказавшимся в одном купе с ним. Как правило, такие руководители не слишком охотно идут на контакт со своими сотрудниками, по крайней мере, по рабочим вопросам. Они, возможно даже с интересом, наблюдают со стороны за тем, как их сотрудники пробуют решить ту или иную задачу. «Наблюдатель» готов отвечать на вопросы своих сотрудников, он делится своим опытом, однако, делает это, оставаясь строго
в рамках конкретной ситуации.
Как следствие, «Наблюдатель», в глазах своих подчиненных, остается холодным и отстраненным субъектом, который, скорее всего, боится, что его подсидят.
Похоже это на то, что вы могли наблюдать в жизни?
А теперь скажите, могут ли руководители, описанных выше типов, активно использовать вопросы, направленные на развитие своих подчиненных?
Конечно, нет! Ведь руководители этих типов вообще не рассматривают своих сотрудников, с точки зрения потенциала их развития.
Если руководители этих трех типов и будут использовать вопросы, то никак не с целью развития подчиненных. А с какой?
«Чиновник» может использовать вопросы, чтобы уточнить детали ситуации, с который к нему обратился сотрудник. А еще, для того, чтобы уесть подчиненного, показать его никчемность. «Ну, и как же вы докатились до жизни такой?», «Скажите, каким таким образом, специалист с вашей квалификацией, мог не наделать таких детских ошибок?».
Для «Опекуна» вопросы – средство манипулирования подчиненным. Вспомните, как разговаривают со своими детьми опекающие родители. Они задают риторические вопросы, не позволяющие ребенку проявить инициативу. Также поступает и начальник-«Опекун». «Ты, наверное, просто не заметил эту ошибку?», «Ты старался, но было мало времени?».
Вопросы же «Наблюдателя», как правило, будут направлены не на профессиональную сферу, а на интересы подчиненного, лежащие в личной плоскости. Он может расспрашивать о футболе, о рыбалке, об отпуске и семье, но не о профессиональной сфере деятельности подчиненных.
В следующем выпуске нашей рассылке мы подробнее поговорим о четвертом типе руководителя – о «Развивающем».
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 1: Ваше письмо будет опубликовано! Если хотите сохранить анонимность, сделайте соотвествующие пометки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 2: Возможности заочной консультации ограничены! Консультаныты не могут знать ВСЕХ Ваших обстоятельств. Бездумное использование заочных советов врача, психолога, строителя и т.п. может быть опасным!
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 3: Мы не можем гарантировать ответов на все вопросы, так же как не можем гарантировать сроков ответа. Если Ваш вопрос действительно важен, подумайте об очной консультации.