Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

АГРОдосье: что новенького у компаний? Выпуск 84 от 25.09.09


АГРОдосье: что новенького у компаний?

Выпуск № 84 от 25.09.09


 

 


«ТИС» запустит крупнейший контейнерный терминал

Cтивидорная компания «Трансивестсервис» («ТИС») в середине октября запустит новый контейнерный терминал. Некоторое время он будет работать в зерновом режиме, а в I квартале 2010 года начнет перевалку контейнеров. Терминал станет одним из крупнейших в Черноморском регионе. Перегрузка контейнеров будет осуществляться тремя причальными и десятью тыловыми кранами общей стоимостью 26 млн. евро. В компании утверждают, что на данный момент в портах Украины нет аналогов этой техники. Вылет стрелы на таких кранах достигает 55 метров.
На данный момент глубина дна у терминала «ТИСа» составляет 15 метров. Это позволяет компании принимать у причала суда с максимальной для украинских портов осадкой. К тому же, как сообщил директор контейнерного терминала «ТИС» Андрей Кузьменко, причал нового терминал был построен с перспективой углубления дна около него до 16 метров. В свою очередь возможность принимать крупные суда удешевит стоимость фрахта для грузовладельцев. При этом терминал "ТИС" сможет принимать контейнеровозы длиной до 330 метров, чего не может ни один другой порт в Украине. Мощность первой фазы терминала составит 430 000 TEU (1 TEU – двадцатифутовый контейнер) в год.
Реализация проекта нового контейнерного терминала потребовала 100 млн. евро. При этом он был реализован полностью за собственные средства «ТИСа». Как отметил Андрей Кузьменко, компания планировала привлечь кредитные ресурсы под этот проект, однако сложности с получением кредитных средств ввиду мирового кризиса вынудили компанию полагаться только на свои ресурсы. По подсчетам руководителя компании, после выхода на полную мощность - 2 миллиона TEU в год - такой терминал  сможет приносить до $60 млн. прибыли. Хотя подобное пятикратное увеличение пропускной способности потребует дополнительных инвестиций, сравнимых с уже сделанными.
По прогнозам акционеров компании, при условии восстановления транзитного грузопотока производственные мощности нового терминала позволят «ТИСу» рассчитывать на привлечение грузов назначением  в Восточную Европу, страны СНГ, Прибалтику и Среднюю Азию. Ведь в состав контейнерного терминала войдет мощный железнодорожный терминал. Помимо этого, на первом этапе к контейнерному терминалу будет пристроен таможенно-досмотровый комплекс.
На данный момент на территории терминала размещена площадка для перевалки легковой техники и автомобилей. В планах также создание вокруг комплекса зоны, на которой будут предоставляться дополнительные логистические услуги - загрузка и выгрузка контейнеров, переупаковка грузов, сборочные производства, расфасовка товаров. Важным фактором привлечения клиентуры станут возможности «ТИСа» по загрузка зерна в контейнеры - уже сейчас можно говорить о 10-15 тыс. тонн в месяц.


На старте – зерно

По словам Андрея Кузьменко, в связи с падением объемов контейнерных грузов первое время этот терминал будет функционировать в качестве зернового, причем фокусироваться на обработке грузовиков и автопоездов с зерном.
«Нам пришлось вложить дополнительные средства, для того чтобы переоборудовать его из контейнерного в зерновой. Однако с восстановлением спроса на перевалку контейнеров мы начнем постепенно использовать его по изначальному плану. Например, из семи дней в неделю контейнеровозы будут загружать его 2-3 дня. Соответственно оставшееся время можно будет спокойно работать с зерном. Со временем эта пропорция будет меняться», - пояснил Кузьменко.
Авторы проекта уверены, что появление еще одного зернового терминала, созданного по эффективной и оптимизированной технологии,  который будет грузить суда прямо с "колес",уменьшит стоимость перевалки зерна примерно на $2 с тонны, что весьма существенно для зернотрейдеров и фермеров.

Работа на перспективу

В перспективе, с 2011 по 2015 год стивидорная компания планирует реализовать еще несколько инвестиционных проектов. Среди них – строительство еще одного крупного зернового терминала, а также терминала для перевалки пальмового масла. Уже работает угольный терминал мощностью 12 млн. тонн в год. Кроме того, планируется реализовать еще один совместный проект «ТИСа» с компанией Ferrexpo по строительству терминала для погрузки слябов, производство которых планируется наладить на предприятии «Ворскла Сталь». Для такого развития компания построит еще 4 причала - №14, 23, 24, 25, реконструирует причал №15 и удлинит причал №22.
Общая длина новой причальной стенки составит до 1,5 тыс. метров. В целом в компании констатируют, что мощности комплекса всех терминалов на настоящий момент уже превысили 25 млн. тонн, а после реализации всех планов они составят около 40 млн. тонн - больше, чем в любом государственном порту. Расчетные инвестиции в развитие будущей инфраструктуры составят около $400 млн.
В целом за период своей работы «Трансинвестсервис» уже вложил более $350 млн. в развитие инфраструктуры вокруг собственных перевалочных комплексов. По подсчетам компании, на начальном этапе ежемесячные налоговые отчисления от работы нового комплекса будут составлять 15 млн. грн. При полном развитии комплекса эта сумма может вырасти вдвое – до 30 млн. грн. Напомним, что по итогам 2008 года «ТИС» перечислил 60 млн. грн. налогов в госказну. Таким образом, при условии работы терминала на полную мощность эта сумма вырастет в несколько раз.
Кроме того, в «Трансинвестсервисе» констатируют, что обслуживание терминального комплекса потребует создания дополнительных 500 рабочих мест с последующим увеличением до 2 тыс. Таким образом, занятость населения на предприятии вырастет вдвое – сейчас на «ТИСе» уже работает 2 тыс. человек.
СПРАВКА: «Трансинвестсервис» («ТИС») – частная стивидорная компания, работающая на рынке Украины с 1994 года. Специализируется на перевалке зерновых и минеральных удобрений, хранении грузов. Объем грузопереработки компании в 2008 году составил 8,6 млн. тонн. «ТИС» самостоятельно построил и владеет причалами №15 (перевалка зерна), №18, 19, 20 (угольно-рудный комплекс). Закончены причалы №21 и 22 (контейнерный терминал). Старые причалы №16 и 17 эксплуатируются по договору с государством (зерно и удобрения).

ДЕЛО

http://delo.ua


Порт "Южный" - лакомый кусок для инвесторов

В настоящий момент он является единственным портом в стране, способным принимать суда грузоподъемностью более 100 тыс. тонн, с возможной перспективой углубления и приема судов грузоподъемностью до 150,0 тыс. тонн.
В дальнейшей реализации потенциала порта «Южный» — самого перспективного, как утверждают специалисты морской отрасли, среди украинских портов — сегодня заинтересовано как государство, декларирующее необходимость укрепления Украины как морской державы, так и украинские и иностранные промышленники, владеющие активами горно-обогатительных комбинатов, угольных и металлургических заводов, представители банковской сферы.

Программа как руководство к действию

Руководство «Южного» дальнейшее развитие порта связывает с реализацией Программы перспективного развития порта на период до 2015 года — первого документа, разработанного за последние годы деятельности предприятия, определившего стратегию дальнейшего развития.
«Программа позволит нам вывести порт, который уже сегодня является одним из крупнейших портов страны, на лидирующие позиции во всем Черноморском бассейне, — говорит  начальник порта Юрий Крук. — Если при нынешних возможностях общий грузооборот всех предприятий, работающих в акватории «Южного», по итогам 2008 года составил 35,77 млн. тонн, в том числе 21,7 млн. тонн грузов порт переработал через собственные причалы, то к 2015 году мы планируем нарастить общие объемы грузооборота более чем в два раза, до 81,4 млн. тонн».
В целом, в рамках инвестиционной программы, разработанной портом «Южный», общее количество грузовых причалов (собственных причалов порта «Южный» и частных компаний, работающих в акватории порта) увеличится до 32. До 2015 года в порту будут построены контейнерные, зерновые терминалы, а также терминалы для приема генеральных, навалочных грузов, строительных материалов. Глубины у причалов составят 15 метров с перспективой углубления до 17 метров. Общий объем финансирования, предусмотренный в Программе развития порта до 2015 года, достигнет $910 млн. Из них инвестиционная составляющая — $600 млн., остальные — собственные средства порта.
В Министерстве транспорта и связи подобные планы оценивают как вполне осуществимые, а их реализацию напрямую связывают с грамотным менеджментом на предприятии. «Увеличение таких основных показателей как доходы и чистая прибыль за последние полтора года свидетельствует об успешной хозяйственной деятельности и эффективной тарифной политике руководства порта», — резюмировал и.о. министра транспорта и связи Василий Шевченко.
При успешной реализации заявленных проектов «Южный» планирует в долгосрочной перспективе приступить к реализации второго этапа программы, рассчитанного на период до 2025 года. К тому времени, по проектным расчетам, грузооборот порта достигнет 129,5 млн. тонн. Это немногим меньше, чем переработали все порты страны за 2008 год. Такие объемы станут возможными при условии реализации ряда перспективных инвестиционных проектов: строительства второй очереди перегрузочного комплекса  МНТ «Пивденный» ООО «Укртранснафта» мощностью 18 млн. тонн на причалах №№ 1н, 2н, перегрузочного комплекса для контейнеров, крупнотоннажных автомобилей — на причалах №№ 12, 13, 13а, 14б и др.
Как отмечают аналитики, «нефтяной» терминал может стать одним из самых перспективных проектов. Сегодня многие компании заявили о модернизации принадлежащих им в Украине нефтеперерабатывающих заводов. Соответственно, это должно привести к увеличению перевалки нефти и нефтепродуктов, в том числе через порт «Южный».
Также в текущем году в порту был реализован один из крупнейших в отрасли инвестиционных проектов — строительство зернового терминала частной компанией «Бориваж» на причале №34 мощностью 2 млн. тонн в год с перспективой увеличения мощностей до 4,5 млн. тонн в год. «С вводом в эксплуатацию новых мощностей мы увеличиваем экспортный и транзитный потенциал порта, — говорит Юрий Крук. — Кроме того, важно, что нам удавалось в кратчайшие сроки решить все проблемные вопросы, возникавшие в ходе строительства зернового терминала, и главное — сохранить паритет интересов: не были ущемлены ни интересы государственного порта, ни частного бизнеса».

Спорный вопрос

Вопрос соблюдения интересов государственных портов и компаний, инвестирующих средства в развитие собственных терминалов, в последнее время звучит особенно остро. Как отмечают эксперты, необходимость принятия новой редакции Закона о портах, несовершенство законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности, разночтения в основополагающих документах — Земельном и Водном кодексе — стали главными сдерживающими факторами в развитии портов страны.
Затянувшийся конфликт между стивидорной компанией «ТИС» и морским портом — тому подтверждение. Компания-инвестор пытается взыскать с порта 51,3 млн. грн. — средства, затраченные на собственные технологические нужды, а именно проведение дноуглубительных работ в районе причала №18. На вопрос, должен ли порт возместить инвестору затраты — действующее законодательство не отвечает.
«Проблема в том, что «ТИС» заранее не согласовал стоимость и объемы дноуглубительных работ ни с портом, ни с Минтрансом, не оговаривалось и намерение вернуть спустя 2 года по введению причала в эксплуатацию инвестиционные вложения. Судебные тяжбы по этому вопросу тянутся до сих пор», — отмечает юридическая служба порта.
В порту опасаются, что в случае если суд встанет на сторону ООО «ТИС» и обяжет «Южный» выплатить требуемые 51,3 млн. грн., это станет прецедентом для подачи аналогичных исков по другим причалам — №№ 19, 20, 21, 22, 23, принадлежащим «ТИС», а общая сумма иска может вырасти до 500 млн. грн. Это даст возможность «ТИСу» взять под контроль самое успешное предприятие морской отрасли Украины — государственное предприятие «Морской торговый порт «Южный».
Несмотря на существующие проблемы, руководство порта прикладывает максимальные усилия для стабильного роста производственных показателей. Это позволяет порту вкладывать средства в строительство собственных перегрузочных комплексов, закладывает основы для поступательного роста грузооборота в объеме 10% в год. Ближайшие планы трудового коллектива — завершить строительство и ввести в эксплуатацию перегрузочный комплекс генеральных грузов, который строится на причале №9. Мощность комплекса составит 1,2 млн. тонн в год с перспективой увеличения до 3,4 млн. тонн в год. А впереди выполнение еще одной задачи — строительство перегрузочного комплекса на причале №10, которое порт намерен начать в 2010 году.
$910 млн. составляет общий объем финансирования, предусмотренный в программе развития порта «Южный» до 2015 года.

ДЕЛО

http://delo.ua


В избранное