КОНСУЛЬТАРИЙ Конкретные решения конкретных проблем
Мой ребенок на каждом шагу врет...
Вопрос читателя:
Мой ребенок (ему 12 лет) на каждом шагу врет, просто
уже паталогически, даже когда в этом нет видимого смысла или выгоды. За
безобидное вранье в быту я его уже практически не наказываю - иначе
пришлось бы этим заниматься круглые сутки!.. Но относительно занятий в
школе... Он неглупый мальчик с неплохой логикой, мог бы прекрасно учиться,
но ему скучно в школе, кроме компьютера ничего не интересно - и он готов
сказать и сделать что угодно, лишь бы избавиться от домашних заданий и
всего, связанного со школой... У меня нет возможности ежеминутно
контролировать, правильно ли записано расписание или домашние задания - он
постоянно пользуется этим, несмотря на то, что большинство его хитростей
легко разоблачаются... За исправленные в дневнике четвертные отметки он
лишен компьютера на время каникул... Теперь я думаю, насколько верно
поступила, - ведь особенного раскаяния я не наблюдаю... Мой сын - типичный
интраверт, "вещь в себе"... Я могу с ним разговаривать "по душам", он будет
слушать и даже соглашаться - а на следующий день снова врать, искренне
глядя в глаза...
Подскажите, пожалуйста, что мне делать или к
кому обратиться, чтобы получить более подробную консультацию (желательно по
сети)...
Разрешите начать с Вашего вопроса - к кому
обратиться. Советуем Вам поработать над этой темой совместно со
специалистом, знающим методики нейро-лингвистического программирования и
хорошо разбирающимся в эзотерике (например, астрологом). Последнее
необходимо потому, что именно астролог поможет определить, насколько, как
Вы пишите, патологическим является "вранье" Вашего сына.
1. Вполне возможно, что он принципиально склонен
к фантазиям, это его мир, и в таком случае Вам остается научиться жить в
его мире, чтобы помочь ему ориентироваться в Вашем жизненном пространстве
также успешно, как это делаете Вы. Условно говоря, вы с ним живете на
разных планетах.
2. Но в результате анализа астрологической карты
может выясниться и то, что Ваш сын просто приобрел эту привычку, как
нечто, не свойственное ему, и, соответственно, вредное. И тогда необходимо
будет применять другие психотерапевтические техники в работе с ним (да и,
кстати, с Вами), чтобы помочь ему "выправиться".
Из Вашего письма не совсем ясно, является ли эта
укоренившаяся привычка патологией психофизиологического развития, либо это
естественная потребность, принявшая искаженные формы.
В рамках КОНСУЛЬТАРИЯ у нас есть возможность
лишь коротко остановиться на отдельных моментах того, что Вы называете
проблемой с патологическим враньем.
Мы будем исходить из предположения, что он от
природы склонен к фантазированию, к путешествиям в виртуальной реальности.
Возможно, что сны и мечты для него - гораздо большая реальность, чем для
кого-то другого. (Делать подобные выводы нам позволяет Ваше сообщение о
том, что он интраверт и "зависает" на компьютере.)
Итак, для начала давайте договоримся, что
исходящую к Вам от сына информацию будем называть ФАНТАЗИЯМИ. Просто
потому, что слово "вранье" имеет явно негативный и обвиняющий характер, а у
нас нас нет повода обвинять Вашего сына. Кстати, наверное, этого повода
нет и у его друга, или какого-то другого близкого ему человека. И даже если
у него вообще нет друзей, этого повода нет у того существа, с которым Ваш
сын позволяет себе быть естественным, кому он готов поверить свои
фантастические секреты. Таким образом оказывается, что проблема "вранья" -
то есть эмоционального конфликта по поводу искажения фактов - это проблема
Ваших с сыном взаимоотношений. Возможно, рождение этого конфликта было
связано с тем, что сын добивался получения каких-то благ (или, условно,
"поглаживаний", инстинктивно используя свой дар фантазирования. Более того,
если для него это так же легко, как дыхание, то фантазии должны доставлять
ему особую радость, как нечто самоценное. Как, например, приятно бывает
артисту прожить свою роль на сцене театра, испытывая нечто вроде
творческого куража.
Есть мнение, что человек живет не эволюцинируя,
а наоборот, инволюционируя, то есть двигаясь по пути наименьшего
сопротивления в сторону регресса и деградации. Действительно, зачем
применять какие-то другие навыки, если есть более простой и приятный, с
помощью которого удается добиться всего, чего угодно. И в таком случае Ваш
сын действует абсолютно логично, так как с помощью искажения фактов снимает
с себя груз учебы, возможных ограничений с Вашей стороны и много всего
другого. Да еще и получает при этом удовольствие от самого процесса. Более
того, его такой характер взаимоотношений как раз должен устраивать и еще
больше укреплять во мнении, что искажение действительности - полезная
привычка. Вы ведь уже стали сомневаться в правильности выбранного метода
наказания?
Понятно, что такое положение вещей никак не
может устраивать Вас, да и в действительности может привести к серьезным
конфликтам с социумом. Итак, задача сводится к тому, чтобы:
1. Ликвидировать эмоциональный конфликт между
Вами и сыном.
Здесь должен работать грамотный психотерапевт,
специалист в области семейной психотерапии. (Только никаких медикаментов!)
НЛПеры могли бы использовать техники так называемого трех-позиционного
восприятия, генератор нового поведения и многие другие. По большей части,
это работа с Вами, а не с ним. Цель подобной терапии - изменить шаблон
Вашего поведения в отношениях с мальчиком. И тогда он будет вынужден также
изменить свой в отношениях с Вами.
2. Научить его полноценному и адекватному
общению в реальном мире по законам этого мира.
Здесь, прежде всего, мы имеет в виду привитие
таких качеств, как умение брать ответственность за свои поступки, слова и
мысли (фантазии). Последнее чрезвычайно важно для него, так как
значительная часть его жизни может проходить в виртуальной реальности. И
ему просто необходимо понять, насколько разрушительной (или созидательной)
бывает мысль человека. Здесь должна идти работа с Вашим сыном. Практика
показывает, что участие в групповом тренинге (5-7 занятий) дает чрезвычайно
положительные результаты. Также возможна и индивидуальная работа.
И напоследок хотелось бы обратить Ваше внимание
на то, что всякого рода мистические ритуалы (такие, как снятие порчи,
сглаза и прочие "популярные" в народе вещи) крайне противопоказаны для
Вашего мальчика. У него и так предрасположенность к подобного рода
увлечениям, и усиливать негативные проявления человеской психики не стоит.
Терапия должна иметь земной, реальный и понятный Вам характер. А
эзотерический фон психотерапевта нужен для того, чтобы он смог быстрее
установить с мальчиком атмосферу доверия (так называемый раппорт) и глубже
вник в детали его психики.
Ирина и Михаил Кош, Москва. Астрология и
психотерапия. Консультации и обучение.
mkosh@mail.ru
Наши наступают и в оффлайне!
Человек, придумавший название "Консультария", Левон Оганджанян, начал издавать газету "Сеть
+", целиком построенную на материалах Сети. Он НИКОГДА не забывает сделать
ссылку на источник материала. Не упустите возможность почитать и
опубликоваться на бумаге!