В прошлом выпуске Рассылки, шла речь о роли вопросов в деятельности менеджера. Сегодня я расскажу вам об одном случае из моей практики, который, как мне кажется, ярко иллюстрирует данную тему.
Случилось это тогда, когда я работал руководителем учебного центра одной компании, занимающейся дистрибуцией автозапчастей для иномарок. В мои обязанности входило не только руководство процессом обучения в компании, но и личное проведение тренингов и консультаций.
И вот, однажды, директор по маркетингу заказал у меня тренинг «Эффективная презентация» для сотрудников отдела маркетинга, и product-managers, которые тоже были в его подчинении.
На тренинге участники тренировались писать план презентации, создавать слайды, выступать перед аудиторией… Но, главное – на мой взгляд – ставить цель своей презентации.
Через несколько дней, после тренинга, ко мне обратился один из продакт-менеджеров, назовем его Романом, который занимался поставками автомобильных масел. Он сказал, что Президент компании поручил ему сделать презентацию для сотрудников отдела продаж, чтобы рассказать им о новой программе одного из поставщиков машинного масла. Суть программы была в следующем: поставщик предлагал трехлетние контракты, по условию которых, розничный продавец брал на себя обязательства покупать каждый квартал
определенный объем масла (как минимум), в ответ поставщик брал на себя обязательства зафиксировать цену, и поставлять материалы, направленные на поддержку продаж (стойки, фирменные наклейки, брошюры, сувениры и т.п.).
Я тогда спросил, в чем именно Роман видит мою помощь, ведь все основные слагаемые успешной презентации мы, совсем недавно, разбирали на тренинге?
И Роман признался, что уже несколько раз делал подобные презентации внутри компании, но, всякий раз, оставался недоволен результатами, и, что именно надо изменить, он не знает.
Я прекрасно понимал, что в предмете презентации Роман разбирается гораздо лучше меня. Рекомендации по оформлению слайдов он уже получил на тренинге, и большего я ему ничего не скажу. Чем же я могу ему помочь? Как повысить эффективность его выступления перед продавцами?
И тогда я попросил Романа сформулировать цель его презентации.
Это у него получилось быстро: «Проинформировать сотрудников отдела продаж о новой программе по работе с маслом».
Этот вариант никак меня не устраивал, потому что известно, что презентация используется, в первую очередь, для того, чтобы побудить присутствующих на ней к какому-либо действию. А для информирования существуют телефон и почтовая рассылка – для этого не надо отрывать людей от работы, собирать всех вместе, и что-то им рассказывать.
Я сказал об этом Роману, и попросил его переформулировать цель.
Немного подумав, он сказал: «Надо, чтобы наши продавцы, в течение месяца, продали минимум три контракта по этой программе».
Это было уже понятнее, и приближало нас к эффективной презентации.
Тогда я спросил: «А для чего им продавать именно эти контракты? Ведь масло и так уже продается – что продавцам даст эта новая схема?».
Этот вопрос поставил Романа в тупик – он не знал, что на него ответить. Но я его не торопил. Мы еще немного порассуждали, Роман, что-то рисовал на бумаге, периодически бубня себе под нос нечто маловразумительное, пока, наконец, его ни осенило: «Так все просто! Если продавец подпишет один такой договор, он обеспечит себе выполнения 10% своего плана продаж на три (!) года вперед. А, если таких договоров будет три, то треть плана будет выполнена, и ему либо можно будет работать
три года не в полную силу, либо, он обеспечит себе бонусы».
После этого открытия в дальнейших консультациях Роман не нуждался. Он сказал, что теперь понимает, как именно надо сделать эту презентацию.
Отмечу, лишь, что этот разговор продолжался 40 минут.
Прошло еще четыре дня. Я столкнулся с Романом, несущимся через две ступеньки, по лестнице. «Как дела? Как презентация?» - спрашиваю.
«Отлично!»
И Роман рассказал, что сотрудники отдела продаж так вдохновились выгодой для себя от этих долгосрочных контрактов, что выбрали всю квоту, выделенную нашей компании производителем масла. И теперь Рома ведет переговоры с их представительством, о расширении квоты.
Вот так коучинговый подход, основанный на задавании вопросов, помог сотруднику самому найти эффективное решение рабочей задачи.
А есть ли в вашей практике такие примеры, когда вопросы помогали раскрыться вашему визави, неважно, был ли это ваш подчиненный или просто товарищ? Буду рад, если вы сможете поделиться с нашими читателями своими историями!
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 1: Ваше письмо будет опубликовано! Если хотите сохранить анонимность, сделайте соотвествующие пометки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 2: Возможности заочной консультации ограничены! Консультаныты не могут знать ВСЕХ Ваших обстоятельств. Бездумное использование заочных советов врача, психолога, строителя и т.п. может быть опасным!
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 3: Мы не можем гарантировать ответов на все вопросы, так же как не можем гарантировать сроков ответа. Если Ваш вопрос действительно важен, подумайте об очной консультации.