Производство яиц - выгодный бизнес, который не боится импортных конкурентов.!!!
--------------------------------------------------------------------------
Фирма “Hellmann Poultry” – производитель современных, технологических возможностей
для птицеводческого бизнеса, представляет рассылку:
“Информационные материалы. Птицеводство. Сельское хозяйство”
----------------------------------------------
Здравствуйте уважаемые подписчики!
Представляю Вашему вниманию, информацию с сайта www.vesti-rad.ru
Выпуск 58 (205), 11.03.03
“ЛОВУШКА ДЛЯ КАПИТАЛА”, часть 2
Обратной дороги нет.
Что же произошло с новыми игроками, ринувшимися на освоение аграрного Клондайка?
Сейчас менеджеры некоторых крупных аграрных компаний хоть и с большой неохотой,
но признают, что не вполне укладываются в собственные аккуратно начертанные планы
развития. Эффект девальвации, обеспечивший агробизнесу тепличные условия, на
самом деле сыграл с ними злую шутку. Он сказывался достаточно долго, чтобы втянуть
бизнесменов в АПК. Компании накупили техники, семян, удобрений, племенной скот
и птицу. На заводе эффект от нового оборудования и новых технологий был бы заметен
сразу: производить стали бы больше и лучше. На селе все совсем по-другому.
Главное, пожалуй, потрясение новые сельские предприниматели пережили, когда осознали,
что попали в совершенно иной мир - мир, живущий по другим правилам, с иной скоростью,
где другие убеждения и ценности жизни. Когда поняли, что хозяйство не заработает
эффективно лишь оттого, что куплены новенький комбайн, элитные семена и лучшие
удобрения.
"Это довольно странное ощущение: истратить кучу денег осенью и ждать не всегда
предсказуемого результата летом, если речь идет, к примеру, о растениеводстве,
- делится впечатлениями руководитель сельскохозяйственного направления компании
\'Русагро\' Юрий Костюк. - При тех технологиях, которые мы внедряем, мы должны
были бы получить триста центнеров свеклы с гектара, а получили в среднем двести
сорок. Почему? Потому что хорошая технология требует четкого ее соблюдения и
ответственности исполнителей. А с этим пока у большинства крестьян плохо. И это
тормозит наше развитие". Из трех разработанных "Русагро" планов темпов развития
- оптимистического, умеренного и пессимистического - компания пока придерживается
среднего.
Глава "Продимекса" Игорь Худокормов одной из главных проблем тоже называет "управление
сельским контингентом". А Федор Клюка добавляет, что нарушать планы компаний
и тем самым снижать инвестиционную привлекательность районов и даже целых областей
могут еще и местные власти и чиновники: "Нам пришлось уйти из одного района Тамбовской
области, куда уже было вложено более ста миллионов рублей, только потому, что
местные руководители хотели видеть в компании не инвестора, а спонсора, и желали,
чтобы бизнесмены только давали деньги, но не управляли".
Конъюнктура в прошлом году была достаточно сложной. Цены на зерно стали падать
в результате неожиданно высокого урожая и больших запасов, на мясо - из-за резко
возросшего дешевого импорта (поставки свинины, к примеру, выросли на 68%). Компаниям
пришлось бы совсем туго, не случись в прошлом году дефицит на мировом рынке зерна.
И тут уж крупные компании задействовали все свои умения и практически все выращенное
в их хозяйствах зерно экспортировали. "А вот на мясном рынке Россия потеряла
почти два года, - говорит Юрий Костюк. - После девальвации была благоприятная
ситуация в животноводстве, плюс наложилось коровье бешенство в Европе - и российские
компании инвестировали в мясо. Но уже начиная с 2001 года опять беспрепятственно
пошел дешевый импорт, птицеводство и свиноводство стали малорентабельными, а
производство говядины - попросту убыточным". Это мнение подтверждает и Игорь
Худокормов - его компания после кризиса стала вкладывать деньги в свинофермы,
а потом заморозила эти проекты, поскольку рынок подкосили цены импортеров, особенно
из Бразилии.
"В лучшем положении оказывались те, у кого были альтернативные источники доходов,
- говорит Игорь Худокормов. - У нас центр прибыли - торговля сахаром, и эту прибыль
мы инвестируем в сельское хозяйство. Три года вкладываем, но света в конце тоннеля
пока не видим, думаю, что деньги могут \'отбиться\' только лет через шесть-семь".
Многие компании держатся за счет вертикальной интеграции, за счет продажи конечных
продуктов. Впрочем, и те и другие говорят, что доходы позволяют "лишь поддерживать
штаны, но никак не расширять производство". Федор Клюка, который пару лет назад
уверял, что ему нужно только одно - чтобы не мешали, сегодня считает, что "проблемы
в АПК во многом связаны со слабостью государственного протекционизма в сельском
хозяйстве. Мы готовы производить и реализовать гораздо больше мяса, однако из-за
импортного демпинга делать это мы не в состоянии".
В общем, от былых восторгов не осталось и следа. Однако компании уже зарыли в
землю (в буквальном смысле) десятки, если не сотни миллионов долларов, и они
не могут позволить себе поддаться разочарованию. Вложенные в коровники, семена,
удобрения, ГСМ средства "вытащить" нельзя. "Многие зашли в АПК по ошибке, - говорит
Игорь Худокормов. -. Но выйти оттуда уже невозможно. Мы вложили двадцать миллионов
долларов и можем двигаться только вперед. Хотя, если бы мы были только в сельскохозяйственном
бизнесе, мы бы уже обанкротились". А вот Анна Филатова, глава компании РИФ, чей
бизнес в основном связан с агрокомплексом, говорила, что сильно разочаровалась
в сельском хозяйстве из-за апатичности, иногда враждебности сельского населения
и из-за отсутствия поддержки со стороны государства. Ей пришлось расстаться с
рядом хозяйств в Белгородской области, но о полном уходе Филатова пока не говорит
- слишком много вложено средств. "Русагро" тоже вложила только в сельское хозяйство
более 20 млн долларов, и, как говорит председатель совета директоров компании
Вадим Мошкович, "теперь мы вынуждены вести битву за урожай. Обратной дороги у
нас нет - выход из сельхозбизнеса очень долгий, желающих покупать агропредприятия
на вторичном рынке пока нет".
Смириться с потерей миллионов инвесторы не могут, да и не хотят, поскольку рассчитывают,
что государство все же начнет по-настоящему защищать этот рынок
----------------------------------------------------------
Ведущий рассылки: Ринат Мустаев
Дополнительная информация, на сайте http://ptizevod.narod.ru
Информацию, по оборудованию фирмы Hellmann Poultry,
Вы можете получить по контактному телефону/факсу: +7 3422 196 174
e-mail: rinat@permonline.ru