Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы.


Hellmann Poultry GmbH – немецкий производитель клеточного оборудования
для содержания кур-несушек, родительского стада и выращивания молодняка.

Рассылка:
- Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы. –

Здравствуйте уважаемые подписчики!
Выпуск 134 (1580) 15.08.07
www.agro-business.ru
Сайт журнала Агробизнес, июль 2007
ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ
Зачем нанимают экспатов

Автор: Софья Корепанова, Иван Малиновский, Валерия Корнеева

Мода на экспатов – иностранных управленцев и специалистов среднего звена – началась в России в середине 1990-х годов. У местного менеджмента еще не хватало опыта работы в рыночных условиях. В отличие от других секторов экономики, в АПК эта тенденция проявилась позже, меньше десяти лет назад. Тогда вместе со спросом на новую технику и технологии выросла потребность в людях, умеющих с ними работать и способных передать свой опыт другим. Сейчас средняя зарплата экспата в российском агросекторе – $7–10 тыс. плюс компенсационный пакет.
«Наша компания берет на работу экспатов со дня своего основания [в 1993 году. – «АБ»]», – рассказывает президент молочного холдинга «Русские фермы» Андрей Даниленко. По его словам, экспаты по сравнению с российскими специалистами аналогичной квалификации дисциплинированнее, обладают большим опытом работы в рыночных условиях, более сведущи в технологиях.

Заграница поможет
«Благодаря привлечению экспатов эффективность нашего хозяйства на 25% выше, чем в тех, что не практикуют их найма», – уверяет глава «Русских ферм». Когда компания технически перевооружается и переходит на современные технологии, без иностранных специалистов обойтись сложно, рассуждает он, ведь российские не всегда обладают достаточными знаниями и без помощи со стороны вряд ли овладеют ими. «С другой, [западные] консультанты нам тоже не нужны, – продолжает Даниленко. – Прежде всего мы ищем практиков». Один из таких практиков в «Русских фермах» – главный технолог по растениеводству австралиец Алдридж. У себя на родине он управлял фермой с 10 тыс. КРС и 30 тыс. га зерновых и, по словам Даниленко, имеет большой опыт работы с новыми технологиями.
Преимущества экспатов – высокий профессионализм и владение навыками организации бизнеса, соглашается с Даниленко Станислав Фролов, директор по маркетингу ООО «Хартлэнд Фармз» (выращивает зерновые). В «Хартлэнде» экспаты – англичане Колин Хинчли и Ричард Уиллоус – не наемные менеджеры, а совладельцы. Несколько лет назад они решили заняться бизнесом в России и арендовали 4 тыс. га пахоты в Пензенской области. До этого Уиллоус работал трейдером, поставляя в Европу пшеницу и ячмень, а потомственный фермер Хинчли выращивал зерновые в Великобритании. «У них огромный опыт применения современных технологий и организации бизнеса», – хвалит Фролов своих работодателей.
Сейчас Хинчли и Уиллоус, отладив агротехнологии и обучив местный персонал, руководят переходом компании к так называемой европейской модели управления. Например, вместо трактористов, прикрепленных каждый к своей машине, в «Хартлэнде» будет штат «механизаторов-универсалов», готовых работать на любой технике и выполнять все агротехнические операции, объясняет Фролов. Еще одна новая для местных крестьян мера, введенная англичанами, это система расчета зарплат. Вместо фиксированных окладов сотрудникам выплачивают небольшую базовую ставку плюс бонусы в зависимости от количества и качества выполненной работы. Бонус может составлять от 10 до 100% ставки, рассказывает Фролов.

Дорогой опыт
Нехватка грамотных управленцев диктует местным участникам рынка свои правила, рассуждает директор по корпоративным отношениям кадрового агентства RosExpert Ирина Пашинкина. За экспатов приходится переплачивать, уточняет она. В России, по данным Пашинкиной, их доход может быть на 100% больше, чем при выполнении аналогичных обязанностей на родине. А по словам Юлии Смирновой из холдинга «Империя кадров», нижняя планка месячного оклада экспата – $3 тыс., верхняя доходит до $25 тыс. Последняя цифра, поясняет она, относится в первую очередь к так называемым редким специалистам – обладателям уникального для России опыта владения технологиями или бизнес-процессами. «В среднем же зарплата экспата на треть выше, чем у отечественного специалиста того же уровня», – подытоживает Смирнова.
За названные в «Империи кадров» $25 тыс./мес. опрошенные «Агробизнесом» компании АПК специалистов и высших управленцев не привлекают. Так, в «Русских фермах» экспаты зарабатывают $7-10 тыс. Кроме зарплат, им дважды в год компенсируют поездки на родину, аренду жилья и обеспечивают транспортом. Траты солидные, признает Даниленко, однако на них можно пойти, если у хозяйства, как в случае с «Русскими фермами», больше 500 КРС или не меньше 5 тыс. га пашни. А у средних и малых агрокомпаний не такие обороты, чтобы можно было потянуть наем экспата даже за несколько тысяч долларов в месяц.
Тем, кто в состоянии потратиться па западного менеджера, сложно заставить его трудиться с полной отдачей, сетуют эксперты и главы компаний. В отличие от россиян, привыкших к «битвам за урожаи» и другим производственным форс-мажорам, иностранцы предпочитают работать более размеренно, делится своими наблюдениями Даниленко из «Русских ферм». Многих экспатов объединяет сознательное неприятие наших методов ведения бизнеса, добавляет Смирнова: оказавшись в России, они не желают принимать новые «правила игры» и несколько свысока смотрят на российских специалистов, не говоря уже о крестьянах. Разный менталитет, умноженный на незнание русского языка, снижает эффективность проектов, для реализации которых приглашают иностранных менеджеров.
Чтобы избежать коммуникативных проблем, агрокомпании требуют от экспатов знания русского языка, делая это условие обязательным для заключения трудового контракта. Учить язык нужно не всем специалистам, считает Даниленко. Но если экспат занимает, допустим, должность главного технолога, то ему приходится ежедневно общаться с десятками людей, в том числе с рядовым персоналом. В этом случае общение через переводчика не способствует взаимопониманию, говорит Даниленко. Впрочем, «Русские фермы» пока не смогли найти русскоговорящих экспатов и последним приходится справляться с работой при помощи переводчиков, сожалеет он.
Заключив контракт с экспатом, важно не переоценить его возможностей, говорит Фролов из «Хартлэнда». Данные в резюме и рекомендации с предыдущих мест работы ничего не скажут нанимателю о том, сможет ли западный менеджер эффективно работать в российской глубинке, да еще в непривычных бытовых условиях и в атмосфере недоверия к «чужаку», размышляет он.
С Фроловым соглашается Даниленко: «Не стоит думать, что экспат – палочка-выручалочка, которая решит все проблемы вашей компании. Многое зависит от того, насколько он способен адаптироваться к правилам жизни на новой работе, сможет ли применить здесь свой европейский или американский опыт». А вот риск очевиден, добавляет глава «Русских ферм». Контракт с экспатом, по его опыту, принято заключать минимум на год, ведь работать за границу на пару месяцев никто не поедет, а расторгать его – с уведомлением не менее чем за два месяца. Поэтому досрочно избавиться от иностранного работника, если он по каким-то причинам не устроит компанию, довольно сложно, констатирует Даниленко.

Вовремя уйти
Владельцу компании важно суметь вовремя понять, что экспат исчерпал себя на нынешнем этапе развития бизнеса, считает Даниленко. «К примеру, в 2000 г. мы пригласили из США на должность главного технолога Шэна Бетзолта, имеющего ферму на 150 голов КРС. Мы были им очень довольны, но по мере роста масштабов нашего предприятия его опыта стало не хватать». В 2004 г. Даниленко расстался с этим сотрудником, но его вклад в работу компании до сих пор называет «неоценимым».
В «Сибирском аграрном холдинге» (САХО), объединяющем сельскохозяйственные и пищевые активы, экспат проработал меньше полугода. В апреле 2006 г. на должность гендиректора принадлежащего САХО Звенигородского хлебокомбината (Московская обл.) пришел итальянец Джанни Мэлли. Ему поручили снизить себестоимость продукции на 15–20%, ввести в ассортиментную линейку новые позиции, отладить оборудование и ввести на предприятии систему менеджмента качества ISO 9000 : 2000.
Приглашение итальянца возглавить комбинат совладелец САХО Павел Скурихин объясняет тем, что Мэлли – потомственные хлебопеки, с которыми он к моменту найма сотрудничал уже два года. «Они несколько раз приезжали к нам, давали рекомендации по улучшению производственных процессов, – рассказывает Скурихин. – Когда мы решили модернизировать Звенигородский хлебокомбинат, оснастив его итальянским оборудованием стоимостью около миллиона евро, Мэлли стали консультантами при составлении этого контракта». Наладив работу на обновленном производстве, Мэлли, по замыслу акционеров САХО, смог бы координировать модернизацию предприятий холдинга в Новосибирске и Омске.
Однако у иностранца были трудности с оперативным руководством комбинатом, хотя запустить оборудование ему удалось. «Многие европейские подходы для нас оказались неприемлемы», – говорит Скурихин. В сентябре 2006 г. САХО досрочно расторг заключенный на год контракт с Мэлли. Но несмотря на разрыв, Скурихин уверяет, что получил «отличный опыт работы с иностранным топ-менеджером», а семья Мэлли «остается постоянным консультантом» его компании по хлебопечению.
---------------------------
Ведущий рассылки: Ринат Мустаев
Тел./факс:   (342) 26 333 69
E-mail:         rinat@permonline.ru
Дополнительная информация: http://ptizevod.narod.ru
Копирование рассылки с высказыванием автора рассылки приветствуется, с указанием на сайт рассылки  Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы.


В избранное