Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Птицеводство. Сельское хозяйство


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка:

- Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы. -

 

Здравствуйте уважаемые подписчики!

Представляем Вашему вниманию, информацию c сайта www.apkmarket.ru

 

Выпуск 126 (742) 07.07.04 (часть 2)

Исследования Института Аграрного Маркетинга

"ЦЫПЛЕНОК ТОЖЕ ХОЧЕТ ЖИТЬ"

Российский рынок мяса птицы и перспективы его развития

В 2000 году наибольшая доля российского рынка мяса птицы - 39% - принадлежала импортным разрубам, 90% которых составляли американские куриные окорочка. Второе место - 17% рынка - занимали тушки российского производства. На долю российских разрубов и импортных тушек приходилось 12 и 9% емкости рынка, соответственно. Доля птицы, выращенной в частном секторе, была достаточно велика - в 2000 году она составила 15% емкости рынка. Остальные сегменты рынка мяса птицы занимал импортный и российский фарш.

За период с 2000 года по 2003-й развитие основных сегментов российского рынка мяса птицы происходило разными темпами. Так, наибольший рост наблюдался в российских сегментах рынка:

·         производство тушек выросло на 43%;

·         производство разрубов – на 60,5%;

·         производство куриного фарша – на 270%;

·         производство продуктов глубокой переработки – на 240%.

Следует отметить, что темпы роста ввоза импортных аналогов уступили темпам роста российского промышленного производства мяса птицы (рис. 4). После роста импорта всех категорий мяса птицы в период с 1997 года по 2002-й, в 2003 году произошел спад объемов ввоза во всех импортных сегментах мяса птицы, который, как уже упоминалось, в среднем составил 16,5%.

 

Рисунок 4. ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА И ИМПОРТА МЯСА ПТИЦЫ, тысяч тонн

 

 

В результате указанных изменений в производстве и импорте мяса птицы в 2003 году на долю тушек российского производства пришлось 19% емкости рынка, доля импортных тушек составила 8%, доля российских разрубов - 15%, доля импортных аналогов - 34%, доли российского и импортного фарша составили соответственно 2 и 5%, доля российских куриных полуфабрикатов – 3%, а кур произведенных в частном секторе - 14% (рис. 5).

 

Рисунок 5. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ СЕГМЕНТОВ РОССИЙСКОГО РЫНКА МЯСА ПТИЦЫ В 2002-2003 ГОДУ, тысяч тонн

 

По мнению Альберта Давлеева, главы представительства USAPEEC в России, Белоруссии и на Украине, вице-президента Международной программы развития птицеводства (UIPDP USAPEEC), тенденция к увеличению производства и потребления продуктов из мяса птицы глубокой переработки не вызывает сомнений по ряду причин. Среди этих причин можно выделить следующие: стремительный рост розничных сетей, основанных на быстрой реализации индивидуально упакованных продуктов, увеличивающаяся покупательная способность населения, а также стремление покупателей сократить время приготовления блюд.

С учетом этого специалисты USAPEEC прогнозируют дальнейшее «выдавливание» замороженной импортной тушки и упакованных внавал частей курицы из ассортимента супермаркетов охлажденной птицей местного производства в сегмент открытых рынков и мелкой розницы. Однако на фоне резкого сокращения товарных запасов мяса птицы и общего удорожания мясопродуктов импортная заморозка, в силу более низкой стоимости, останется наиболее доступным источником животного белка для большинства россиян. Импорт и отечественное производство имеют все перспективы для насыщения потребностей мясного рынка России и вместе могут конкурировать с говядиной и свининой. Это, в свою очередь, позволяет предполагать, что несмотря на введенные импортные квоты, сегмент импортного мяса птицы имеет серьезные перспективы для развития.

Согласно исследованиям, проведенным экспертами ИАМ, в 2003 году российскими птицефабриками было произведено около 400 тысяч тонн тушек бройлеров и 250 тысяч тонн частей тушек. Объемы производства относительно уровня 2002 года выросли на 14 и 12% соответственно.

Доля тушек в общероссийском объеме производства мяса бройлеров в 2003 году составила 59,1%, т.е. уменьшилась относительно показателя 2002 года на 5,7%. Доля производства разделанных частей составила 40,9 против 35,2% в 2002-м, при этом доля полуфабрикатов составила 8,2% от разделки.

Следует отметить, что в настоящее время птицефабрики используют различные ассортиментные стратегии. На большинстве птицефабрик в 2003 году отмечена тенденция увеличения производства разрубов, большинство предприятий - лидеров отрасли уменьшили доли целых тушек в общем объеме производства мяса бройлеров, что сопровождалось увеличением производства полуфабрикатов (табл. 1).

Наибольшие объемы тушек в 2003 году были произведены на ЗАО "Птицефабрика "Северная" (Ленинградская область), ООО "Золотой Петушок-Инвест" (Липецкая область) и ГП "Птицефабрика «Рефтинская» (Свердловская область). При этом на птицефабрике "Северная" объемы производства тушек возросли на 28,5%, на "Рефтинской" этот показатель составил 45%. Производство тушек на птицефабрике "Золотой Петушок' снизилось на 20%.

Такие крупные производители, как российско-американская птицефабрика ЗАО "Элинар-Бройлер" (Московская область), ОАО "Птицефабрика "Пермская" (Пермская область) и ООО "Русско-Высоцкая птицефабрика" (Ленинградская область), переориентировали свои ассортиментные стратегии на производство частей тушек и полуфабрикатов.

 

Таблица 1. структура производства мяса птицы, предприятиями - лидерами отрасли в 2003 году, %

 

Наименование предприятия

тушки

разрубы

полуфабрикаты

ЗАО "Птицефабрика «Северная"

60

30

10

ООО "Золотой Петушок-Инвест"

50

43,5

6,5

ГП "Птицефабрика «Рефтинская"

50

26

24

 

Прогноз развития основных сегментов российского рынка мяса птицы в 2004-2006 годах

 

В целом на период с 2004 года по 2006-й можно прогнозировать рост производства во всех сегментах российского рынка мяса птицы. Наиболее интенсивное развитие будет наблюдаться в сегментах разрубов и полуфабрикатов российского производства. К 2006 году объемы производства в указанных сегментах, исходя из складывающихся тенденций, вырастут на 64 и 100% соответственно. Промышленное производство тушек увеличится на 29,5%. Что касается производства мяса птицы в частном секторе, то, по прогнозам, оно также вырастет - приблизительно на 19%.

Начиная с 2004 года в целом прогнозируется снижение импортных поставок мяса птицы. По оценке ИАМ, исходя из установленной квоты и сложившихся пропорций импорта разрубов, тушек и фарша к 2006 году в наибольшей степени - на 31% - снизятся официальные объемы ввоза частей курицы (окорочков) и тушек.

В 2006 году российское производство тушек будет практически равнозначно производству разрубов и составит порядка 545-550 тысяч тонн в год. Объем производства продуктов глубокой переработки увеличится до 130 тысяч тонн, а производство мяса птицы в частном секторе вырастет до 400 тысяч тонн. Увеличение производства во всех сегментах российского рынка мяса птицы станет основной причиной значительного изменения структуры этого рынка в натуральном выражении.

Таким образом, в 2006 году доля российских разрубов составит 20 против 15% в 2003-м, тушек отечественного производства - 20 против 19% , продуктов глубокой переработки - 5 против 3%, фарша – 4 против 2% (рис. 6). Доля мяса птицы, произведенного в частном секторе, останется на прежнем уровне и составит около 15%. Доли импортных разрубов и тушек значительно снизятся – до 22 и 5% соответственно, против 34 и 8% в 2003 году. Доля импортного фарша возрастет до 9 против 5% в 2003 году.

 

Рисунок 6. прогнозируемая структура российского рынка мяса птицы в 2006 году

 

Можно прогнозировать, что в 2006 году доля продукции российского производства составит 64% от общего объема ресурсов мяса птицы против 54% в 2003-м.

Анализ динамики ресурсов укрупненных сегментов рынка мяса птицы (суммарно импортные и российские аналоги), позволяет сделать вывод, о том, что к 2006 году относительно уровня 2003-го произойдет сокращение ресурсов на 11% в сегменте разрубов (за счет уменьшения импорта окорочков) , при этом в сегменте тушек показатели увеличатся на 14%, а в сегменте фарша - более чем на 100%.

 

Елена Тюрина

---------------------------------------------
Ведущий рассылки: Ринат Мустаев
Дополнительная информация, на сайте http://ptizevod.narod.ru

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное