Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продовольственный рынок Москвы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Эластичность спроса на московском продовольственном рынке.
Есть несколько базовых параметров рынка, которые должна принимать в расчет любая
фирма, стремящаяся разработать оптимальную маркетинговую стратегию. Одним из
таких параметров является эластичность спроса. Этот параметр измеряется объемом
рынка, который можно получить реализуя товар по некоей фиксированной цене. Поскольку
товары одной группы всегда подразделяются на несколько ценовых групп, да и внутри
одной группы цены могут существенно отличаться в зависимости от целого ряда
факторов (место продажи, упаковка и проч.), то эластичность спроса представляет
собой некую кривую в координатах объем рынка – цена. Выбрав определенную точку
на оси абсцисс (цена), можно сказать какая доля от всех проданных за заданный
промежуток времени товаров была реализована по этой цене или ниже ее.
Знание эластичности спроса удобно для анализа продуктового ряда, а также для
выбора оптимальной ценовой политики. В самом деле, очень часто уменьшение цены
буквально на несколько процентов приводит к падению объемов продаж на десятки
процентов и наоборот: снижение цены может не привести к желаемому увеличению
объемов продаж, однако доходы фирмы существенно упадут. Рассмотрим реальную
динамику изменения ценовой эластичности спроса на примере ряда пищевых товаров,
реализованных на московском рынке в 2000 году. Для анализа нами использовалась
база данных фирмы V-Ratio, полученная путем проведения массовых опросов покупателей
(примерно 1100 анкет в месяц), обработка данных проводилась с использованием
программы “Market Mechanics”, разработанной той же фирмой. Помимо построения
основной зависимости (эластичность спроса) эта программа позволяет вычислять
среднюю цену товара в заданном промежутке времени (СрЦ) и уточненную цену, т.е.
ту же среднюю цену без учета минимальных и максимальных цен (в пределах 5% интервала)
на товар (УтСрЦ). Кроме того, мы будем использовать такое понятие как «критическая
цена», т.е. цена, по отношению к которой график ценовой эластичности ведет себя
«несимметрично»: увеличение цены от этого уровня приводит к существенно иному
снижению объема продаж, чем возможное увеличение объема рынка при уменьшении
цены. Таких «точек перелома» обычно бывает две или три, если, конечно, объем
статитистических данных достаточен – в области малых и больших объемов рынка,
а также в середине. Именно средняя точка и представляет особый интерес.
Кофе растворимый
Рынок кофе отличается весьма широким диапазоном цен, по которым реализуется
этот товар. Минимальные и максимальные цены отличаются в 5 и более раз – цене
200 руб/кг (и выше) соответствует 95% рынка, цена 1000 руб./кг – 10%. Такой
высокий разброс свидетельствует о высокой «брэндизированности» рынка, наличию
на нем большого количества раскрученных торговых марок, которые имеют возможность
получать ценовую премию за счет известности своих марок. Поквартальный анализ
движения уточненных средних цен показывает, что в течение года кофе существенно
дорожал (в 1-ом квартале – 487 руб./кг, во 2-ом – 576 руб./кг, в 3-ем – 644
руб./кг и 4-ом – 574 руб./кг). Кроме того, как видно из приведенных данных летнее
повышение цен было весьма существенным – 10 - 15% в первых двух кварталах, затем
цена уменьшилась до весеннего уровня.
Значение критических цен в зоне малых и больших объемов рынка невелико – в зоне
больших объемов рынка критическая цена составляет 390 руб./кг независимо от
рассматриваемого квартала. Средняя критическая цена отчетливо просматривалась
только в первом квартале, она составляла 570 руб./кг. Увеличение ее на 20% приводило
бы к уменьшению объема рынка всего на 4%, а уменьшение тоже на 20% позволило
бы увеличить объем продаж на  20%.
Однако эти параметры по сравнению с другими рынками можно считать «мягкими».
Впрочем, судите сами.
Масло растительное
Движение средних цен на растительное масло было относительно небольшим, причем
его направление прямо противоположно «кофейному»: цены в первых двух кварталах
года были примерно равны ценам 4-ого (22,5 и 23,6 руб./л соответственно), а
вот летом, в 3-ем квартале, цены упали на 10% до 20,4 руб./л.
Уровень брэндизированности рынка растительного масла ниже кофейного – даже незначительное
изменение цен приводит к существенному изменению объема рынка, примерные цифры
таковы: увеличение средней цены на 20% приводит к падению объема рынка на 30%.
Критическая цена в области малых объемов рынка составила 28 руб./л и не изменялась
в течение года, средних критических цен не просматривалось, а вот в области
больших объемов рынка были интересные подвижки. В 1-ом и 4-ом кварталах критическая
цена составляла 20 руб./л (80% рынка), в то время как во 2-ом она существенно
снизилась до 8 руб./л (83% рынка), а в 3-ем стала восстанавливаться и достигла
15 руб./л (85% рынка). Это можно объяснить только разовым выбросом на рынок
во втором квартале значительной партии дешевого товара.
В следующих рассылках мы продолжим анализ ценовой эластичности рынка, полностью
материал будет опубликован в журнале "Бизнес в промышленности. Переработка пищевой
продукции", ознакомиться с этим изданием Вы можете на сайте http://www.reason.ru/businesvprom/home.htm
Елена Борхарт

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное