При
анализе основных факторов, оказывающих
влияние на конъюнктуру мирового рынка
сельхозпродукции и, в частности,
растительных масел и масличных, ключевым
вопросом по-прежнему остается состояние
отрасли биодизеля. Несмотря на кризис
и снижение цен на нефть, развитие отрасли
биодизеля за последний год нельзя
однозначно охарактеризовать как
негативное. Скорее можно говорить о
том, что из-за ухудшения экономических
условий развитие производства
альтернативных видов топлива происходит
в различных странах мира крайне
неравномерно. Так, например, если страны
Южной Америки, пользуясь низкими ценами
на сырье, наращивают производство, то
ЕС продолжает политику сворачивания
производства, хотя потребление ее
снижается далеко не во всех странах
сообщества.
В
данном материале мы постараемся сделать
краткий обзор текущей ситуации в отрасли
в различных странах мира, а также
спрогнозировать, куда будет двигаться
мировой рынок биотоплива и каким будет
его влияние на рынок агропродукции в
2009 году.
Несмотря
на ощутимое влияние мирового финансового
кризиса, который привел к сокращению
инвестиций и сворачиванию ряда крупных
национальных программ по биотопливу,
данная отрасль, вопреки пессимистичным
прогнозам, остается на плаву, а в отдельных
регионах даже демонстрирует уверенное
развитие. Во многом определяющим событием
для мирового рынка биотоплива за
последний год, несомненно, стало избрание
президентом США Барака Обамы, одним из
ключевых элементов экономической
программы которого является динамичное
развитие отрасли биотоплива в США. В то
же время, низкий уровень мировых цен на
нефть, ставший следствием мировой
рецессии, заставляет ряд стран мира
снижать потребление биодизеля.
Согласно
оценкам ИА "АПК-Информ", в 2009 году
для удовлетворения всех существующих
национальных программ обязательного
потребления биотоплива миру потребуется
около 12,3 млн. тонн биодизеля.
ЕС:
импортный биодизель лучше
Говоря
о странах ЕС, следует, прежде всего,
начать с того, что в начале текущего
года европейские производители биодизеля
наконец-то добились введения ограничений
на импорт дешевой продукции из США.
Страны-члены Евросоюза одобрили введение
сроком на 6 месяцев антидемпинговых
пошлин на биологическое дизельное
топливо из США в качестве ответной меры
на поддержку американским правительством
экспортных возможностей национальных
производителей. Начиная с 13 марта т.г.,
американские компании, импортирующие
биодизель в страны Евросоюза, обязаны
оплачивать "дополнительные
антидемпинговые тарифы (достигающие
29%) и антисубсидийные пошлины в размере
29-41%". Напомним, что еще в апреле 2008
года европейские производители биодизеля
подали в Еврокомиссию жалобу на власти
США, которые, как они утверждали,
субсидируют национальных производителей
биотоплива.
Однако
данной ситуацией воспользовались не
столько европейские производители
биодизеля, сколько представители данной
отрасли из стран Южной Америки и
Юго-Восточной Азии - они увеличили
поставки биодизеля в ЕС, пользуясь
снижением доли американской продукции.
Если
говорить о внутреннем рынке Европы, то
в текущем году отрасль биотоплива
по-прежнему пребывает в фазе стагнации.
Такие страны, как Германия и Польша,
продолжают сворачивать производство
и потребление биотоплива, в странах
Южной Европы рынок биодизеля, несмотря
на стабильное потребление, остается
несбалансированным.
Так,
внутреннее предложение биодизеля в
Испании в настоящее время является
избыточным ввиду активных импортных
поставок данного вида топлива из
Аргентины. В то же время, испанские
производители биотоплива утверждают,
что они смогут без затруднений выполнить
норму (3,4%) по содержанию этанола в общем
объеме потребляемого топлива, установленную
правительством страны на 2009 году. По
оценкам BiofuelsDigest, производственные
мощности по производству биотоплива в
Испании в 2009 году составят 3,3 млн. тонн
при внутреннем спросе на уровне 1,1 млн.
тонн.
Что
касается госрегулирования отрасли в
ЕС, то здесь в последние полгода также
произошли определенные изменения.
Напомним, что именно госполитика стала
катализатором бурного развития
производства биодизеля в ЕС, когда с
2000 по 2007 годы мощности по производству
данной продукции увеличились с 3 до 25
млн. тонн. Однако именно изменение
госполитики привело к тому, что уже к
концу 2008 года производственные мощности
в 15 млн. тонн оказались незагруженными.
Часть европейских биодизельных
предприятий была демонтирована и продана
(в основном, в Северную Америку).
В
текущем году эксперты прогнозируют
дальнейшее сворачивание производства
биотоплива в Германии, а также наращивание
импорта данного вида топлива. При этом
ожидается, что еще большее количество
европейских компаний уйдут с данного
рынка ввиду низких показателей
прибыльности и отсутствия уверенности
в будущем отрасли.
Южная
Америка: бум продолжается
Если
еще 5 лет назад "колыбелью" мировой
отрасли биодизеля можно было смело
называть Европу, то в последние годы
этот статус больше подходит Южной
Америке. Наличие избыточных сырьевых
ресурсов и благоприятная госполитика
стали факторами, определяющими бурный
рост производства биодизеля в странах
региона. Дополнительную поддержку
отрасли оказывают и значительные
иностранные инвестиции (главным образом,
из США).
Лидером
отрасли в регионе является Аргентина,
которая на текущий момент располагает
мощностями по производству 1,4 млн. тонн
в год. Основным сырьем для производства
в стране является соевое масло, а основным
покупателем аргентинского биотоплива
выступает Европа. Что касается внутреннего
рынка, то роста спроса на биодизель в
стране стоит ожидать не ранее 2010 года,
когда вступит в силу закон, предусматривающий
обязательную норму содержания биодизеля
в потребляемом моторном топливе на
уровне 5%. И если в 2007 году Аргентина
занимала 6 место в мире по производству
биодизеля после США и ряда государств
ЕС, то, по оценкам экспертов, к 2010 году
страна станет третьим крупнейшим мировым
производителем биодизеля.
Стоит
отметить, что производители биозизеля
в Аргентине еще с 2006 года имеют ряд
налоговых льгот и преференций, что
делает работу в этой отрасли рентабельной
и перспективной.
Кроме
Аргентины, активно развивает производство
биодизеля и Бразилия, однако в этой
стране почти весь объем производимого
биотоплива используется на внутреннем
рынке. Объем производства биодизеля в
Бразилии в прошлом году составил 800 тыс.
тонн и, согласно оценкам местных
экспертов, в 2009 году этот показатель
превысит 1 млн. тонн.
Азия:
биодизель как фактор рынка пальмового
масла
Именно
развитие отрасли биодизеля стало одним
из ключевых факторов как укрепления
мировых цен, так и роста объемов
производства пальмового масла.
Неудивительно, что для стран Азии
производство биодизеля стало стратегически
важной отраслью. Сегодня большинство
стран региона имеют экспортно-ориентированную
отрасль по производству биотоплива. На
данный момент суммарные мощности по
производству данной продукции в странах
Азии составляют 5 млн. тонн, большая их
часть расположена в Малайзии и Индонезии,
а основным сырьем для производства
является пальмовое масло.
Примечательно,
что в отличие от других стран мира
правительства стран Азии особо не
поддерживают производителей биотоплива
(в смысле льгот и субсидий), единственной
мерой, которая применяется, является
введение обязательных норм содержания
биотоплива в моторном топливе: на
Филиппинах это 2%, в Индонезии - 2,5%, в
Малайзии - 5%.
Еще
в начале 2008 года Индонезия и Малайзия
договорились о единой политике
использования существующих запасов
пальмового масла - страны заявили об
использовании избыточных объемов
продукта на производство биодизеля с
целью стимулирования роста цен на
пальмовое масло. С того времени регулярно
высшие чиновники обеих стран делали
громкие заявления относительно расширения
производства биодизеля, причем происходило
это именно в периоды снижения цен на
пальмовое масло.
При
этом, помимо экспорта пальмового масла,
и Индонезия и, особенно, Малайзия уже
оценили преимущества экспорта биодизеля.
Так, в январе-марте т.г. Малайзия увеличила
объемы экспорта биодизеля на 75% (до 48,95
тыс. тонн) по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года, когда на внешние
рынки было поставлено всего лишь 11,79
тыс. тонн данной продукции. Напомним,
что в 2008 году Малайзия удвоила объемы
экспорта биодизеля, поставив на мировой
рынок 182 тыс. тонн данной продукции.
Северная
Америка: рост благодаря политике
Хотя
на фоне этанольного бума масштабы
производства данной продукции в США
выглядят намного скромнее, перспективы
наращивания объемов производства
американского биодизеля выглядят вполне
радужно. Еще в конце прошлого года
будущее американской отрасли биологических
видов топлива выглядело довольно
неопределенным в связи с резким снижением
объемов частных инвестиций в отрасль
вследствие кризиса. Но, как часто бывает
на рынке биодизеля, помогла политика,
а именно избрание президентом США Барака
Обамы, который уверен в том, что биотопливо
должно стать одной из важнейших отраслей
американской экономики. Одним из первых
шагов нового президента навстречу
отрасли стало создание Национального
биодизельного комитета, одной из функций
которого является способствование
развитию отрасли. Кроме того, для
американских производителей биотоплива
была сохранена значительная часть
льгот, а также запланирован ряд новых
преференций.
Напомним,
что сегодня биодизель в США производят
173 предприятия, а сырьем для производства
являются в основном растительные масла.
Производство биодизеля в США в 2008 году
составило 700 млн. галлонов, что в 10 раз
больше, чем в 2005 году!
Что
касается соседней Канады, то здесь
производители биодизеля тоже чувствуют
себя весьма неплохо. В настоящее время
в различных провинциях страны действуют
разные нормы обязательного содержания
биодизеля в потребляемом топливе - от
2 до 5%, однако с 2010 года будет введен
единый закон, определяющий данный
показатель на уровне 5%. Поэтому отрасль
продолжает развиваться, готовясь к
росту емкости внутреннего рынка. Так,
если в 2008 году в Канаде было произведено
129 млн. л биодизеля, то в 2010 году этот
показатель должен составить 500 млн. л.
Следует также отметить, что производители
биодизеля в Канаде освобождены от уплаты
ряда муниципальных и общегосударственных
налогов и сборов. Основными же помехами
развития отрасли являются удорожание
кредитных ресурсов и сокращение
инвестиций.
Таким
образом, несмотря на пессимизм экономистов,
дешевая нефть и отток частных инвестиций
не привели к ожидаемому кризису мировой
отрасли биодизеля. Однако, вполне
возможно, что отрасль остается на плаву
отчасти ввиду действия эффекта инерции.
Также не стоит сбрасывать со счетов тот
факт, что за последние 1,5 года цены на
сырьевые ресурсы были ниже рекордов
2007-2008 гг. В то же время, очевидно, что
цены на масла и масличные оказывает
намного более определяющее влияние на
тенденции развития отрасли биотоплива,
чем макроэкономические факторы.
Стоит
отметить, что тема корреляции цен на
нефть и растительные масла, а также
перспектив взаимного влияния данных
commodities и рынка биодизеля станет одной
из ключевых на международной конференции
"Oilseeds&Oils 2009", которую наше агентство
проведет в середине октября в Стамбуле.
Кроме докладов ведущих экспертов по
данной тематике, в рамках конференции
также будет проведена открытая дискуссия,
посвященная перспективам развития
рынка биодизеля и рынков растительных
масел. В преддверии конференции мы еще
неоднократно вернемся к теме биотоплива
и постараемся представить на страницах
наших изданий мнения ведущих мировых
экспертов отрасли.
Светлана
Синьковская, начальник информационной
службы ИА "АПК-Информ"
Журнал
«АПК-Информ» (Украина, Россия, Казахстан,
Мировой рынок)
В
августе морские порты Украины продолжили
наращивать перевалку грузов. В результате
по итогам последнего летнего месяца
перевалка грузов увеличилась на 2,22% по
сравнению с июлем — до 9,2 млн. тонн.
Помогло
зерно
Рост
перевалки груза месяц к месяцу в портах
связывают с уборочной кампанией и
перевалкой зерновых. Кроме того, как
сообщила начальник отдела маркетинга
и логистики Ильичевского морского
торгового порта Виктория Марченко, рост
грузооборота в порту на 14,7% обеспечили
наливные грузы, в частности подсолнечное
масло. Если же сравнивать показатели
морских предприятий за 8 месяцев с
прошлогодними, то все они ушли в
минус. Наиболее ощутимый спад в
Ильичевском порту отметили по «генеральным»
грузам, объем которых суммарно сократился
на 26%. «Сильнее всего от кризиса пострадали
потоки высокотехнологичных грузов. Как
следствие, перевалка контейнеров в
январе-августе 2009-го по отношению к тому
же периоду 2008-го сократилась на 37%.
Наибольший спад — по легковой автомобильной
технике. В этом сегменте грузопоток
сократился на 95%», — отметила
Марченко. Объемы грузоперевалки
крупнейшего в отрасли Одесского морского
торгового порта по итогам восьми месяцев
по сравнению с соответствующим периодом
прошлого года упали на 22,2%. Наиболее
существенное падение было отмечено по
перевалке контейнеров — год к году она
упала на 43,5%. «Падение по контейнерам
обусловлено снижением грузопотока из
Китая, которое наблюдается по всем
морским портам Европы в диапазоне от
15 до 20%», — пояснила пресс-атташе
начальника Одесского морского торгового
порта Елена Гиряева. В целом она отметила,
что в порту прогнозировали подобные
результаты. По словам Гиряевой, снижение
объемов в порту по-прежнему происходит
за счет потери транзита казахской нефти.
«После отмены скидок на транзит вся
нефть ушла в российские порты», —
отметила она.
Экспортные
ворота металлургов
Упали
объемы перевалки грузов и в морском
порту, который является «экспортными
воротами» для украинских металлургов,
— Мариупольском — на 27%. Тем не менее
на предприятии отмечают, что уже в
сентябре перевалка металла и углей
становится активнее августовской. «Сейчас
с металлом мы работаем в объеме 650-700
тыс. тонн, что для нас является нормальным
объемом. По углям в последние два месяца
мы превысили перевалку. Традиционно в
июне-августе мы перерабатываем 370-380
тыс. тонн в месяц. Тем не менее за последние
два месяца перевалка угля держалась на
уровне 410-430 тыс. тонн», — отметил начальник
коммерческого отдела Мариупольского
порта Александр Олейник. Такое улучшение
в порту связывают с тем, что компании,
занимающиеся торговлей углем и металлом,
пополняют склады. Активизировали закупки
и промышленные предприятия. Кроме
того, Мариупольский порт имеет
географическое преимущество, поскольку
расположен близ промышленного Донецкого
региона, что удешевляет доставку сырья
по железной дороге. Наиболее существенное
падение объемов перевалки грузов год
к году пришлось на Измаильский порт —
40%. Керченский морпорт уже несколько
месяцев подряд демонстрирует рост месяц
к месяцу. Так, в августе перевалка в
порту выросла на 13,7%. на 21,5% сократился
объем перевалки грузов в морских торговых
портах Украины в августе по сравнению
с соответствующим периодом прошлого
года.