Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 985

от 15.01.2021 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


В.В. Маяковский: несколько зарисовок о жизни поэта и его окружения (из воспоминаний Д.Д. Шостаковича). Часть IV



Музыка для “Клопа”

В 1928 году Д.Д. Шостакович познакомился с В.Э. Мейерхольдом и некоторое время работал в его театре пианистом и заведующим музыкальной частью. В начале 1929 года Мейерхольд попросил Шостаковича написать музыку к пьесе Маяковского “Клоп”, которую тогда начали репетировать в театре. Музыку молодой композитор написал очень быстро, менее чем за месяц, и часто встречался с Маяковским. Вот несколько зарисовок об этих встречах.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) — композитор, пианист, педагог.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) — при рождении Карл Казимир Теодор Мейергольд, театральный режиссёр, актёр и педагог.

Шостакович вспоминал, что
"Если бы не Мейерхольд, я бы не написал музыки к “Клопу”, потому что ни я, ни Маяковский не хотели этого".


Шостакович и Маяковский — первая встреча

Вот как походила первая встреча молодого композитора и маститого уже поэта:
"Когда нас с Маяковским представили друг другу на репетиции “Клопа”, он протянул мне два пальца. Я, не будь дурак, протянул ему один, и наши пальцы столкнулись. Маяковский был ошеломлён. Он всегда был хамом, а тут вдруг появилось какое-то ничтожество, от горшка два вершка, которое смеет самоутверждаться. Я отлично помню этот эпизод, и именно поэтому не реагирую, когда меня пытаются убедить, что этого не было".


О первой встрече на ТВ

Позднее Шостакович вернулся к этому эпизоду, когда на съёмках телевизионной передачи о Маяковском попросили прославленного композитора рассказать о своих встречах с “лучшим и талантливейшим” поэтом СССР.
Шостакович пишет:
"Они, очевидно, рассчитывали, что я поделюсь воспоминаниями о том, какой Маяковский был внимательный, добрый и вежливый. Я рассказал режиссерам о своей встрече с ним.
Они явно смутились и сказали:
"Это не типично".
Я ответил:
"Почему? Это как раз очень типично".
Так я и не появлялся в передаче".


Любовь к пожарным оркестрам

После описанного знакомства Маяковский спросил, что уже написал Щостакович, и тот ответил:
"Симфонии, оперу, балет".
Тогда Маяковский неожиданно спросил Шостаковича, нравятся ли тому пожарные оркестры?
Композитор недоуменно ответил, что иногда нравятся, а иногда — нет.
Тут Маяковский безапелляционно заявил:
"Я больше всего люблю пожарные оркестры и хочу, чтобы музыка в “Клопе” была точно такой, как у них. Мне не нужны симфонии".
Шостакович ответил, что в таком случае Маяковскому следует пригласить пожарных и обойтись без его услуг.
Назревал скандал и крупная ссора, но Мейерхольду как-то удалось примирить поэта и композитора.

"Это то, что надо!"

Когда Шостакович написал музыку к пьесе, то Маяковский
"её прослушал и кратко сказал:
"В общем, подходит!"
Эти слова я воспринял как одобрение, ибо Маяковский был человеком очень прямым и лицемерных комплиментов не делал".
Главную роль в пьесе “Клоп” исполнял Игорь Ильинский, который также вспоминал, что прослушав музыку Шостаковича,
"и Маяковский и Мейерхольд были в восторге:
"Это то, что надо!"
Игорь Ильинский (1901-1987) — знаменитый актёр, режиссёр театра и кино.

Галстуки

Шостакович также вспоминал, что на каждую репетицию “Клопа” Маяковский приходил в новом галстуке, чем шокировал окружающих, так как
"в те дни это считалось одним из наиболее явных признаков мещанства".


О вещах: в поэзии и в жизни

Да и вообще, Шостакович крайне негативно оценивал личность Маяковского:
"Маяковский, как я понял, на самом деле любил пожить на широкую ногу, он носил лучшую заграничную одежду: немецкий костюм, американский галстук, французские рубашки и обувь — причём, демонстративно.
В стихах он прославлял советские продукты, и его вездесущая реклама к тому времени поднадоела.
Но Маяковский презирал те самые товары, которые воспевал. Я убедился в этом на репетициях. Когда Игорю Ильинскому, игравшему Присыпкина, понадобился безвкусный костюм, Маяковский сказал:
"Пойдите в универмаг и купите первый попавшийся. Будет то, что надо".
Это были те самые костюмы, которые Маяковский воспевал в своих вдохновенных стихах".


Акцент спекулянтки

Во время репетиций пьесы Шостакович ещё раз чуть не отказался от участия в этой постановке, когда узнал о требованиях Маяковского к одной актрисе, игравшей спекулянтку.
Поэт хотел, чтобы актриса говорила с еврейским акцентом для усиления юмористической составляющей пьесы.
Мейерхольд пытался объяснить Маяковскому, что это слишком недостойный приём, но поэт не хотел ничего слушать.
Тогда Мейерхольд посоветовал актрисе делать во время репетиций то, что хочет Маяковский, а во время выступления акцент убрать.
Они так и поступили, а Маяковский промолчал.

6 или 4

Кроме того, театр Мейерхольда постоянно испытывал материальные трудности, а Маяковский на обложке пьесы неожиданно написал:
"Комедия в шести действиях".
Это значительно увеличивало авторские отчисления поэта, хотя этих действий вполне могло быть и четыре.
При этом Маяковский и Мейерхольд считались друзьями, но Мейерхольд однажды пожаловался Шостаковичу:
"Ну как объяснить автору, что надо сократить количество актов?"


Маяковский без лака

Приведу ещё одну резко отрицательную оценку Шостаковичем личности Маяковского:
"Могу с уверенностью сказать, что Маяковский воплощал в себе все те черты характера, которые я терпеть не могу: фальшь, любовь к саморекламе, стремление к шикарной жизни и, самое главное, презрение к слабым и раболепие перед сильными. Для Маяковского основным моральным законом была сила. Он воплощал в себе строчку из басни Крылова:
"У сильного всегда бессильный виноват".
С той только разницей, что Крылов сказал это в укор, с насмешкой, а Маяковский воспринимал этот трюизм напрямую и соответственно поступал".


Маяковский и культ личности

Шостакович отмечал роль Маяковского в создании и воспевании культа личности Сталина. Ведь это именно Маяковский ещё в 1925 году провозгласил:
"Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.
С чугуном чтоб и с выделкой стали
о работе стихов, от Политбюро,
чтобы делал доклады Сталин".
Я сознательно убрал известную лесенку Маяковского. Если она вам необходима, то вы можете легко восстановить её сами.
И.В. Сталин не забыл работу Маяковского на дело коммунистического строительства и в 1935 году объявил его
"лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи".


Маяковский и Пушкин

Когда при Шостаковиче сравнивали Маяковского с Пушкиным, как это делал и сам поэт, композитор возражал:
"Думаю, наши товарищи ошибаются. Я сейчас говорю не о таланте (талант — вещь спорная), а о позиции. Пушкин
"в свой жестокий век восславил свободу и милость к падшим призывал".
А Маяковский призывал к кое-чему совершено противоположному: он обращался к молодёжи с призывом
"делать жизнь с товарища Дзержинского".
Это — всё равно, как если бы Пушкин призывал современников подражать Бенкендорфу или Дубельту".
Феликс Эдмундович Дзержинский (1877-1926) — председатель ВЧК 1917-1922; председатель ГПУ 1922-1923; председатель ОГПУ 1923-1926 и пр.
Граф (1832) Александр Христофорович Бенкендорф (1782-1844) — шеф жандармов и одновременно Главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии 1826-1844; генерал от кавалерии 1829.
Леонтий Васильевич Дубельт (1792-1862) — начальник штаба Корпуса Жандармов 1835-1856; управляющий III отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии 1839-1856; генерал от кавалерии 1856.

В.В. Маяковский: несколько зарисовок о жизни поэта и его окружения. Часть III


(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2021
abhoc@abhoc.com

В избранное