Прежде всего, давайте определимся с формулировками. Я вкратце изложу свое понимание некоторых тезисов и определений, используемых в этой статье.
Итак, я считаю, что “агробизнес” и “сельское хозяйство”
- это два совершенно разных вида человеческой деятельности. Агробизнес - это осознанная деятельность с целью получения прибыли через создание общественно полезных благ, в основе которой лежат правильные технологические подходы (причем речь идет не только о т!
ехнологиях производства, но и о технологиях управления, учета, маркетинга и пр.). Таким образом агробизнес руководствуется исключительно здравым смыслом и прагматизмом. Сельское хозяйство же по моему мнению - это деятельность, которую человек ведет ради удовольствия на своем
приусадебном участке. Можно сказать, что это разновидность хобби. Размер участка значения не имеет и иногда может достигать сотен тысяч га.
Ключевое отличие первого от второго в том, что агробизнес позволяет получить предсказуемые результаты!!
Даже с учетом такого, пока еще мал!
оуправляемого фактора, как погода.
“Фермер” - это человек непосредственно занятый агропроизводством. То есть буквально сам сидящий за рулем трактора, комбайна… Может использовать труд наемных рабочих, но принципиально то, что работает на земле сам.
Владелец или директор фермерского хозяйства, не говоря уже о агропредприятиях, фермерами в строгом смысле не являются! Очень часто термин “фермер” используется в значении: мелкий или средний агропроизводитель, представитель малого и среднего агробизнеса!
. Агропредприятие - предприятие (как правило ООО) основной деятельностью которого является агробизнес, имеет значительное количество земли в обработке (как правило арендует паи населения). Агрохолдинг - несколько агропредприятий (иногда много), находящихся во владении одного
лица (нескольких связанных лиц) и объединенных общей системой управления, с целью повышения эффективности операционной деятельности.
Нишевые культуры (продукты) это все не биржевые культуры. Потребляются не массовым потребителем, поэтому име!
ют ограниченный спрос, но низкую ценов!
ю эластичность спроса. Иначе говоря, цена на нишевые продукты может значительно превышать цену на, так сказать, обычные и часто определяется нематериальными качественными характеристиками, такими как: вкус, букет, “полезность”, “здоровость” и т.д. В наших условиях к
нишевым культурам можно отнести как ягоды, орехи или мускусную тыкву, лен, шафран, так и экзотические злаки (спельта, полба, киноа), спаржу, овощи или органические продукты. Безусловно к ним относятся такие продукты с высокой удельной долей нематериальной (интелл!
ектуальной) составляющей в добавленной стоимости и цене реализации как сыр, вино (вообще алкогольные напитки), мясные специалитеты. Важной особенностью нишевых культур является и то, что они как правило весьма трудоемки и ресурсозатратны в выращивании (производстве) и их
производство очень сложно или невозможно масштабировать.
Теперь давайте порассуждаем о том, какая модель развития агросектора наиболее перспективна для наше страны. Говоря об основных моделях агробизнеса, существующих в мире, специалисты часто !
риводят в качестве примера две основн!
е: так называемую “аргентинскую” в которой крупные агропредприятия обрабатывают большие массивы земель и обеспечивают весьма значительный объем производства агропродукции массового спроса и потребления и так называемую “французскую” или “европейскую”
модель, в которой главным производителем агропродукции является фермер со своей семьей, а основной продукцией - сыр, масло, оливки и пр. Причем говорят об этих моделях, как о двух альтернативных и взаимоисключающих друг друга! Или или. Или агрохолдинги или фермеры. В!
есьма распространенным в последнее время стало мнение, что агрохолдинги вредны и хищнически эксплуатируют природные ресурсы, попутно уничтожаю село, а фермеры - благо и только отсутствие должной заботы и поддержки со стороны государства (как в ЕС!) не дает им стать успешным и
наиболее представленным классом агропроизводителей.
Чтобы понять роль агрохолдингов в современной украинской экономике предлагаю оглянуться на 25 лет назад и вспомнить, что они пришли на смену советскому колхозу! Именно становление и развити!
е агрохолдингов обеспечило доступ к фи!
нансированию, и таким образом, к современным технологиям. Именно оно позволило за короткий срок сформировать достаточно мощный сектор экономики и, по ряду направлений, обеспечило без преувеличения прорывное развитие! Не будет также преувеличением сказать, что существующим
статусом могучего агроэкспортера и весьма заметным положением в глобальной экономике Украина обязана именно агрохолдингам! Кстати с Аргентиной положение дел точно такое же. Из страны импортера продовольствия она за относительно короткий срок превратилась в од!
ного из крупнейших его экспортеров. Кроме производства традиционных высокомаржинальных культур растениеводства агрохолдинги, в развитие стратегии вертикальной интеграции, развивали переработку, производство продуктов питания. Создавали мощности по хранению и перевалке.
Это, в том числе, и десятки тысяч рабочих мест. Да, наверное, можно говорить о том, что эффективность агропроизводства в Украине не такая высокая, как в ЕС или в США с точки зрения выручки с одного Га пашни. Но она определенно в десятки и сотни раз выше чем была в сове!
ском союзе.
Но вот к!
огда речь идет о производстве нишевых продуктов, то очевидно, что это не про агрохолдинги. Почему? А все тот же эффект масштаба! Агрохолдинги оперируют огромными объемами земли в обработке в условиях определяемого природой (погодой!) крайне непродолжительного окна возможностей.
Проще говоря, оптимальные сроки проведения основных работ ограниченны несколькими неделями в лучшем случае. Поэтому агрохолдинги применяют широкозахватную технику, системы автоматизированного управления и контроля логистики, круглосуточный режим работы !
разгар посевной или уборки урожая. Такова особенность их производственного цикла и соответствующей ему бизнесмодели.
Фермер способен сделать то, что невозможно ни в каком самом вертикально интегрированном агрохолдинге. Лично, своими руками подвязать
каждый кустик, обрезать каждое дерево, посмотреть каждое животное. Фермер может максимально раскрыть и реализовать потенциал земельного участка, растения, животного. Именно фермер и только фермер может создавать гастрономические шедевры виноделия или сыроделия. !
асколько это может быть востребованны!
м и стало быть экономически эффективным и успешным бизнесом? А вы посмотрите на тренд распространения так называемой модели потребления среднего класса! Такая модель потребления растет огромными темпами в Китае и Индии, других развивающихся странах. Это значит, что растет
количество людей, желающих не просто есть с целью утолить голод, а желающих есть качественную, в их понимании, вкусную, здоровую пищу. Кстати, такая же тенденция наблюдается и в Украине. Внутренне потребление растет и, соответственно, растет спрос на продукты питани!
я с дополнительной потребительской ценностью - органические продукты, биопродукты, фермерские продукты, суперфуды, фитнеспродукты…
Часто можно слышать, что агрохолдинги обеспечивают экспорт агропродукции и, соответственно, приток валютной выручки в
страну и, как следствие, позитивный торговый баланс. Фермеры же не смогут обеспечить сравнимых экспортных валютных поступлений. Это, безусловно, соответствует действительности, но не стоит забывать, что экспорт агропродукции (большинства массовых биржевых культ!
р и продуктов) сопровождается весьма с!
ущественным валютным же импортом удобрений, сзр, гсм, техники и пр. Что до экспортного потенциала и возможностей МСБ (малого и среднего бизнеса), то я хочу привести только один пример - экспорт шотландского виски. Его объем в денежном выражении сравним с объемом украинского
аграрного экспорта (приблизительно 6 и 15 млрд дол США соответственно). А любая вискокурня это типичнейший МСБ. Да и в Украине уже достаточно впечатляющих примеров очень успешной экспортной активности фермеров и их экспансии на рынки ЕС и США. И именно с нишевыми прод!
ктами - органические соки, злаки, суперфуды, овощи, органические же масла, ягоды. Список, надеюсь, будет расширяться. Да, конечно экспорт требует от украинского фермера и дополнительных инвестиций и, иногда значительных, маркетинговых усилий и прохождения довольно ответственной
процедуры сертификации, но, во-первых, сложно не есть невозможно и многие уже прошли этот путь, а во-вторых я уверен, что это безальтернативная необходимость. И дело даже не в валютной выручке, как основе финансового благополучия и стабильности фермерского хоз!
йства. Дело в том, что экспортная готов!
ность предполагает соответствие строгим стандартам безопасности и качества продуктов питания! Иначе говоря, экспорт - это высший этап развития агропредприятия. Следствием для внутреннего рынка также является повышение качества продуктов питания и усиление конкуренции
производителей. От чего, в конечном итоге, выигрывает потребитель, то есть мы все. Ведь ни один фермер не будет производить отдельно продукцию высокого качества на экспорт и менее качественную для, так сказать, внутреннего потребления!
Отдельно ст!
ит коснуться вопроса развития сельских территорий. Я думаю, что вопрос развития агробизнеса и вопрос развития сельских территорий - это два разных вопроса! Рискну утверждать, очень мало связанных между собой. Во-первых, урбанизация - это глобальный тренд. Хотим мы того или не
хотим, но все больше людей предпочитают жить в городах. И не только потому, что жизнь в городах комфортней. Мы действительно наблюдаем приход нового технологического уклада и соответствующие ему изменения образа жизни и предпочтений людей. Во-вторых, по моему мне!
ию, у бизнеса нет иной социальной отве!
ственности кроме как генерировать истинную ценность и полезность! И через нее соответственно прибыль. Это предполагает и бережное отношение к окружающей среде и развитие человеческого потенциала сотрудников и заботу о репутации и меценатство. Но никоим образом не должно
выражаться в дополнительном “добровольном” налогообложении в виде так называемой “социальной нагрузки” на гектар арендуемых земель или участии в инфраструктурных проектах местной власти. Ну и последнее. Многочисленным защитникам украинского села, к!
к основы самобытности народа и базы экономического процветания страны стоило бы поехать и годик пожить в реальном селе! Без электричества, дорог, медицинской помощи. Я глубоко убежден, что это советское село, позорнейшие пережиток колхозного строя, абсолютно не
приспособленное для проживания людей, должно кануть в небытие. Ему на смену должны прийти комфортные компактные поселения людей, предпочитающих именно такой стиль жизни (ближе к природе, более экологичный) и занятых трудом в самых разных сферах экономики, в том числе и в агро!
роизводстве. С высоким уровнем перера!
отки до конечных продуктов потребления на месте. И соответствующим уровнем развития инфраструктуры - дороги, школы, больницы, магазины. Понятно, что развитие сельских территорий, это задача государственного уровня и не может быть решена без участия государства и за короткое
время. Это отнюдь не значит, что не стоит об этом думать сейчас и предпринимать усилия, направленные на достижение положительных результатов и синергетических эффектов. Рост благосостояния населения, экономическое развитие и процветание, как результат развития!
отечественного агросектора в целом и фермерства в частности - залог успешного развития сельских территорий.
Так какая же модель выглядит более предпочтительной для Украины? Я полагаю, что мы имеем уникальную возможность объединить обе. Существующие
агрохолдинги вступили в стадию здоровой конкуренции. Они уже вынуждены конкурировать за ресурсы - в первую очередь человеческие. Конкуренция за доступ к земле усиливается. На очереди, думаю, вода. В этой, уже во многом рыночной, конкуренции выживут и победят наиболее п!
испособленные с точки зрения эффектив!
ности компании. Остальные прекратят свое существование. Их место займут новые. Лучшие. Более эффективные.
Параллельно возможно и необходимо развивать МСБ в агро. Это не только вопрос стимулирования предпринимательской инициативы, но и вопрос развития
экономики. Только увеличение общего количества экономически активных единиц обеспечит развитие рыночных отношений за счет конкуренции, обеспечит оздоровление, рост и развитие экономики.
Один очень уважаемый эксперт как-то сказал: нишевые продук!
ы - это удел или очень бедных или очень богатых стран. Имелось в виду, что их производство стимулирует или отсутствие доступа к технологиям и финансированию (развивающиеся страны) или мощная государственная поддержка (общая аграрная политика ЕС - САР, суть которой и есть по
большому счету субсидирование фермеров, обходиться каждому жителю ЕС включая детей и стариков в приблизительно 0,3 Евро в день). В Украине, в силу неоднородности степени развитости агрокомпаний и высокой степени неопределенности структуры производства, мы имеем ун!
кальную, на мой взгляд, возможность по!
ытаться создать условия для развития обеих моделей одновременно. С целью воспользоваться преимуществами каждой из них, усилить конкуренцию и тем самым дать мощный толчок экономическому развитию страны и такой его важной составляющей, как агробизнес. Большое количество
разнообразных по форме собственности, количеству земель в обработке, количеству наемного персонала, производственной специализации, маркетинговой стратегии и прочему компаний - залог формирования того, что теперь принято называть антихрупкостью. Или иначе говоря!
т залог постоянного устойчивого роста и развития.
7 и 8 июля в Одессе при поддержке Министерства аграрной политики и продовольствия Украины и Министерства инфраструктуры Украины состоялось главное зерновое событие лета 2017 - II Международная зерновая конференция Grain Ukraine.
Организатором конференции выступила группа терминалов "ТИС" в лице главы оргкомитета конференции - г-на Андрея Ставницера.
Специальным спонсором конференции GRAIN UKRAINE 2017 были Ag Growth International (AGI), спонсором 2-го дня конференц!
и выступили RISOIL S.A., официальным спонсором конференции являлись CIS Commodity Inspection Services.
II Международная зерновая конференция Grain Ukraine 2017 - уникальное событие в сфере аграрного бизнеса, мощная коммуникационная платформа, которая объединила
лучших спикеров мирового уровня, лучших людей и лучшие контакты.
Организаторы конференции достигли своей цели в стремлении собрать в одном зале специалистов аграрного рынка, крупнейших представителей аграрной отрасли Украины, топ-менеджмент аграрных комп!
аний и холдингов, коммерческих ба!
ков, инвестиционных компаний, СМИ и создали для них оптимальные условия для обсуждения последних инноваций на аграрном рынке, а также обмена мнениями и опытом.
Первый день - 7 июля - II Международную зерновую конференцию Grain Ukraine 2017 в конференц-холле
"Сады Победы" открыли г-да Степанов Максим Владимирович, Губернатор Одесской области, Омелян Владимир Владимирович, Министр инфраструктуры Украины, Ольга Трофимцева, Заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины по !
вопросам евроинтеграции, Райвис Вецкаганс, и.о. Председателя государственного предприятия "Администрация морских портов Украины", Анатолий Урбанский, Председатель Одесского областного совета, Андрей Ставницер, СЕО группы терминалов "ТИС".
В программе конференции состоялись 4 заявленные сессии: "Глобальные тренды в агросфере", "Рынки потребления", "Рынки сбыта","Инвестиции и финансирование АПК"; круглый стол "Земельная реформа: от эмоций к понимани!
", презентация 5-ти сценариев разв!
тия агросектора Украины в зависимости от дизайна условий открытия рынка "Земельный ответ" и презентация инвестиционного проекта Министерство инфраструктуры Украины, Администрация морских портов Украины.
В 2017 году в рамках II Международной
зерновой конференции Grain Ukraine 2017 в роли спикеров выступили ведущие специалисты аграрного бизнеса со всего мира: Даррен Купер, Старший экономист, International Grains Council, Великобритания; Тамас Бенко, Глава отдела торговли кукурузой в Европе и Африке, C!
argill International SA, Швейцария; Иванна Дориченко, Партнер, Integrites, Великобритания; Андрей Агапи, Старший зерновой аналитик, S&P Global Platts; Джеффри Куижперс, Исполнительный директор CME Group, Великобритания; Джеффри Ксу, Главный управляющий, Overseas China Investment
Limited, Китай; Карен Браун, Глобальный обозреватель по сельскому хозяйству, Thomson Reuters, США; Дэмиэн План, Генеральный директорат ЕС по сельскому хозяйству и развитию сельских районов, Бельгия; Богдан Тымкив, Основатель, портал AgroChart.com, Швейц!
рия; Езекиль Хайннал, Директо!
р, Agrosud S.A., Аргентина; Мерсело Нери, Управляющий директор ft. Артур Нето, Управляющий партнер, Alphamar Shipping Agency, Бразилия; Даниэль Доннер, Старший Вице-президент, AGI, Канада; Дэвид Хайтауэр, Президент, The Hightower Report, США; Александр Артюшин,
Вице-президент и старший разработчик продовольственного и сельскохозяйственного бизнеса, Swiss Re Corporate Solutions, Швейцария; Оливье Буйе, CEO, Agritel International, Франция; Седрик Германн, Управляющий партнер, EUROP Insurance Brokers, Бельгия.
Закрывал пер!
вый день конференции вечерний коктейль специального спонсора Ag Growth International (AGI).
После официальной части всех гостей и участников конференции ждала громкая вечеринка Gala Event Night от спонсора GSI, где главным хедлайнером выступил DJ
Ravin - резидент легендарного парижского клуба Buddha Bar.
Во второй день конференции - 8 июля - организаторы Grain Ukraine 2017 пригласили всех участников присоединиться к Weekend Party, которая состоялась на самом берегу моря Черного моря, в!
пляжном комплексе PLAGENICK. В эт!
т день гостей ждала насыщенная программа - утренний коктейль, турнир по пляжному волейболу, выступление музыкальных групп Деньги Вперед, Monkey Juice, финал игры Latifundia.
Для всех присутствующих это была отличная возможность наладить новые и укрепить существующие
деловые отношения в неформальном общении и приятной, располагающей для этого обстановке.
С начала 2017/18 маркетингового года и по состоянию на 12 июля Украина экспортировала 575 тыс. тонн зерновых, что на 109 тыс. тонн больше за аналогичный ...
Корпорация "Агропродсервис" на текущей неделе начала жатву, приступив к уборке озимого ячменя.Как передает "ПроАгро", об этом сообщает пресс-служба ...
В хозяйствах агрохолдинга KSG Agro активно продолжается кампания по уборке ранних зерновых культур - озимой пшеницы и ячменя.Как передает "ПроАгро", ...
По итогам января-июня 2017 года Украина экспортировала 29,996 тыс. тонн яиц в скорлупе на сумму 22 млн долл.Как передает "ПроАгро", об этом сообщает ...
В июле 2017 года украинские аграрии получили бюджетные дотации в размере 528,9 млн грн, что на 55,4 млн грн больше, чем в предыдущем месяце.Как передает ...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "ПРОАГРО" Украина 03049, г. Киев ул. Архитектора Кобелева, 1/7, оф. 101 тел./факс +38 (044) 248-02-74 e-mail: info@proagro.com.ua.
При использовании материалов ссылка на Информационную компанию “ПроАгро” и ее портал www.ProAgro.com.ua обязательна