Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 599

от 18.06.2011 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

19 июня выходит в свет 619-й выпуск Ворчалок об Истории:

Португальцы в Индии. Часть XI. И снова Вашку да Гама

Испанцы рвутся к Островам Пряностей. Основание Манилы. Часть I



Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть VII



Польза брачных союзов

Одним из самых действенных и гибких способов налаживания контактов между влиятельными группами в Древнем Китае было заключение браков.
Во II веке в провинции Сянъян было пять крупных кланов, и три из них были связаны между собой брачными узами. Это позволяло кланам контролировать местную администрацию. Аналогичная картина была и в провинции Наньян.
В качестве примера укажем на биографию некоего Лю Фана, который враждовал с несколькими чиновниками. Среди главных врагов Лю Фана был и его земляк Тянь Юй. Но через некоторое время
"Тянь помирился и связал себя брачными узами с семьей Лю Фана".
И всё стало хорошо.
Но переоценивать это средство не стоит. В 73 году до Р.Х. правителем провинции Инчуань стал Чжао Гуанхань. В этой провинции все могущественные кланы были породнены между собой и могли сообща оказывать сильное давление на местные власти.
Чжао Гуанхань нашёл простой способ борьбы с местной мафией: с помощью подложных писем и клеветнических слухов он сумел перессорить все влиятельные семейства между собой, да так успешно, что те отказались впредь заключать между собой новые брачные союзы.

Философ Шэнь Дао

В книге "Чжуан-цзы" так говорится об искусстве Пути:
"Быть открытым для всех и не иметь пристрастий; непрестанно меняться и ничего не желать для себя; жить, как живётся, и не иметь для себя отвлечённых правил; следовать всякому влечению без колебаний; не умствовать прежде времени; не строить расчётов, полагаясь на своё знание; не выбирать среди вещей, но превращаться вместе с ними – в этом тоже заключалось искусство Пути древних".
А вот как эти правила выглядели в отношении жизни философа Шэнь Дао (IV век до Р.Х.):
"И вот Шэнь Дао отбросил знания, презрел собственные мнения и стал лишь следовать Неизбежному, во всем сообразуясь с обстоятельствами. Сие он провозгласил высшей истиной, говоря при этом:
"Знать – значит не знать".
Оттого он считал всякие познания вещью опасной и хотел искоренить их раз и навсегда. Он держался распущенно, не заботился о своей репутации и насмехался над достойными мужами, которых ценят в мире. Развязный, отринувший приличия, он дерзко нападал на великих мудрецов Поднебесной... Он считал никчемными знания и размышления, не знал, что должно стоять впереди, а что – после, глядел поверх всего, и только. Двигался, только если его толкнут; возвращался, только если его потянут назад; вращался, как вихрь; парил, как пух, крутился, как жернов. Был целостен и не имел изъяна, в движении и покое ничего не делал зря и ни разу не заслужил порицания. А почему? Кто ничего не знает, тот не страдает от влюбленности в себя и не ведает тягот, созидаемых применением знаний. Кто в движении и в покое не отклоняется от истины, тот до самой смерти избегнет людской хвалы. Поэтому он говорил:
"Стремитесь к тому, чтобы уподобиться бесчувственной вещи, не прибегайте к услугам мудрых и достойных; даже кусок земли не теряет Пути".
А почтенные люди в свете смеялись над ним, говоря:
"Путь Шэнь Дао для живых людей недостижим. Он годится разве что для мертвецов".
И кончилось тем, что Шэнь Дао прослыл в мире большим чудаком, только и всего".


Знатность в Китае

В древнем Китае не существовало чётких критериев родовитого (знатного) происхождения. Например, в начале II века семейство Дэн, к которому принадлежала супруга императора Хэ-ди, считалось одним из самых именитых в империи. Но в 121 году влияние семейства Дэн рухнуло.
Через 38 лет император Хуань-ди захотел взять в жёны внучатую племянницу императрицы Дэн, однако в это время его счастливая избранница уже слыла при дворе женщиной низкого происхождения.

Польза скромности

В древнем Китае, особенно в эпоху Хань, большой популярностью пользовалась история о скромном сыне, который отдал свою долю наследства алчным родственникам, а потом – в награду за свою доброту и скромность – неожиданно разбогател.
В те времена равнодушие к наследству и/или отказ от своей доли наследства считались одним из атрибутов идеального человека. На волне таких мировоззрений появились хитрецы, которые ловко играли на этом пристальном внимании окружающих к дележу чужого наследства.
Сюй У сделал хорошую карьеру и получил звание "почтительного и бескорыстного", но он очень хотел устроить карьеру и для своих младших братьев. Когда умер их отец, Сюй У присвоил себе лучшую долю от оставшихся земель и хозяйства, а его младшие братья не стали возражать против такой несправедливости, и смогли получить таким образом хорошие рекомендации для продвижения по службе. Со временем общее состояние Сюй У выросло в три раза, он отдал свои накопления братьям (уже сделавшим карьеру) и восстановил свою репутацию.

Хорошая репутация важнее

Когда сановник Гао Шень после долгих лет службы вернулся домой, у него к этому времени не было никакого состояния, и жена стала упрекать его в том, что он ничего не оставляет своим детям. Гао Шэшь на эти упрёки отвечал, что он оставляет своим сыновьям хорошую репутацию, и он знал, что говорил. Хотя сам Гао Шэнь продолжал жить в соломенной хижине с голыми стенами, его сыновья сделали хорошую карьеру.

Один пашет...

Китайский философ Ван Фу (76-167) такими словами описывал ситуацию в Гуаньдуне, главном экономическом районе ханьского Китая:
"Ныне в мире бросают земледелие и шелководство и устремляются в торговлю. Запряжённые быками и лошадьми повозки запрудили дороги, бездельники, ищущие удачи, переполнили города... Взгляните на положение в Лояне: тех, кто занимается второстепенным делом (ремеслом и торговлей), вдесятеро больше земледельцев, а слоняющихся попусту вдесятеро больше тех, кто занимается второстепенным делом. Один крестьянин пашет, а сто человек от него кормятся. Одна женщина ткёт, а сто человек носят сотканное ею. Но если одному снабжать сотню – можно ли обеспечить всех? В Поднебесной сотня областей, тысяча уездов, десятки тысяч городков с рынками – и такое творится повсюду".


Изречения философов

Конфуций сказал:
"Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали".

Мо-цзы сказал:
"Если благородные и мудрые управляют глупыми и низкими, то царит порядок. Если глупые и низкие управляют благородными и мудрыми, то будет смута".

В книге "Дао-дэ дзин" сказано:
"Когда в стране много ненужных вещей, народ становится бедным.
Когда у народа много острого оружия, в стране увеличиваются смуты.
Когда много искусных мастеров, умножаются редкие предметы.
Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников".


Если после прочтения данных историй и изречений у вас, уважаемые читатели, возникнут ассоциации с современным положением в нашей стране, то Старый Ворчун (Виталий Киселёв) тут совершенно не при чём – ведь всё это говорилось и писалось почти две тысячи лет назад.

Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть VI

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2011
abhoc@abhoc.com

В избранное