Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продовольственный рынок Москвы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Сегодня мы рассмотрим

МОСКОВСКИЙ РЫНОК МОЛОКА

Правда, для небольшой рассылки это громко сказано "Рынок
молока", но некоторые важные моменты, а главное, изменения
ситуации мы все же попробуем отследить. Итак, первое с чего
обычно начинают - объем рынка.

Можно обрадовать всех производителей этого продукта: рынок
растет. Если в январе прошлого года продавалось 78 млн л,
то в январе этого - 87 млн. Налицо рост на 10%. Обращаю
Ваше внимание - это натуральные показатели, инфляция тут
не при чем. В денежном выражении рост куда внушительнее -
от 832 млн руб. до 1095 млн, т.е. аж на 23%. Но деньги суетны
это знает каждый. Хотя, как сказать. Если принять в расчет
инфляционную премию, на которой можно заработать в случае,
если доля сырья в за время цикла производство-продажа будет
падать, то очень неплохо иногда получается.

Но! Не в этом случае - молоко продукт скоропорятщийся,
поэтому цикл короткий, а стало быть заработать на инфляции
смогут лишь производители стерилизованного продукта. Осваивайте,
господа, передовые технологии. С другой стороны - торгуйтесь
с розницей, корректируйте свои условия в зависимости от срока
реализации, розница-то цены поднимает. Ну а магазинам, если
таковые подписались на нашу рассылку, мы посоветуем прямо
противоположное - старайтесь фиксировать цены на максимально
большой срок. Кстати, о ценах. С ними-то что?

А вот что. В прошлом году (мы писали об этом) молоко было
самым стабильным в этом смысле продуктов из рассмотренных нами.
Но тенденция сломалась. Цены стали расти. В 1 квартале этого
года средняя цена увеличилась до 12,5 руб./л с 11,2 в 4 квартале
2000 года. А это худо-бедно те же 10%. Вот так рынок в денежном
выражении и растет - наполовину за счет увеличения объемов
потребления, наполовину из-за повышения цен. А стало быть ценовая
политика становится особенно важна. Что нам говорит по этому
поводу кривая эластичности спроса?

Интересные вещи она говорит. Есть на ней такая неприметная с
первого взгляда точка, соответствующая 60% рынка и цене 10 руб./л.
Неприметная, потому что сама по себе кривая эластичности выглядит
достаточно гладко. Однако, рассматривая наложенные друг на друга
кривые эластичности последних четырех кварталов видно, что все
они сдвигаются (или не сдвигаются вовсе) вправо, в сторону более
высоких цен практически паралелльным переносом, но эта точка
остается на месте! Таким образом, очевидно, что на наших
глазах рынок образует два сегмента: дорогого и дешевого
молока. И конкуренция между ними идти не будет.
Ну а, зная конкурентов проще строить и свою политику. В связи
с этим новый вопрос - кто сегодня носит майку лидера?

Сегодня, как, впрочем, и давно на этом рынке, впереди "остальные" -
48%, что говорит о множественности присутствующих тут марок.
Из известных 10,3% рынка принадлежит "Лианозовскому" 3,2% жирности,
далее идут "Домик в деревне" той же жирности - 10%,
небрэндированное молоко 3,2% жирности - 8,8%, разливное - 4,76%,
"Домик в деревне" 3,5% жирности и по 2% с хвостиком у "Милой Милы",
Калужского (жирность та же - 3,2%) и небрэндированного 3,5%
жирности. Динамику борьбы за лидерства мы сейчас не рассматриваем.

Еще один важнейший вопрос - каналы реализации. Тут борьба
разгорелась не на шутку. Причем, группы "борющихся" довольно
легко вычленяются. Это прежде всего традиционный магазин и
оптовый рынок. Первый все время впереди (мы рассматривали период
с 4 квартала 1999 года по 1 квартал 2001 года), перевес небольшой -
каждый из участников имеет примерно 36 и 33% соответственно,
но магазин всегда впереди. Вторая группа в начале прошлого года
выглядела как "машина или автолавка" (а попросту цистерна)
против "киоска любого типа" - по данным последнего квартала по
11,4 и 7,4% соответственно, однако за рассматриваемый период
к ним вплотную приблизился сетевой супермаркет, который начав с
незначимой цифры 0,22% в конце 1999 года, сегодня имеет 4,4% и
занимает 5 место в рейтинге. Судя по темпам роста, это далеко
не предел, особенно в контексте многообещающих последних
заявлений владельцев сетей об их планах развития.

Конечно, за бортом нашего миниобзора остались такие важные
вопросы как портрет покупателя, да еще хорошо бы, если бы удалось
связать его приверженность определенным маркам или каналам
реализации с его возрастом или доходами. Все это возможно,
но боюсь, что тогда объем рассылки превысит допустимый размер.
Так что об этом - в следующий раз. Мне остается только добавить,
что данные получены лично мной с использованием программы
"Market Mechanics" фирмы V-Ratio.

Всех желающих узнать подробнее о рынках, которые мы анализировали
с использованием этой программы или без нее я отсылаю на страничку
нашего журнала "Бизнес в промышленности. Переработка пищевой
продукции" http://www.reason.ru/businesvprom/home.htm
Можно также написать мне на адрес food@icsti.su. Вопросы
привествуются.

Елена Борхарт

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное