В конце октября Валерий Драганов, первый заместитель Председателя Комитета Государственной думы по промышленности, внес в ГД два законопроекта: «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «О рекламе» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» и статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции». Депутат предлагает разрешить субъектам РФ ограничить время розничной продажи пива и напитков, изготовляемых на его основе. А также запретить рекламу пива в теле- и радиопрограммах. Исключения могут составить официальные международные спортивные соревнования, спонсорами которых являются крупные пивоваренные компании. Однако при этом потребителей обязательно должны информировать о вреде чрезмерного потребления напитка.
Напомним, что сегодня, в соответствии с ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006, реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени и в радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени. Рекомендация ограничить время продажи алкогольных напитков распространяется только на крепкую алкогольную продукцию. Если предлагаемые изменения будут приняты, пивоваренные компании будут «уравнены в правах»
с производителями крепкого алкоголя, которые работают в созданных условиях более двух лет.
Свое желание ужесточить рекламное законодательство г-н Драганов объясняет двумя причинами. Во-первых, рабочий график большинства россиян стал более длительным, а значит, поздний вечер, когда идет реклама пива, стал сегодня настоящим «прайм-таймом». Следовательно, по мнению г-на Драганова, необходим круглосуточный запрет на рекламу.
Во-вторых, растет алкоголизация населения. «В течение последних десяти лет (с 1998 года) объем потребления населением пива и напитков, изготавливаемых на его основе, вырос в четыре раза, и в настоящее время составляет около 12 миллиардов литров в год», - такие цифры приводятся на официальном сайте депутата (http://www.draganov.ru/). Известная компания «Бизнес Аналитика – Интегрированные Маркетинговые Исследования» предоставила Alconews.ru немного
другие цифры. По данным старшего аналитика Сергея Новгородова, темпы роста рынка пива (в объемном выражении) составили в 2006/2005 – 9% , в 2007/2006 – 12% , прогноз на 2008/2007 – 1.5% , на 2009/2008 – не более 2% . «Снижение темпов роста рынка пива в 2008 году связано с тем, что в этом году было самое холодное и дождливое лето за последние несколько лет. В 2009 рынок может вырасти не более чем на 2% в связи с экономическим кризисом, а если опять случится такое же холодное
лето, как в этом году, то он может даже уйти в минус», – прогнозирует г-н Новгородов.
С тем, что новые ограничения будут способствовать отрезвлению нации, участники рынка не согласны. «Существующее в России законодательство в отношении пивоваренной отрасли - одно из самых жёстких в мире. Тем не менее, проблемы связанные с чрезмерным употреблением пива в нашей стране по-прежнему существуют. Это говорит о том, что дальнейшее ужесточение законодательства вряд ли изменит ситуацию в лучшую сторону, – говорит Илья Лысенко, менеджер по связям со СМИ компании «САН ИнБев».
– Помимо введения новых запретных мер существует ряд других способов повышения культуры употребления пива – образовательные программы, просветительские мероприятия, социальная реклама. Почему эти средства не используются должным образом государством в качестве инструментов борьбы с пьянством в нашей стране? Наконец, необходимо на государственном уровне поощрять практику саморегулирования компаний пивоваренной отрасли. Ведь компании в первую очередь заинтересованы в ответственном потреблении производимой
ими продукции, в том, чтобы пиво вызывало положительные ассоциации и эмоции. Предложенные законопроектом меры вряд ли можно признать стимулирующими изменение баланса потребления спиртных напитков с более крепких к более слабым».
По мнению Алексея Воинова, директора по маркетингу компании «Очаково», в России, несмотря на все запреты, потребление чистого алкоголя на душу населения остается неизменным (где-то 14–15 литров в год и это с учетом стариков и младенцев), что говорит об устойчивой «потребности» в потреблении алкоголя на уровне национальных особенностей.
Участники рынка предупреждают, что внесение изменений может привести к обратному эффекту – потребители могут вернуться к крепким напиткам, а на рынке появится суррогат, который нацию здоровее точно не сделает. «Возможно, эта мера и приведет к незначительному снижению потребления слабого алкоголя. Но при этом однозначно вырастет потребление крепких алкогольных напитков, в том числе водки», - уверен Александр Сергеев, директор по маркетингу ГК "Русская Традиция".
Принятие предложенного законопроекта может иметь и другие последствия. Но уже для пивоваренных компаний. Спрогнозировать ход событий вполне реально - через подобные ограничения уже прошли производители крепкого алкоголя. «Коллапса не произошло, хотя, безусловно, и реклама, которая обеспечивает знание марки потребителем, и дистрибуция – важные составляющие на рынке алкоголя, – вспоминает Василий Дмитриев, начальник пресс-службы ГК «Алкогольные Заводы
ГРОСС». – После принятия закона компании перераспределили рекламные бюджеты в пользу других носителей - кабельного телевидения, интернета, прессы».
По словам Андрея Малафеева, менеджера по связям с общественностью ГК EFES в России ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес», наиболее близким каналом распространения информации к ТВ станет наружная реклама – по показателям охвата аудитории и стоимости контакта. Однако как именно перераспределятся рекламные бюджеты компании в случае принятия законопроекта (доля рекламы на ТВ по отдельным брендам доходит до 60% общих затрат на продвижение конкретной торговой марки), г-н Малафеев сказать затруднился.
«Реклама на ТВ при больших объемах позволяет получить самый дешевый контакт с потребителем по отношению ко всем остальным каналам коммуникации. Сокращение же рекламного времени до уровня спонсирования международных матчей увеличит его стоимость на порядки. А это значит, что выиграют в такой ситуации только транснациональные корпорации с миллиардными бюджетами», – делает прогноз г-н Воинов.
По мнению г-на Сергеева, реклама пива уйдет в места продаж, а это, в свою очередь, уравняет продвижение пива и продвижение крепкого алкоголя. «Как следствие, мы опять начнем двигаться в сторону «северного типа потребления алкоголя», - подводит итог эксперт.
На территории «Винзавода» в период с 1 по 3 ноября прошел фестиваль «Вкус Жизни». Под запланированные мероприятия были отведены цеха «Красного» и «Горячего». Каждая компания, представленная отдельным стендом, попыталась продемонстрировать свою философию в…
Компания Pernod Ricard запускает в период Рождества в Великобритании рекламную кампанию своего французского коньяка Martell, которая появится в печатных изданиях под слоганом «Martell. Distinctly Modern since 1715», подчеркивая тем самым современные ценно…
Пивоваренная компания Carlsberg заявила о том, что в 2011 году будет закрыта историческая пивоварня, расположенная в Лидсе. Таким образом, рабочих мест лишатся 170 человек. Причиной такого решения стало снижение потребления пива, в результате чего отмечае…
За 10 месяцев текущего года ОАО АПФ «Фанагория» произвела 1,57 млн дал алкогольной продукции. За указанный период произведено 1,47 млн дал виноградных вин, 93 тыс. дал шампанского и 8,4 тыс. дал ликероводочных изделий.
В конце октября компания «Уралторгсервис» во второй раз собрала в Екатеринбурге представителей власти Свердловской области и основных участников алкогольного рынка: производителей, ведущих поставщиков и импортеров, а также ключевых клиентов сетевой и несе…
Австралия ведет переговоры с Индией по вопросу снижения импортной пошлины на вино. В частности, специальный департамент Торговой комиссии обсуждает этот вопрос с властями Индии.
В Ставропольском крае подошел к концу сбор урожая винограда. Стоит отметить, что в этом году он снизился, в целом же собрано 24,7 тыс. тонн винограда. Об этом сообщили в государственном учреждении «Ставропольвиноградпром».