Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая школа финансового интернет-трейдинга


Не упустите уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге, тем более, что период экономического кризиса - лучшее время для начала биржевых инвестиций. Практически все состояния мира созидались именно в такое - кризисное - время! Мы ждем вас в vCollege!

Искренне ваш,

Сергей Голубицкий

 

 

Приветствую вас, коллеги!

Начну с приятного анонса: наконец-то мы открыли большой портал, на котором со временем будут собраны все-все-все мои статьи, книги, видеклипы, телевизионные интервью и программы - как-никак за 15 лет накопилось около полутора тысяч текстов :) Помимо архивов читатели смогут ежедневно следить на портале за моими аудио и видеоподкастами, которые будут эксклюзивно публиковаться только на sgolub.ru.

Разумеется, не обошлось и без трейдинга - ему отведен самостоятельный раздел на портале - vCollege.

Ждем вас на SGOLUB.RU!

 

Сегодня - история "взбунтовавшегося OEM'a" - тайваньской компании HTC с американскими духовными корнями.

* * *

Сергей Голубицкий

Король-невидимка

«Ничто не дается легко в этом мире, но нет и ничего невозможного»
Ван Юн-Чинь, тайваньский магнат

Наш рассказ сегодня об удивительной компании, чья продукция годами доставляла удовольствие пользователям всего мира, которые даже не догадывались о реальном источнике своего удовольствия. Читатели, открывшие для себя радость мобильного компьютинга подобно автору еще в колыбели отрасли, наверняка помнят не утихавшие баталии на тему: «Какой наладонник лучше - HP iPaq hx4700, Fujitsu Siemens LOOX 720 или Dell Axim X50v?». Сколько форумных копий было порублено, сколько фанатичных признаний в любви и проклятий высказано! На поверку оказалось - в впустую.

Первым отрезвление пришло к дотошным «гикам» , которые, углубившись в кулуарную спецификацию гаджетов, скрытую от глаз рядового потребителя, с удивлением обнаружили, что все три культовых наладонника изготавливались одной и той же тайваньской компанией - High Tech Computer Corporation (HTC)!

Дальше больше: оказалось, что HTC - не рядовой ОЕМ (Original Equipment Manufacturer ), – подобным статусом никого не удивишь в IT-индустрии, в которой производственный аутсорсинг в регионах с низкой себестоимостью всегда был фирменным знаком - а полноценный  ODM – Original Design Manufacturer !  Иными словами, HTC не просто получал от американских (Palm, Compaq, Hewlett Packard), японских (Sharp)  и европейских (Fujitsu Siemens) грандов готовые разработки и лекала, по которым затем прилежно штамповал конечный продукт на своих заводах, а самостоятельно придумывал, разрабатывал и изготавливал компьютерные мобильные устройства!

Полагаю, ни для кого не секрет, что дизайн и концептуальная разработка, мягко говоря, не самые показательные составляющие китайского экономического чуда. Чего уж там притворяться: подавляющее большинство китайских производителей либо работают по чистой схеме ОЕМ, либо незамысловато копируют европейские, японские и американские разработки.

Самой яркой иллюстрацией моей мысли служит, пожалуй, китайская компания BYD – последний любимчик Уоррена Баффетта, в акции которой «мудрец из Омахи» влил прошлой осенью 230 миллионов долларов . BYD производит все от батареек и аккумуляторов до оригинальных электромобилей, обладающих в перспективе потенциалом для завоевания мирового рынка. При всей своей технологической перспективности автомобили BYD самым пошлым образом передирает внешность «Лексуса», «Тойоты», «Хонды», «Мерседес Бенца» и «Порше». Так последний хит – бензиновый кабриолет BYD F8 - спереди выглядит вылитым Mercedes CLK, а сзади – гибридом Chrysler Sebring и Renault Megane CC. Китайский рационализм в чистом виде: зачем перенапрягаться, если и без дизайнерских изысков продукция пользуется спросом?

Уникальность HTC выражается не только в оригинальности разработок, но и в их технологическом совершенстве. На всех этапах истории – и в период чистого аутсорсинга до 2006 года, и в наше время, когда компания сделала ставку на производство широкой линейки продукции под собственной торговой маркой – наладонные компьютеры, коммуникаторы и смартфоны HTC в прямом смысле слова задавали планку для остальных участников рынка.

Показательно в этом отношении сравнение любого гаджета из флагманской линейки HTC – скажем, коммуникатора Touch HD – с похитителем грёз гламурного человечества Apple iPhone 3G. Благодаря несопоставимо более высокому имиджу брэнда «Айфон»  является безусловным фаворитом на рынке, но при этом проигрывает коммуникатору HTC с технической точки зрения по всем направлениям: и по разрешению экрана (800х480 у Touch HD против 320х480 у iPhone), и по чипу спутникового позиционирования (полноценный модуль у Touch HD против завязанного на Google Maps искусственно ограниченного GPS-чипа у iPhone), и по фото и видео камере (5 мегапикселей у Touch HD против 3 мегапикселей у iPhone), и по встроенного радиоприемнику (которого в iPhone вообще нет).

Можно, конечно, возразить, что сравнение HTC с традиционным китайским бизнесом некорректно, поскольку компания, в общем-то, тайванская, а продукция островных IT-производителей всегда отличалась известной долей оригинальности. В первую очередь это относится к производителям ноутбуков Acer и Asus, чья конкурентоспособность основана не на традиционном для Китая ценовом демпинге, а на оригинальных разработках в области как дизайна, так и технического оснащения продукции.

Возражение справедливо в той мере, в которой судьбы Acer и Asus повторяет судьбу HTC: все три тайваньских компании своими корнями уходят в самые глубины американской IT-индустрии. Подобно HTC Asus предоставляет услуги ОЕМ и ODM звездам первой величины компьютерного небосклона - Apple (плеер iPod и линейка ноутбуков MacBook), Palm (коммуникатор Treo 500v ), Hewlett Packard (материнские платы и другие компьютерные составляющие),  Sony (игровая приставка Playstation 3). В свою очередь Acer – третий крупнейший в мире производитель компьютеров – вообще слывет в Соединенных Штатах «родной компанией» (по крайней мере, сколько я не спрашивал своих американских друзей, владельцев одноименных ноутбуков, все твердили в один голос: «Acer is a US company» ).

Симбиоз американской деловой культуры и технологий с китайской трудовой этикой, безусловно, является визитной карточкой тайваньского IT-бизнеса, выгодно отличающий его от индустрии «Материка» , эффективной в коммерческом отношении, но безликой в творческой. Выразительность же HTC в плане означенного симбиоза заключена в биографии Шер Ван - матери-учредительницы компании. Подобное обстоятельство позволяет нам проследить становление этого удивительного симбиоза в наиболее выразительной художественной форме.

* * *

 

Душа вселилась в HTC задолго до формального зачатия. В 1917 году на задворках японской империи – острове Формоза (ныне Тайвань) – в семье полунищего сборщика чая родился мальчик Ван Юн-Чинь. Из этого мальчика со временем сформировался богатейший житель острова и 178-ой богатей планеты по версии Forbes (состояние – 5 с половиной миллиардов долларов).  В 1987 году на деньги Ван Юн-Чиня Шер Ван, одна из его многочисленных дочерей, учредила компанию по имени High Tech Computer Corporation.

Деньги, однако, не были самым важным. В конце концов, если бы Шер Ван получила от отца лишь стартовый капитал, HTC так бы и продолжал телепаться сегодня где-нибудь посередине бесконечного списка китайских корпоративных корпоративных хорошистов. Уж во всяком случае ни о каком мировом лидерстве не могло быть и речи. Нет, Шер Ван получила от отца нечто гораздо большее, чем деньги – уникальную деловую хватку!

Главная составляющая в хватке  Ван Юн-Чиня носит имя старинной добродетели, которую, к сожалению или великому счастью, соблюдает не так уж много земных жителей. Речь о бережливости. Не скаредности, не патологической жадности, а именно бережливости, замешенной на предельной личной скромности. У  Ван Юн-Чиня бережливость и скромность достигли столь гипертрофированных масштабов, что их хватило и на Шер Ван, и на все десять ее братьев и сестер.

Основы нечеловеческого подвига Ван Юн-Чиня закладывались в раннем детстве. Чтобы снискать родительское благословение на посещение начальной школы (будущий богатейший человек Тайваня,  к сожалению или опять же – к счастью, далее трех классов начальной школы в жизни так и не продвинулся), маленькому Вану приходилось до восхода солнца таскать сотню ведер из колодца, дабы обеспечить полные дневные нужды в воде для всей семьи. Дорога в школу и обратно – три часа. После уроков – кормление свиней  и помощь по дому.

В 15 лет Ван Юн-Чинь оставил отчий дом и устроился подручным в рисовую лавку торговца, которому семья Вана сдавала рис. Через год юноша одолжил у отца неслыханную сумму 200  тайваньских долларов (около 8 американских), которой, впрочем, хватило на открытие собственной рисовой лавки. Показательно, что у отца Ван Юн-Чиня столь лихой суммы в свободном наличии тоже не оказалось, так что пришлось одалживаться по знакомым и соседям.

У лавки Вана было лишь два преимущества перед японским рисовым магазином по соседству – демпинг и рабочий график. Ими мальчик и воспользовался: продавал всегда дешевле конкурентов и работал до половины одиннадцатого ночи (японцы закрывались железно в шесть часов вечера).

Читатель наверняка уже ощутил эпические масштабы личности Ван Юн-Чиня. И не ошибся. Предприниматель копил деньги, отказывая себе в земных радостях 10 лет! Цент к центу, доллар к доллару. В 1942 году Ван Юн-Чинь  приобрел на все сбережения 20 гектаров земли, на которой развил бурную деятельность в сфере переработки леса.

Кульминацией послевоенных усилий  Ван Юн-Чиня стало учреждение компании по производству поливинилхлоридного порошка. Так в 1954 году родилась Formosa Plastics Corporation – крупнейший в мире производитель ПВХ!

Весьма ценное для нашего исследования обстоятельство: вопреки эпической бережливости, промышленную империю Ван Юн-Чинь предпочитал благоразумно созидать на чужие деньги. За 12 лет лесопереработка принесла предпринимателю около полутора миллионов долларов,  однако производство ПВХ было запущено на средства, полученные из … Соединенных Штатов Америки! 798 тысяч долларов подъемного капитала поступили от американского государственного агентства, занимающегося восстановлением промышленности поверженного врага .

Как видите, связи семейного бизнеса Ванов с Америкой давние и крепкие. Показательны в этом контексте имена детей Ван Юн-Чиня: старшая дочь Сюзан (заместитель гендиректора Formosa Plastics), средненькая Шарлин (учредительница First International Computer), младшая Шер (создательница HTC), старший сын Уинстон (председатель правления Grace THW Group, сегодня судится с семейным кланом за право управления состоянием Ван Юн-Чиня, усопшего осенью прошлого года и не оставившего завещания), младший сын  Уолтер (член правления Formosa Plastics). Забавные такие китайские имена, не правда ли?

На этом биографию Ван Юн-Чиня можно смело сворачивать - больше в ней ничего любопытного не было: занимался, как и полагается, благотворительностью, учреждал больницы, открывал химические заводы в Техасе, устанавливал правильные отношения с отечественным чиновничеством, в чьих руках всегда находились не побиваемые козыри в виде разрешительных лицензий на такую непростую деятельность как химическое производство. Ах да, вот еще пикантное: всегда возмущался, если кто-то предлагает ему купить галстук дороже пяти американских долларов – подобное неоправданное расточительство выходило за рамки деловой этики Ван Юн-Чиня!

Отец Ван умер во сне в возрасте 91 года, оставив неизгладимый отпечаток на судьбе и жизненных установках наследников. Дети Ван Юн-Чиня не только получили образование в Соединенных Штатах и связали свою деловую активность с этой страной, но и выросли истыми американофилами, адаптировав за одно и христианство.

После окончания элитной подготовительной школы в Окленде Шер Ван  поступила в калифорнийской университет Беркли, из которого вышла в 1981 году с major 'ом по economics .  Через год началась «стажировка» в компании старшей сестры Шарлин (First International Computer), которая растянулась на пять лет. Шер Ван продавала компьютерные материнские платы и активно нарабатывала американские связи.

В 1987 году в Силиконовой Долине Шер Ван учредила совместно со своим будущим мужем Вен Чи-Ченом, бывшим сотрудником Intel, Via Technologies, компанию, которая в скором времени ушла под крыло кланового бизнеса (Formosa Plastics) и превратилась в крупнейшего в мире независимого производителя чипсетов для материнских плат.

Следующие десять лет ушли у Шер Ван на углубление наработанных связей в области информационных технологий. К моменту создания HTC скромную китайскую девушку, чей внешний вид и манеры поведения никаким образом не выдавали наследницу одного из богатейших азиатских промышленных империй, знали лично руководители и уважали за профессиональные навыки практически все руководители Силиконовой Долины, включая анклавы наподобие  Редмонда .

Из всех деловых качеств Шер Ван знающие ее люди выделяют великое китайское умение мягко, однако же и настойчиво торговаться: «Всякий раз как переговоры заканчивались уступкой в пользу Шер Ван, она не упускала возможности еще разок продавить партнеров», - с теплотой вспоминает о тайваньской кудеснице Стив Зеленчик, бывший директор отдела продаж и маркетинга в Advanced Micro Devices.

Когда в 1997 году Шер Ван учреждала HTC – компанию, нацеленную на производство ноутбуков, ее авторитет в профессиональных кругах находился на уровне звезд первой величины вроде Стива Джобса и Джерри Сандерса. При этом Шер Ван максимально придерживалась того, что называется low profile, отказываясь от публичных выступлений и интервью. Сказывалась великая школа Ван Юн-Чиня!

Непререкаемого авторитета и даже морально-материальной поддержки со стороны семейной промышленной империи, однако, оказалось не достаточно для того, чтобы выдержать неистовую конкуренцию со стороны Toshiba, Dell и Acer. Гибкая Шер Ван быстро оценила ситуацию, отказалась от ноутбуков и переключилась на производство только-только входящих  в моду наладонников.

Именно в этой области наработанные связи и знакомства оказались как нельзя кстати. Microsoft великодушно жаловал HTC статус партнера, чья аппаратная платформа используется для разработок операционных систем линейки Windows CE. Крупнейшие американские мобильные операторы – AT&T, T-Mobile, Verizon Wireless, Sprint Nextel, Bell Mobility – сходу разместили в HTC свои OEM и ODM заказы. К мобильным операторам быстро присоединились и ведущие брэнды мобильного компьютинга – Compaq, Dell  и Palm.

Короче говоря, жизнь у HTC задалась с самого начала. Подобно своей учредительнице компания комфортно пребывала в тени, без малейших претензий на публичную известность. Казалось, самолюбию притаившегося тайваньского тигра вполне хватало признания непосредственными участниками рынка  тайного лидерства HTC, сконцентрировавшего, похоже, весь know-how отрасли. 

Первым тревожным симптомом грядущей перекройки рынка стало появление в 2004 году побочной торговой марки Qtek, с помощью которой HTC попытался прощупать европейский рынок. В Азии для аналогичной цели была даже создана отдельная компания – Dopod. Продажи мобильных устройств под собственными непрямыми брэндами не задались и это обстоятельство позволило остальным участникам рынка облегченно перевести дух: «Похоже – пронесло!».

Увы, не пронесло. В 2006 году Шер Ван приняла решение о безоговорочной концентрации всех самых передовых технологических и дизайнерских наработок  компании под первичным брэндом – HTC. Катастрофические последствия этого решения для остальных участников рынка  трудно переоценить: отныне тайваньская компания не просто выводила на рынок собственную продукцию (как это случалось уже раньше с Qtek и Dopod) – равную среди равных, но резервировала лучшие разработки для собственных нужд в ущерб потребностям бывших заказчиков по линии OEM и ODM!

Как следствие, начиная с 2006 года, абсолютно все мобильные гаджеты, выпускаемые под торговой маркой HTC – TyTN, Artemis, Cruise, Diamond, Touch HD, Touch Pro и проч., наголову опережали конкурентные устройства по всем параметрам – от технического оснащения до комплектации и дизайна. Результатом столь чудовищной экспансии стал массовый исход традиционных участников с рынка коммуникаторов и смартфонов: самоустранился Hewlett Packard, чьи перспективы после выхода модели iPaq hx4700 (ODM HTC разумеется!) казались такими радужными, растворился в небытии Fujitsu Siemens, свернул производство Dell, так и не создав ничего путного после легендарной Axim X50v (тоже ODM HTC).

Даже не знаю, что еще можно добавить к столь грандиозному финалу биографии HTC. Посему приходится заключить, что лучшим панегириком антрепренерской гениальности  Шер Ван может стать только немая сцена!

От Geek (англ.)  - персонаж, зациклившийся на каком-то профессиональном предмете, в большинстве случаев – на компьютере.

(англ.) Производитель оригинального оборудования.

(англ.) Разработчик и производитель оригинального оборудования.

И, как водится, не прогадал: рыночная стоимость его инвестиции в бумаги BYD этим летом перевалила за 1 миллиард  долларов!

Забавно, что до обращения к Asus наладонники для Palm изготавливал как раз HTC, однако к моменту выхода Treo 500v на рынок в 2007 году HTC, приступивший к выпуску гаджетов под собственной торговой маркой, уже превратился в злейшего врага Palm.

(англ.) Acer – американская компания.

Mainland – континентальный Китай, отличный от островного присутствия его единой цивилизации.

Остров Тайвань входил в состав Японской империи с 1895 по 1945 годы.

(англ.) Профилирующая дисциплина, выбранная в качестве специализации в ВУЗе.

(англ.) Экономические науки.

Где, как известно, находится штаб-квартира Microsoft. Билл Гейтс и Стив Баллмер – закадычные друзья Шер Ван.


 

Ресурсы:

Виртуальный Колледж http://internettrading.net/college
Личная страница Сергей Голубицкого http://sgolub.ru

RLE Banner Network

Copyright © 1997-2010 Myriad GZS Ltd

 

TopList



В избранное