Уважаемые подписчики!
Мы продолжаем публикацию материалов по эластичности спроса на московском продовольственном
рынке. На этот раз - молочном и шоколадном. Полностью материал будет опубликован
в журнале "Бизнес в промышленности. Переработка пищевой продукции"
Молоко
Цены на молоко в течение 2000 года отличались завидным постоянством. Средняя
цена находилась на уровне 11,1 руб./л с незначительными повышениями в 1-ом и
4-ом квартале, что и понятно – зимой трудности с сырьем. Уровень брэндизированности,
равно как и острота конкуренции на рынке по нашим данным достаточно высоки и,
главное, ярко выражены. Об этом можно судить по следующим фактам. Во-первых,
кривая эластичности спроса имеет два участка, соответствующие брэндизированному
и обычному продукту. Цена, разделяющая эти участки (фактически средняя критическая
цена), составляет 10 руб./л, объем «брэндизированного» рынка – 60%. Эта точка
также не изменялась в течение года. Минимальные цены на молоко, т.е. критическая
цена в области большого объема рынка (97 – 98%), составили 6 руб./л. А вот в
области высоких цен в течение года происходили интересные изменения. В первом
квартале довольно много молока (11% рынка) продавалось по ценам от 15 руб./л.
Эту цену можно считать критической. То есть, фактически была сделана попытка
сформировать настоящий брэнд: продукт гарантированно высокого качества по высоким
ценам. Однако попытка эта не удалась, рынок не принял эти цены. В дальнейшем,
объем реализованных по высоким ценам продуктов плавно уменьшался, пока не пришел
к «естественному» уровню – 3 –5%. Интересно было бы в этой связи проанализировать
динамику популярности отдельных каналов реализации молока, что мы планируем
осуществить в следующих публикациях.
Плиточный шоколад и батончики
Ситуация на рынке шоколада весьма интересна и необычна. Есть всего одна ценовая
точка, которая устойчиво сохраняла свое место в течение года – по цене 120 руб./кг
реализовывалось продукции в объеме 35% рынка. При этом в сегменте дорогой продукции
как цены, так и эластичность спроса в течение первых трех кварталов сохранялись
на неизменном уровне (уточненная средняя цена составляла 138-140 руб./кг). В
области низких цен можно отметить наблюдавшийся во втором квартале ценовой всплеск:
объем продукции, реализованной по цене 100 руб./кг и выше во 2-ом квартале,
составил 85% объема рынка против 65% в 1-ом и 3-ем кварталах. А вот в 4-ом квартале
стали происходить события. В области низких цен демпинг практически прекратился
– объем рынка шоколада по ценам 100 руб./кг и выше составил 95%, в то же время
в большом количестве появилась дорогостоящая продукция – объем реализации по
ценам выше 200 руб./кг составил 11% против аналогичного показателя 5%, державшегося
неизменным в течение первых трех кварталов. Таким образом, в сегменте элитной
продукции наблюдается оживление, однако сообщения о появлении новых брэндов
пока отсутствуют, скорее всего их можно ожидать в самом ближайшем будущем.
С содержанием журнала "Бизнес в промышленности. Переработка пищевой продукции"
Вы можете посмотреть тут: http://www.reason.ru/businesvprom/home.htm
Архив рассылок находится тут: http://subscribe.ru/archive/food.foodmskmarket/
Мы готовы ответить на ваши вопросы по телефону (095) 198-72-10 или электронной
почте food@icsti.su
Елена Борхарт