Вышел в свет свежий номер информационно-аналитического еженедельника
АгроСфера #30 (790). Как всегда, в номере много интересной и полезной информации о состоянии и перспективах развития украинского и мирового аграрных рынков, полная аналитическая информация по рынкам зерновых и масличных, обзоры рынков отдельных стран и товаров, ан!
лиз внешнеэкономической деятельности, ценовой блок.
В этом разделе представлена
динамика изменения цен на зерновые и масличные культуры за последнюю неделю. Данные изменения отслеживаются на основных внутренних и экспортных базисах торговли - EXW, CPT-предприятие, CPT-порт, FCA, DAP, FOB. Кроме того, в разделе представлена графическая информация, позвол!
яющая сравнить текущие изменения !
с динамикой цен в течение нескольких предыдущих маркетинговых лет.
По итогам 2016/17 МГ Украина экспортировала 44,4 млн т зерновых, в т.ч. 17,53 млн т пшеницы, что на 0,59 млн тонн больше по сравнению с прошлым сезоном. За период с 1 июня по 30 июня 2017 года Украина экспортировала 2,98 млн тонн зерна;
По состоянию на
7 июля 2017 г., украинские аграрии убрали ранних зерновых и зернобобовых культур с площади 683,0 тыс. га в объеме 2,1 млн. тонн зерна при средней урожайности 31 ц/га;
По данным МинАп озимых на зерно было посеяно 7145 тыс га (у 2016 году - 7179 тыс га), в том числе: озимой пшени!
цы - 6103 тыс га (6027 тыс га в 2016 году), ржи - 169 тыс га (142 тыс га в 2016 году), озимого ячменя - 872 тыс га (1010 тыс га в 2016 году), озимого рапса - 858 тыс га (415 тыс га в 2016 году);
Согласно данным МинАП, на 7 июля уборочные работы ранних зерновых и зернобобовых культур начато в 16
регионах страны. Аграрии собрали 2,1 млн т т зерна на площади 683 тыс. га, из которых озимой пшеницы на площади 196 тыс. га, намолочено 615 тыс тонн зерна при средней урожайности 31,4 ц/га; - ячменя на площади 414 тыс. га, намолочено 1,3 млн тонн зерна при средней урожайности 32,3 ц/г!
а; - гороха на площади 73 тыс. га, намолоч!
но 171 тыс тонн зерна при средней урожайности 23,3 ц/га, - ржи на площади 0,1 тыс. га, намолочено 0,4 тыс тонн зерна при средней урожайности 31,5 ц/га;
В данном разделе представлен актуальный прогноз урожая основных сельхозкультур в Украине, а также балансы производства и потребления основных зерновых и масличных
По информации компании "ПроАгро", на 1 июля 2017 г. в сельскохозяйственных предприятиях (кроме малых) и предприятиях, осуществляющих хранение, переработку зерновых куль!
ур, имелось в наличии 28 428,7 тыс. т зерна&!
hellip;
Надеемся, что представленные в еженедельнике АгроСфера #30 (790) материалы станут для Вас не только важным инструментом анализа текущего состояния рынка, но и помогут в стратегическом планировании Вашего бизнеса.
Интервью с Валерием Ткачевым, заместителем директора по логистике Delta Wilmar
В последнее время участники зернового рынка активно обсуждают вопрос систематического воровства
зерна при транспортировке железной дорогой. С чем связана активизация обсуждения данной хронической проблемы зернового рынка Украины?
Действительно с воровством зерна на железной дороге уже долгое время сталкиваются все участники зер!
нового рынка. В первую очередь от воровства на ж/д страдают компании, которые транспортируют по железной дороге дорогостоящие зерновые и масличные культуры (подсолнечник, соя, рапс и т.д). Это в большей степени компании, занимающиеся переработкой подсолнечника на территории
Украины, и компании, занимающиеся экспортом данных культур. В последнее время в связи с расформированием линейных отделов транспортной милиции, заниматься борьбой с воровством на железной дороге просто стало некому. Сотрудники ВОХРа "Укрзализныци" не противодей!
твуют данному явлению, а и активн!
участвуют в нем. При этом хищению подвергаются не только грузы, перевозимые "Укрзализныцей", но и детали подвижного состава и оборудование, комплектующие инфраструктуры железной дороги. Основная нагрузка по раскрытию преступлений, связанных с воровством на железной дороге
легла на территориальные подразделения уголовного розыска Национальной полиции Украины. При этом территориальные подразделения уголовного розыска не располагают достаточными ресурсами для эффективной борьбы с воровством на железной дороге. Эта проблема при!
яла массовый характер в последний маркетинговый год из-за ухудшения общей криминальной ситуации в Украине, а также из-за реформирования подразделений, занимающихся ранее преступлениями на транспорте.
Как реагирует руководство ПАО " Укрзализныця" на
обращения участников зернового рынка по поводу систематического воровства зерна на железной дороге?
После неоднократных обращений к руководству УЗ данную проблему начали рассматривать на самом высоком уровне госкомпании. Из послед!
их новостей: 26 июля 2017 г. на рабочем сов!
ещании в Одесской железной дороге под председательством директора ПАО "Укрзализныця" В. Балчуна (на совещании присутствовал и весь менеджмент УЗ), участники зернового рынка остро поставили вопрос о необходимости борьбы с воровством на железной дороге. В данный процесс был
вовлечен директор по безопасности ПАО "Укрзализныця" Немцов Н.Н. Уже 17июля 2017 г. в Головном офисе ПАО " Укрзализныця" состоялось рабочее совещание с директором по безопасности УЗ Немцовым Н.Н., куда были приглашены основные участники зернового рынка. На данном совеща!
нии участники рынка прямо указали на те процессы, которые происходят в УЗ с воровством зерна. К участию в совещании были привлечены заместители руководителей Департамента уголовного розыска и Департамента полиции. Краткие итоги совещания:
к решению
проблемы воровства на железной дороге будут привлечены сотрудники уголовного розыска и департамента охраны Национальной полиции Украины;
создана межведомственная группа, которая будет координировать борьбу с воровством на УЗ; в состав группы !
включены также участники зернового ры!
ка и представители Украинской зерновой ассоциации;
директор по безопасности УЗ запросил у всех заинтересованных лиц свои предложения по борьбе с воровством на железной дороге.
Все операторы зернового рынка отмечают положительные
сдвиги в работе высшего менеджмента ПАО "Укрзализныця"; ведется открытое обсуждение существующих проблем на железной дороге, в целом госкомпания стала более открытой и клиентоориентированной. На местах положительных сдвигов в борьбе с воровством зерна пока не н!
аблюдается. Надеемся, что новой команде менеджмента ПАО "Укрзализныця" удастся решить хронические проблемы госкомпании- проблемы коррупции, неэффективного управления ресурсами, воровства грузов и т.д.
Кроме того, хочу отметить положительную работу
Американской торговой палаты в Украине в части организации встреч с руководством ПАО "Укрзализныця". В офисе данной организации постоянно проводятся встречи участников зернового рынка с руководством ПАО "Укрзализныця", где мы совместно обсуждаем проблемные для нас во!
росы и ищем пути решения имеющихся про!
блем..
Надеемся, что решение проблемы воровства на железной дороге сдвинется с мертвой точки.
Какой механизм воровства зерна на железной дороге? Почему ПАО "Укрзализныця" не несет юридическую ответственность за кражи зерна, которые
происходят в зоне ее ответственности?
Ни для кого не секрет, что воровством зерна на железной дороге занимаются организованные преступные группы с четким распределением ролей и задач. В состав групп входят бывшие и действующие сотрудн!
ики ПАО "Укрзализныця", местный криминалитет и, возможно, сотрудники местных правоохранительных органов. Воровство производится на определенных ж/д станциях и перегонах, хорошо известных участникам зернового рынка. При этом кто-то информирует участников преступной группы о
виде перевозимого груза; кто-то загоняет определенные вагоны к подготовленному месту кражи; кто-то физически ворует и вывозит украденное зерно; кто-то занимается реализацией украденного зерна. И самое главное - кто-то прикрывает всю эту деятельность.
Ну и конечно не могу не сказать о!
несовершенстве нормативной базы УЗ в части ответственности "Укрзализныци" за недостачи груза. Дело в том, что существующая система пломбирования вагонов-зерновозов не исключает доступа к грузу в процессе транспортировки. ЗПУ (запорно-пломбировочное устройство)
устанавливается на штурвал выгрузочного люка, а злоумышленники просто механически отжимают крышки люков и ссыпают необходимое количество зерна, при этом целостность ЗПУ не нарушается. По прибытию вагона-зерновоза с недостачей груза на станцию назначения, сотрудники "Укрз!
лизныци" отказывают в составлении коммерческого акта на недостачу груза, т.к целостность ЗПУ не нарушена. Таким образом, ПАО "Укрзализныця" не несет ни какой юридической ответственности за кражи груза, которые происходят при транспортировке в зоне ее ответственности.
Какие проблемные жд станции в части воровства Вы можете озвучить?
Учитывая географию отгрузки подсолнечника ж/д транспортом нашей компанией, проблемными ж//д станциями в части воровства являются:
Колосовка, Одесской ЖД;
Одесса - Застава 1, Одесской ЖД;
Одесса - Сортировочная, Одесской ЖД;
Ромодан, Южной ЖД;
Кременчуг, Южной ЖД;
Этот список проблемных ж/д станций неполный, он постоянно пополняется, т.к.
злоумышленники тоже не сидят на месте, а ищут пути безопасного воровства зерна. Другие участники зернового рынка также дополнят этот список.
Какие конкретные мероприятия по борьбе с воровством зерна на железной дороге Вы предлагаете реализова!
ь?
К решению проблемы воровства зерна на железной дороге необходимо подходить комплексно. На мой субъективный взгляд необходимые мероприятия условно можно разделить на несколько групп:
А) технические мероприятия;
- цель мероприятий исключить физический доступ к грузу в вагоне-зерновозе в пути следования; затруднить доступа злоумышленников к вагонам-зерновозам на территории ж//д станций и перегонов, при отстое или формировании составов;
Б) организационно-правовые мероприят!
ия; цель этих мероприятий изменить нормативную базу и повысить ответственность ПАО "Укрзализныця" за кражи зерна в пути следования;
В) оперативно-розыскные мероприятия; цель - выявление лиц, участвующих в воровстве, пресечение воровства.
Перечень мероприятий по борьбе с воровством зерна на железной дороге:
Технические мероприятия:
Изменить схему пломбирования вагонов-зерновозов. Установить дополнительные проушины для ЗПУ!
непосредственно на крышки выгрузочных люков вагонов-зерновозов. ЗПУ устанавливать непосредственно на крышки выгрузочных люков.
Нормативный документ, требующий корректировки:
- "Правила перевозок грузов ж/д транспортом". Раздел 3.
Правила пломбирования вагонов и контейнеров.
- "Инструкция по эксплуатации ЗПУ. Способы установки ЗПУ на вагоны и контейнеры". 25.7-01057491-01 IЕ. Раздел 2. Способы установки ЗПУ на вагоны и контейнеры.
Провести конструк!
тивные изменения узлов выгрузки вагон!
в-зерновозов.
Установить ребра жесткости на крышки выгрузочных люков; провести другие конструктивные изменения выгрузочных узлов вагона-зерновоза, которые исключат или затруднят доступ к грузу в пути следования.
Разрешить применение ЗПУ, разрушающихся при умышленном внешнем механическом воздействии.
В данный момент применяются металлические ЗПУ типа "Варта-Универсал", которые возможно открыть и повторно установить без повреждения. Ци!
линдр ЗПУ замораживается и беспрепятственно снимается; после проведения манипуляций с зерном ЗПУ устанавливается повторно без повреждений.
На проблемных ж/д станциях провести следующие технические мероприятия:
А)
установить заграждения территорий ж/д станций, которые затруднят доступ посторонних лиц к местам отстоя вагонов-зерновозов;
Б) обеспечить освещение территории ж/д станций, где производится отстой зерновозов и формирование составов;
Г) установить систему видеонаб!
людения за территорией отстоя зерновозов и обеспечить круглосуточную видеофиксацию;
Д) создать группу реагирования с включением в ее состав сотрудников местных органов полиции для оперативного реагирования на попытки хищения зерна из зерновозов;
Организационно-правовые мероприятия:
5. Зерновые грузы, имеющие высокую рыночную стоимость (подсолнечник; соя; рапс и нишевые культуры), транспортировать как номенклатурный груз, то есть, под ох!
анной ВОХР УЗ. Внести в перечень номенклатурных грузов и взымать дополнительную плату за охрану данных грузов.
6. При движении зерновозов производить промежуточное взвешивание сотрудниками ПАО "Укрзализныця" на динамических весах по ходу
движения к станции назначения. При обнаружении недостачи груза на промежуточных ж/д станциях в обязательном порядке составить Коммерческий акт согласно Раздела 28. "Правил перевозки грузов ж/д транспортом".
7. Разрешить дос!
уп сотрудников грузовладельцев, предс!
тавителей грузоотправителей или сотрудников частных охранных организаций на территорию ж/д станций во время отстоя вагонов и формирования составов. Организовать совместное патрулирование и охрану составов с зерном для исключения воровства во время отстоя
вагонов-зерновозов.
8. При приходе на ж/д станцию назначения вагонов-зерновозов с недостачей груза необходимо обеспечить составление сотрудниками УЗ коммерческого акта, даже при неповрежденных ЗПУ. Это временная мера до момента внедре!
ия системы пломбирования и ЗПУ, которые исключат физический доступ к грузу в вагоне-зерновозе.
9. Обеспечить движение вагонов-зерновозов по путям общего пользования с наименьшими задержками. Не допускать длительных простоев
вагонов-зерновозов в местах формирования составов. Формирование составов производить на специально оборудованных участках ж/д станций (обязательно наличие заграждений, освещения; видеонаблюдения и т.д).
Оперативно-розыскные мероприятия:
!
Проводи!
ь оперативную и профилактическую работу с сотрудниками УЗ на проблемных ж/д станциях.
Не допускать утечки информации о типе груза и тем более организовывать отстой ж/д вагонов-зерновозов с дорогостоящими зерновыми грузами в заранее
приспособленных местах хищения зерна на ж/д станции. Возможный круг задействованных сотрудников УЗ включает: диспетчер по станции; составители; сотрудники ВОХР и т.д.
Проводить оперативную работу силами и средствами Национальной по!
иции Украины с целью выявления участников преступных групп, участвующих в воровстве грузов на железной дороге. Определение участников преступной группы, каналов сбыта украденного зерна и т.д.
Я думаю это далеко не полный список необходимых
мероприятий по борьбе с воровством зерна на железной дороге. Надеюсь, что коллеги-логисты, представители ж/д экспедиторов и специалисты ПАО " Укрзализныця" дополнят этот список. Ведь только совместными усилиями мы сможем решить эту проблему.
Отдельно !
хочу затронуть тему завышенной нормы н!
едостачи зерна при транспортировке жд транспортом. Ранее, до 2002 г., норма недостачи (это допускаемое расхождения в массе транспортируемого груза между весом, указанным в ж/д накладной и фактически принятом весе груза на станции назначения) для зерновых грузов составляла -0,13-0,16%;
далее эта норма была повышена до 0,5% от массы груза, то есть более чем в 3 раза. В связи с усовершенствованием весоизмерительной техники (на элеваторах повсеместно применяются электронные весы) и, учитывая условия транспортировки зерна (зерно транспортируется в !
герметических цельнометаллических вагонах-зерновозах), предлагаю уменьшить норму недостачи груза при транспортировке жд транспортом для зерновых грузов с 0,5% до 0.13-0,16% от массы груза.
Нормативный документ, требующий корректировки:
"Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом" (регистрация в Минюсте Украины 29.12.2002г #1030/7318
Раздел 8. Правила выдачи грузов. Ст.27.
"Груз считается доставленным без потерь, если разница между мас!
сой, указанной в пункте отправления в ж!
/д накладной, и массой, определенной на станции назначения, не превышает нормы естественной (природной) убыли и предельного расхождения при определении массы нетто. При выдаче грузов, масса которых вследствие их свойств уменьшается при перевозке, норма недостачи (сумма
естественной (природной) убыли и предельного расхождения при определении массы нетто) составляет: 0,5% массы всех других грузов (для зерна).
Для сравнения, во времена СССР действовала норма недостачи для транспортировки зерна ж/д транспортом: 0,13-0,!
16% от массы нетто груза, в том числе:
- норма точности взвешивания зерновых грузов - 0,1% от массы нетто (ГОСТ 11913-66 "Зерновые культуры. Нормы точности взвешивания" - не действует в данный период);
- естественная убыль зерна при
транспортировке ж/д транспортом :
при перевозке в вагонах-зерновозах на расстояние:
до 1000км -0,03% от массы груза;
от 1000 км до 2000км -0,4% от массы груза;
свыше 2000км --0,6% от массы груза.
согласно Постановления Госсна!
а СССР #152 от 18.12.1987 г.- не действует в данный момент.
Проблему воровства зерна на железной дороге необходимо активно освещать в прессе. Только под давлением общественности проблему начнут решать чиновники ПАТ "Укрзализныця".
Совсем скоро, 18 августа 2017 года, в Киевском Гольф Центре соберутся специалисты из ведущих аграрных компаний Украины, чтобы
поделиться опытом продвижения своей продукции на новые рынки и обсудить особенности маркетинга в аграрной сфере. Компания "ПроАгро" приглашает всех, кому интересна данная тема, на IIаграрную конференцию "Маркетинг аграрной продукции". Основная цель ф!
рума - кому-то напомнить, а кого-то научить, как правильно торговать. Спикеры предстоящего мероприятия - это профессионалы, которые представят свои наработки и рекомендации.
На какой рынок Вы хотите поставлять свою продукцию? На рынок ЕС? Есть на
конференции доклад о европейской торговле! В Китай? И об особенностях бизнеса в КНР Вам расскажут! А если интересует продвижение аграрной продукции на Ближний Восток и в Африку, то Вам стоит послушать выступление Шакира Шамилева, руководителя трейдингового нап!
равления компании "Кусто Агро Тре!
динг". Доклад спикера "Выход на рынки сбыта стран Ближнего Востока и Северной Африки" - это почти инструкция. Шакир Шамилев расскажет о возможностях названных рынков, о том, какая украинская агропродукция будет пользоваться здесь спросом. Будут и конкретные советы
начинающим экспортерам - как найти партнеров, как учесть особенности страны, менталитет, традиции ведения бизнеса. Отдельно руководитель остановится на состоянии логистики в регионе. "Кусто Агро Трейдинг" постоянно развивается и расширяет рынки сбыта, участн!
ки конференции узнают о планах и перспективах компании.
Ждем Вас на II аграрной конференции "Маркетинг аграрной продукции"! Все доклады будут интересными, полезными и основанными на практическом опыте. Конференция - это место для новых деловых знакомств, острых
дискуссий и приятных впечатлений. Итак, место встречи - Киевский Гольф Центр, дата - 18 августа 2017 года. Регистрация на мероприятие продолжается, действует система корпоративных скидок.
Информационная компания "ПроАгро" подвела итоги зернового экспорта за 2016/17 МГ (июнь-июль). Наши данные свидетельствуют, что достигнутый результат ...
На торговой площадке Euronext, по итогам торговой сессии, 28 июля, рост котировок фьючерсных контрактов на все зерновые продолжился третий торговый ...
Холдинговая компания агрохолдинга "Мироновский хлебопродукт" MHP S.A. сменила тип общества с societt anonyme (акционерное общество) на societas europaea (европейская ...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "ПРОАГРО" Украина 03049, г. Киев ул. Архитектора Кобелева, 1/7, оф. 101 тел./факс +38 (044) 248-02-74 e-mail: info@proagro.com.ua.
При использовании материалов ссылка на Информационную компанию “ПроАгро” и ее портал www.ProAgro.com.ua обязательна