Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 989

от 25.01.2021 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


“Из глубин я воззвал к тебе, Господи”. Часть III. На пути к 15-летию Октября



Вспоминая Н.А. Морозова

Осенью 1930 года Л.В. Шапорина посетила Н.А. Морозова, которому было 76 лет. Вот её впечатления:
"Он свеж и бодр, и глаза так же сияют добротой и теплом, как и 20 лет тому назад. Вот живая реклама царских тюрем!
Н.А. сказал мне, что его попросили в ГПУ раз и навсегда ни за кого не хлопотать, “а то идите на наше место”. И он ничего не понимает".
Жена Морозова, Ксения Морозова, отсутствовала, так как отдыхала в Кисловодске. Шапорина и Морозова были давно знакомы, и Шапорина вспоминала о приезде Морозовых в Париж в 1908 году:
"Мы с Ксенией водили Н.А. по магазинам и одевали его. Он кротко покорялся, но без малейшего интереса.
Помню, что свидание со всеми эмигрантами произвело на него очень тягостное впечатление. Все ссорились, жаловались, никакого единения не было".
Вспомнила Шапорина и первые революционные дни 1917 года:
"В первые дни революции, в феврале или начале марта, я зашла к Морозовым, и мы зачем-то пошли длинными переходами в институт Лесгафта, который был своего рода революционным штабом. Проходя мимо одной комнаты, Ксения заглянула туда и увидала приведенных арестованных городовых.
"Не смотри на них, Ксана, как их жалко, они, верно, плачут", –
сказал Н.А."
Николай Александрович Морозов (1854-1946) — народник, литератор и популяризатор науки.
Ксения Алексеевна Морозова (1880-1948) - урождённая Бориславская; российская пианистка и писательница; жена Н.А. Морозова с 1907 года.

О ваннах

На обустройство полученного в пожизненное владение дома Алексей Толстой уже потратил до 15 тысяч рублей. Шапорина вспоминает, что А.Н. Толстой мечтал:
"У нас будет две ванны, – одна будет замечательная, как у куртизанки, повесим похабные картинки..."


Что-то мешает

В начале 1931 года под впечатлением от приговора по делу о “Промпартии” Шапорина записывает:
"Какой ужас: целому народу жить под подозрением во вредительстве и контрреволюции и под страхом смертной казни. Я даже во сне чувствую невероятную тяжесть, давящую мои плечи; пуды, которых нет больше сил переносить. Хочется лечь, наглотаться веронала – “non vedere, non sentire, essere di sasso mentre la guerra e la vergogna dura” [“не видеть, не чувствовать, быть твердокаменной, в то время как война и позор продолжаются”].
И все пьют.

Вот Андрей Белый говорил: наш народ страшно талантлив, я сам это видел, щупал, работал с ним, с рабочей молодежью – очень талантливы; и за 12 лет никого не выделилось, спиваются, опускаются. Что-то мешает им".
Андрей Белый (1880-1934) - настоящее имя Брис Николаевич Бугаев; русский поэт, писатель и мемуарист.

Сытые знакомые

Летом 1931 года:
"Видеть не могу сытых и глупых Пельтенбургов. Ездят ежегодно на три месяца за границу, сейчас объехали Германию, Францию, Италию, Голландию, и нам, дурачкам, говорят:
"Ах, там скучно, у нас здесь веселее".
Миллионы высасывают из русского леса – паразиты – и:
"Ах, в Париже театры неинтересные".
Для таких дур всё неинтересно...
Но неприкрашенная сытость и отсутствие всякой любви к России меня выводят из себя".
Генрих Осипович Пельтенбург - голландский подданный, представитель лесоторговой фирмы “Лео Пельтенбург” в СССР с 1921 по 1935.
Августа Николаевна Пельтенбург (1891-?) - урождённая Бычкова, с 1922 года жена Г.О. Пельтенбурга.

Первая встреча с Ахматовой

Осенью 1931 года Шапорина вспоминает о летнем отдыхе в Детском Селе:
"Летом в доме Елены Ивановны [Плен] жили Валентина Андреевна [Щёголева] с Анной Ахматовой, Радловы (Николай) и Ходасевич. Всякую свободную минуту я бежала к Валентине Андреевне, которую мне бесконечно жаль. Ахматова, которую я так близко увидала и узнала впервые, редко обаятельный человек. Я часами могла говорить с ней, любуясь её тонким, нервным лицом".
Елена Ивановна Плен (1878?-1944) — соседка Шапориной; жена контр-адмирала Дмитрия Николаевича Вердеревского (1873-1947), который с 1918 жил в эмиграции.
Валентина Андреевна Щёголева (1878-1931) - актриса, жена историка-литературоведа Павла Елисеевича Щёголева (1877-1931).
Николай Эрнестович Радлов (1889-1942) - художник и искусствовед.
Валентина Михайловна Ходасевич (1894-1970) — живописец и театральный художник.

Ехать или не ехать?

В конце февраля 1932 года Шапорины ужинали у М.А. Бонч-Бруевича:
"...были Толстые, композиторы, Мария Вениаминовна [Юдина]...
Наталью Васильевну вызвали к телефону. Она выбежала оттуда сияющая: разрешили А.Н. ехать за границу.
Толстой вышел из соседней комнаты:
"Алеша, звонили, пришла из Москвы телеграмма: приезжайте получением документов выезда за границу. Халатов".
У Алексея Николаевича выражение лица было такое, как будто прочли приказ о наказании его розгами:
"Неправда, пушку заливаете". –
"Честное слово, Надя звонила". –
"Ну хорошо".
Тут стали играть, а потом пошли ужинать.
Алексей Николаевич, выпив немного, обратился к нам всем:
"Граждане, где, в какой Европе я найду такой круг, такое общество? Я ставлю вопрос на голосование и даю слово поступить так, как вы решите: ехать мне за границу или нет?"
Наталья Васильевна (по наивности, на мой взгляд) разъяснила:
"Видите ли, Генрих (Пельтенбург) был за границей, побывал везде, видел всех и рассказал, что эмигранты так возмущены “Чёрным золотом” [впоследствии “Эмигранты”], что решили Алёшу побить, как только он приедет".
Голоса разделились. Большинство было за то, чтобы не ехать, мы с Юдиной воздержались, и я мотивировала это так:
"Если не хочется ехать, насиловать себя не стоит. Но бояться эмигрантов – чепуха. Живет себе Горький всё время в Сорренто, обливает эмиграцию помоями, а эмиграция на него не обращает ни малейшего внимания и никто его ни разу не побил. А посмотреть на настоящий исторический момент с птичьего полёта в высшей степени интересно".
"Да, Горького не бьют, это другое дело, меня же считают ренегатом. Не хочется мне ехать".
Михаил Александрович Бонч-Бруевич (1888-1940) — радиотехник, основатель радиоламповой промышленности.
Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая (1888-1963) — третья жена А.Н. Толстого 1917-1935.
Мария Вениаминовна Юдина (1899-1970) — великая пианистка.
Артемий Багратович Халатов, он же Арташес Халатянц (1894-1938) - советский партийный деятель.

"Светская беседа" 1932 года

В тот же вечер М.А. Бонч-Бруевич показывал свои коробки из Палеха:
"Вот в вашей Европе есть что-нибудь подобное?"
Шапорина:
"Конечно есть".
М.А.:
"Нет, там ничего нет, кроме гниения. Только у нас идейное устремление, только у нас литературное творчество".
Шапорина:
"Простите, литература не выше европейской".
Хозяину поддакивает Толстой:
"Где их Флоберы, Бальзаки?"
Шапорина:
"А где наши Львы Толстые или Достоевские?"
М.А.:
"Всё это впереди".


На юбилее “Известий”

17 марта 1932 года Шапорина вместе с Старчаковыми присутствовала на торжественном банкете по случаю 15-летия газеты “Известия”. Торжественная часть проходила в Большом Драматическом театре, а ужин — в Деловом клубе [набережная реки Мойки, 59].
Вот впечатления Шапориной:
"Ужин, в особенности закуска были роскошны, в особенности по теперешнему положению. Салаты оливье, заливная рыба, икра, индейка и т.п. Было три длинных стола. За нашим была интеллигенция, главным образом еврейская, журналисты. За средним сидели какие-то молодые люди с абсолютно неинтеллигентными лицами, какими-то нависшими лбами, мясистыми губами. Я не могла понять, кто это такие, мой сосед, М. Слонимский, тоже недоумевал. Тот стол был возглавлен главным редактором Гронским. Оказалось, что тот стол – это Ленинградский Совет! Они дули водку, пели частушки (не идеологические), чувствовали себя героями".
Александр Осипович Старчаков (1893-1937) — писатель и журналист.
Евгения Павловна Старчакова (1900-1960) — урождённая Вельмонт, в первом браке Вольберг; жена А.О. Старчакова.
Михаил Леонидович Слонимский (1897-1972) — писатель и мемуарист.
Иван Михайлович Гронский (Федулов, 1894-1985) — главный редактор "Известий" в 1928-1934 с небольшим перерывом.

Плагиатор А.Н. Толстой

В июне 1932 года А.Н. Толстой и Ю.А. Шапорин обедали у Горького, и Толстой начал рассказывать, какое они пишут либретто для новой комической оперы.
Выслушав сюжет, Горький сухо заметил, что это он уже читал у Сельвинского, подразумевая поэму последнего “Пао-Пао”.
Конфуз.

На следующий день Шапорин пришёл к Толстому, который бушевал:
"Что же это такое? Говорят, что это сюжет Сельвинского. Я не хочу четвёртый раз идти под суд за плагиат!"
Было много волнений, пока Шапорин не надоумил Толстого написать письмо в редакцию “Известий” о том, что они пишут оперу (“Оранго”) на тему ранее издававшейся повести Старчакова “Карьера Артура Кристи”.
Эта повесть, кстати, не обнаружена до сих пор.

Краткая история плагиатора

Известно, что А.Н. Толстого судили в 1924 года из-за плагиата при написании пьесы “Бунт машин”, которую он практически полностью содрал с пьесы Карела Чапека “R.U.R.” и при этом умудрился не заплатить ни копейки автору литературного перевода чапековской пьесы, Г.А. Кролю.
Даже Горький осуждал Толстого:
"Хотя Толстой и не скрывает, что он взял тему Чапека, но он взял больше, чем тему..."
Кроль подал на Толстого в суд, который длился пять месяцев. В защиту А.Н. Толстого очень активно выступали П.Е. Щёголев, К.И. Чуковский и др.
Ю.А. Шапорин рассказывал жене, что
"когда должен был состояться суд над Толстым за “Бунт машин” Чапека, Щёголев П.Е. созвал Замятина, Никитина, Федина и сказал:
"Конечно, граф проворовался, но мы должны его выгородить".
Толстого оправдали, после чего они пошли в кабак и здорово напились".
Разумеется, советский суд вынес решение в пользу А.Н. Толстого.

Был также большой скандал из-за пьесы “Заговор императрицы”, созданной им совместно с П.Е. Щёголевым, а также парочка более мелких скандалов.

Илья Львович Сельвинский (1899-1968) — советский поэт и драматург.
Георгий Александрович Кроль (1893-1932) — советский сценарист и режиссёр.
Карел Чапек (1890-1938) — чешский писатель.
Евгений Иванович Замятин (1884-1937) — писатель.
Константин Александрович Федин (1892-1977) — писатель.
Николай Николаевич Никитин (1895-1963) — писатель.

А.Н. Толстой - марксист

В августе 1932 года Шапорины отдыхали в деревне то ли Рамболово, то ли Рынделево. К ним изредка заходил А.Н. Толстой, который теперь проникся марксистским мировоззрением и всячески это подчёркивал:
"Вы думаете, что я не марксист, потому что у меня хорошая мебель красного дерева. Нет, я - марксист".


Либретто оперы “Декабристы”

Юрий Шапорин очень долго работал над оперой “Декабристы”, либретто которой в то время писал А.Н. Толстой.
Известно, что работа над оперой началась в 1925 году, а окончательная версия была представлена публике лишь в 1953 году. Первоначально над либретто оперы работали Толстой и Щёголев, который умер в 1931 году, и поэтому Толстой теперь свободно проявлял свой “марксизм”, принижая первого соавтора:
"П.Е. Щёголев был дурак и ровно ничего не понимал. Он почему-то ненавидел царей и только в низвержении их видел революцию, и декабристов он не понял. Вы [обращаясь к Шапориной] хотите с Юрием протащить старое мировоззрение, но это вам не удастся. Романтизм декабристов – ерунда. Им был невыгоден тот строй, экономически невыгоден, поэтому они и решили сделать переворот. Надо изобразить в Якубовиче разоряющегося помещика, бретёра, Ноздрёва".
Шапорины были вначале ошеломлены:
"У Юрия вид при этом, как будто его поливают помоями. Он борется за романтизм "Декабристов"".
Впрочем, ситуация довольно быстро разрядилась:
"Прослушав вновь сочинённое, А.Н. пришёл в восторг и уже гораздо более умно, без всякого марксизма, заметил:
"Якубович в виде красочной бытовой фигуры будет контрастом Анненкову и Рылееву, как в “Игоре” Владимир Галицкий".
Александр Иванович Якубович (1792-1845) — капитан драгун; участник восстания декабристов.
Иван Александрович Анненков (1802-1878) — кавалергард; член петербургского филиала Южного общества.
Кондратий Фёдорович Рылеев (1795-1826) — один из руководителей Северного общества.
Владимир Галицкий — персонаж оперы А.П. Бородина "Князь Игорь".

К 15-летию Октября

4 ноября 1931 года в разрисовочную мастерскую, в которой работала Шапорина, пришёл милиционер и сказал:
"Если 5 ноября к вечеру окна не будут декорированы, 100 рублей штрафа".
Указания властей были выполнены, но как:
"В одной парикмахерской стоял восковой декольтированный бюст дамы с чудными ресницами, задрапированный в малиновую ткань, а у подножия бюста – портрет Ленина. Портреты Ленина и Сталина, окружённые бумажными красными лентами и суррогатным кофе и сухим квасом, пустыми коробками из-под конфет в бесконечных вариациях. В каждом даже подвальном окне – портрет или бюст, и везде гофрированная папиросная красная бумага. Кое-где висело даже мясо! Но мясо выдается теперь по каким-то индустриальным карточкам, которых ни у кого нет".


“Из глубин я воззвал к тебе, Господи”. Часть II

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2021
abhoc@abhoc.com

В избранное