Сегодня в рассылке:
МАГАЗИНЫ - ОПТОМ И В РОЗНИЦУ
(Статья печатается
в 9-м номере журнала "Бизнес в промышленности.
Переработка пищевой продукции")
======================================================================
МАГАЗИНЫ - ОПТОМ И В РОЗНИЦУ
В России возникает новый рынок - частных магазинов
Немецкая компания Metro Cash & Carry объявила о намеченном на
1 ноября с.г. открытии своего первого магазина в Москве.
Несмотря на то, что формат Metro Cash & Carry предполагает работу с
юридическими лицами (правда, за наличные), среди клиентов, несомненно,
будет много и обычных покупателей, и в этом смысле Metro - прямой
конкурент российским сетям. Покупателей, привлеченных низкими ценами и
хорошим сервисом, в торговых центрах Metro будет много. Конкурировать
придется, однако это будет конкуренция за покупателя. Иначе обстоит дело
с голландской сетью SPAR.
Голландцы опередили немецких конкурентов. Первый магазин сети SPAR уже
открылся в Москве в августе этого года. Сеть состоит из крупных
магазинов, принадлежащих головной компании, и небольших супермаркетов,
так называемых "магазинов по соседству", работающих на условиях
франчайзинга. Именно последние, по замыслу владельцев SPAR, и должны
принести основные доходы. При этом головная компания предоставляет
независимым торговцам брэнд, стандарты ассортиментного наполнения,
торговых технологий, оформления и размещения товара, штатного расписания
и доступ к централизованным поставкам. Конечно, все это не бесплатно, так
что цены у франчайзеров вряд ли будут низкими, скорее всего, на уровне
отечественных дискаунтеров.
Ко всему прочему немцами и голландцами список не исчерпывается. На Россию
обратили внимание французы ("Aushan") и американцы ("Wall Mart").
Не стоят на месте и российские сети. Они открывают новые дистрибуторские
центры, число магазинов, становящихся сетевыми, ежегодно удваивается.
Другими словами, возникает новый рынок - эффективных частных
магазинов. Их конечными покупателями выступают сети, но вполне возможны
и стандартные промежуточные варианты, когда некий инвестор покупает
магазин, приводит бизнес в порядок и продает. Каковы в этой связи
возможные стратегии производителей пищевой продукции, рыночная сила
которых очевидно уменьшается?
Из уже реализуемых стратегий можно выделить три. Первая (так действуют,
например, Wimm-Bill-Dann и "Дарья") - диверсификация бизнеса с целью
использования одних и тех же каналов дистрибуции для продвижения различных
собственных товаров. Компания Wimm-Bill-Dann, производящая соки и молоко
(а также напитки и молочные продукты), недавно приобрела несколько пивных
заводов. Продукт был выбран так, чтобы, с одной стороны, новые мощности
могли быть использованы для производства освоенных компанией соков и
напитков, а с другой - чтобы его дистрибуция принципиально не отличалась
от привычной. Другой эффект от диверсификации - возможность
самостоятельно, минуя оптовое звено, предложить ритейлеру широкий спектр
продуктов. Финансовые возможности крупной компании позволяют дополнить
свои предложения товарным кредитом розничному продавцу. Другими словами,
фактически речь идет о создании собственного дистрибуторского направления
деятельности со всеми вытекающими последствиями (создание
распределительного центра и т.п.). Это совершенно не исключает
сотрудничества с сетевыми магазинами, напротив, позволяет добиваться
от них лучших условий.
Другое направление - развитие сети собственных фирменных магазинов,
как это делает, например, "Красный Октябрь".
Наконец, третья, традиционно реализуемая большинством производителей
стратегия - постоянный мониторинг рынка с целью выявления новых партнеров.
Очевидно, что в изменяющихся условиях только первая из перечисленных
стратегий имеет шансы на успех. Однако столь же очевидно, что она
доступна не всем, а только крупным компаниям, обладающим достаточными
финансовыми ресурсами. Что же делать остальным? В зависимости от
величины компании-производителя стратегия может быть разной. Небольшим
фирмам (в их роли обычно выступают сельхозпроизводители, имеющие
собственную переработку) становится выгодно продаться тем же сетям,
причем цену можно назначать с учетом возникающего спроса. Средние
компании, объединившись в пул, могут выступить в роли единого поставщика.
Ну и, наконец, большой простор открывается для деятельности посредников -
инвестиционных компаний, банков и т.п. - по приобретению перспективных
магазинов, налаживанию общей логистики и дальнейшей продаже сетям.
Кстати, в роли таких стратегических инвесторов могут выступать и
производители, получая дополнительно к вполне реальной прибыли
гарантированное место на полках этих магазинов. Вполне возможно, что
сообщения о подобных сделках скоро также появятся в новостных лентах.
Подготовлено Консалтинговой группой "Уникон", тел. (095) 921-71-32
Полная версия статьи здесь:
http://foodmart.faktura.ru/scdp/page?S=1000901682122&R=6&serviceid=8264&prfx_obj=8264&sc=news&origin=content&event=link(viewdetails)&obj=85494&service=8264
========================================================================
ВНИМАНИЮ КОЛЛЕГ-ЖУРНАЛИСТОВ! Если Вас заинтересовали наши материалы
и Вы хотели бы опубликовать что-то из них на страницах Ваших СМИ
(бумажных или электронных), то присылайте Ваши запросы. Мы открыты
для общения и с удовольствием предоставим Вам необходимые материалы.
=======================================================================
Приглашаем на наш сайт: http://foodmart.faktura.ru
Архив рассылок находится тут:
http://subscribe.ru/archive/food.newsjournal/
Мы готовы ответить на ваши вопросы по телефону (095) 198-72-10 или
электронной почте food@icsti.su.
Наш подписной индекс 79694 в каталоге Роспечати.
=======================================================================
Обращаем ваше внимание на другие наши рассылки:
"Маркетинг в пищевой промышленности",
http://subscribe.ru/catalog/food.marketing/
"Упаковка для пищевой промышленности",
http://subscribe.ru/catalog/food.upak
=======================================================================
Советуем обратить внимание на рассылку "Новости пищевой промышленности",
http://subscribe.ru/catalog/food.starnews
Очень интересная и полезная информация для интересующихся пищевым
рынком. Рекомендуем!
Ирина Богатырева, mailto:foodmarket@icsti.su