Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая школа финансового интернет-трейдинга


Не упустите уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге, тем более, что период экономического кризиса - лучшее время для начала биржевых инвестиций. Практически все состояния мира созидались именно в такое - кризисное - время! Мы ждем вас в vCollege!

Искренне ваш,

Сергей Голубицкий

 

 

Приветствую вас, коллеги!

Начну с приятного анонса: наконец-то мы открыли большой портал, на котором со временем будут собраны все-все-все мои статьи, книги, видеклипы, телевизионные интервью и программы - как-никак за 15 лет накопилось около полутора тысяч текстов :) Помимо архивов читатели смогут ежедневно следить на портале за моими аудио и видеоподкастами, которые будут эксклюзивно публиковаться только на sgolub.ru.

Разумеется, не обошлось и без трейдинга - ему отведен самостоятельный раздел на портале - vCollege.

Ждем вас на SGOLUB.RU!

 

Сегодня - история спутниковой системы "Иридиум".

* * *

Сергей Голубицкий

Путешествие на верблюде

«Когда  в рынке нет потенциала, не важно, сколько ты спишешь убытков и
как  урежешь  расходы.  В мире не так уж много людей путешествует на
верблюдах» Аналитик Гершель Шостек о крахе компании «Иридиум»

Сегодня я расскажу читателям о самой зрелищной и бездарной деловой инициативе в американской истории –  проекте «Иридиум». Компания «Моторола» замыслила первую в истории систему телефонной спутниковой связи для массового потребления в 1987 году, затратила на реализацию проекта 12 лет и 6 миллиардов долларов (собственных и чужих денег), запустила проект в ноябре 1998 года и спустя 9 месяцев полностью вылетела в трубу.

Компания «Иридиум», в которой «Моторола» выступала главным акционером, обратилась в суд о защите от кредиторов (Chapter 11) 13 августа 1999 года – через два дня после дефолта по кредитным обязательствам перед банками в размере 1.55 миллиарда долларов. На этот момент у «Иридиума» скопилось 20 тысяч подписчиков (вместо прогнозируемых 600 тысяч), денежных поступлений от которых не хватало не то, что на текущее обслуживание спутниковой системы, но даже на покрытие процентов по кредитам.

Как случилась подобная катастрофа? Каким образом «Моторола», культовая научно-технологическая кузница Америки, умудрилась не просто совершить чудовищные маркетинговые просчеты, но и поддерживать на протяжении 12 лет злокачественную иллюзию у множества серьезных инвесторов, биржевых аналитиков и  - самое непостижимое! – самой себя?!  

«Иридиум» обрел статус публичной компании задолго до начала функционирования проекта. За полтора года (с момента выхода на биржу в июне 1997 года по ноябрь  1999 года) рост акций составил 300 % - исключительно за счет обещаний и фантастических прогнозов руководства компании, дружно поддержанных всеми «гуру рынка». Таким образом, банкротство компании засвидетельствовало о полной некомпетентности по меньшей мере:
-самой «Моторолы»;
-крупнейших банков страны (кредитный консорциум «Иридиума» возглавлял Chase Manhattan Corporation);
- дюжины самых влиятельных инвестиционных компаний, раскупивших облигации высоко-технологичного мыльного пузыря (самые видные среди них: Alliance Capital Management L.P., Conseco Capital Management, Canyon Capital Advisors L.L.C., Magten Partners и Wall Financial Investments);
- всех без исключения биржевых аналитиков, выставивших «Иридиуму» рейтинг Strong Buy;
- сотен тысяч и миллионов рядовых инвесторов, чья вера в научно-технологический прогресс накрутила на акции «Иридиума» три конца.

После шока банкротства широкая американская общественность вышла из оцепенения, протерла недоуменно глаза и задалась вопросом: «Что же это все было?». В самом деле – что же?

66 ангелов у моих ворот


«58, 56, 54,
Good angels at my door.
63, 62, 61, 60, 59, 58,
Good angels at my gate» .

Началось с того, что             в 1987 году в Аризонской пустыне видных инженеров «Моторолы» Реймонда Леопольда со товарищи посетила дикая мысль – создать телефонную спутниковую сеть. Хорошо, конечно, быть умных задним умом и писать о катастрофе «Иридиума» с высоты нашего времени, оглядываясь на историю и зная о реальном масштабе фиаско. Тем не менее, слово «дикая» использовал совершенно не случайно, ибо неуместность и непрактичность идеи оттенял целый букет вполне конкретных обстоятельств.

Во-первых, спутниковая телефонная связь давным-давно уже существовала – причем, в весьма универсальных масштабах. Британская компания «Inmarsat PLC», учрежденная в 1979 году Международной Морской Организацией (подразделение ООН), давно и плодотворно предоставляла услуги надежной телефонной связи сначала всем желающим мореплавателям, а затем и прочим нуждающимся – авиации, службам спасения, медицинским структурам, подразделениям правопорядка и даже международным журналистам, ведущим прямые репортажи из горячих точек планеты. «Инмарсат» получил 12 высокоорбитальных спутников (не сразу, разумеется, а со временем), которые худо-бедно обеспечивали связь в самых отдаленных уголках планеты. За счет своеобразия траектории и высокого расположения спутниковых орбит возникали существенные задержки при доставке сигнала, из-за которых разговор напоминал общение через пылесосную трубу.

Качество связи по «Инмарсат», громоздкость оборудования (телефон в кейсе-чемодане и раскладная антенна зонтиком) и высокая стоимость услуги нисколько не сказывались на эффективности коммуникации, поскольку вполне соответствовали своему предназначению. А именно, спутниковая связь  осуществлялось в экстремальных ситуациях – обстоятельство, подчеркнутое и ценовой политикой: переговоры терпящих бедствие морских объектов (авиационных и т.п.) велись совершенно бесплатно.

Разумеется, «Инмарсат» не явился изобретателем спутниковой телефонии. До британцев этот вид связи во все тяжкие эксплуатировался военными  структурами – и НАТО, и Варшавского Договора. «Инмарсат» лишь расширил применение дорогостоящего канала на экстремальные нужды гражданского общества.  Инженеры «Моторолы»,  скучающие, видимо, от одиночества на дежурстве по релейной станции в аризонской пустыне, решили пойти дальше и осчастливить спутниковой связью «каждого, в любое время, практически везде в мире» .

Ну помечтали товарищи ученые и ладно – ничего предосудительного. Даже полезно: без бесшабашных мечтаний наука, как известно, впадает в застойное состояние. Однако Реймонд Леопольд оказался крепким и нудным орешком, поскольку принялся энергично педалировать идею среди руководства компании. Чисто ветхозаветное упорство инженера можно оценить по интервью, которое Леопольд дал журналисту «Нью-Йорк Таймз» уже после того, как «Иридиум» обанкротился: «Мы пробьемся. У «Иридиума» блестящая технология, которая сегодня работает. Слишком много людей вложило слишком много денег в проект, чтобы вот так просто взять и уйти. Нельзя просто так отойти в сторону и заложить созвездие из 66 спутников».

Да-да, читатель не ослышался: спутниковая система «Иридиума» состоит из 66 низкоорбитальных спутников, которые носятся с головокружительной скоростью вокруг земли на высоте 700 километров! Изначально планировалось запустить 77 спутников – по числу электронов, вращающихся вокруг химического элемента иридия, подарившего имя коммуникационному проекту. На начальной стадии, правда, вмешались бухгалтеры, которые легли костьми на дороге безответственных работников НИОКР. Инженеры «Моторолы» не стушевались, быстро пересчитали проект и согласились на 66 – какая, собственно, разница? Главное, чтобы был fun .

И fun вышел на славу: в 1994 году «Моторола» собрала беспрецедентную сумму живых денег – 1 миллиард 600 миллионов долларов – для самого крупного в истории private placement , которые и влила во вновь учрежденную компанию «Иридиум». Вторым крупным инвестором будущего оператора спутниковой телефонной связи явилась кучка доверчивых японцев (без них в американских высоких технологиях – сегодня никак!), объединившихся в консорциум Nippon Iridium Corp.

«Иридиум» закатал рукава и энергично взялся за дело. Подождал, пока «Моторола» запустит и отрегулирует все спутники, и метнулся на биржу – собирать еще денег. А деньги «Иридиумы» были ой как нужны, причем, с первого дня собственного учреждения: по договору «мамка» «Моторола» брала на себя почетную обязанность по текущему обслуживанию всего спутникового созвездия. За скромное вознаграждение: каких-то 30 миллионов долларов. В месяц! Помимо этого «мамка» надеялась поживиться за счет постоянных поставок телефонных трубок для клиентов, которые  «Иридиум» также обязался покупать у своего  прародителя.

Параллельно были заключены договоры с независимыми региональными операторами, на которых возлагалась ответственность по коммутации спутниковых разговоров с местными операторами телефонной связи, а также заключение контрактов с потенциальными клиентами из подотчетного региона.

Иными словами, «Иридиум» изначально был задуман в качестве дистиллированного оператора, работающего на чистом аутсорсинге. Забот, типа, никаких, лишь бы успевал платить вовремя – направо и налево. Не удивительно, что в штат «Иридиума» набилось выше всех разумных норм инженерное племя (из «Моторолы»), так или иначе приобщенное к истокам гениальной идеи. Эдакая синекура, которую ниокровцы придумали для себя и своих близких.

Одна незадача: ученые люди ни бельмеса не  понимали в бизнесе. Не понимали в сервисе, не понимали в работе с клиентами, в маркетинге, не понимали в рекламе. Они ничего не понимали ни в чем, зато прекрасно умели рассчитывать орбиту искусственных спутников.

Не понятно только, куда смотрели остальные – ответственные – сотрудники и руководители «Моторолы»? Иллюстрируя «дикость стартовой аризонской идеи» 1987 года, я указал на существование компании «Инмарсат», которая на тот момент с лихвой покрывала нужды узко профессиональных потребностей в экстренной спутниковой телефонной связи. «Инмарсат» проходил в цепочке моих аргументов как «во-первых».  Было, однако, еще и аргумент «во-вторых», да еще какой! Дело в том, что еще в 1981 году в Европе появилась первая международная система сотовой связи, объединившая Норвегию, Данию, Швецию и Финляндию. Совместно скандинавские страны запустили весьма и весьма перспективный проект - NMT450 (Nordic Mobile Telephone). В 1984 году протокол GSM ратифицировали Франция, Италия и Германия. Чуть позже – Великобритания. Первый запуск сети GSM состоялся в апреле 1992 года, а еще через несколько месяцев были введены в эксплуатацию еще 14 национальных сетей мобильной сотовой связи. В 1993 году был зарегистрирован миллионных пользователь «связи будущего».

Всего этого «Моторола» не могла не знать по банальной причине: с самых первых дней и до 1994 года компания являлась крупнейшим в мире изготовителем мобильных трубок для сетей GSM (наряду с «Эрикссоном» и «Нокией»). Удивляться не приходится: первый звонок по мобильному телефону в истории человечества был совершен 3 апреля 1973 года инженером «Моторолы» Мартином Купером!

Получается, что «Моторола» одной рукой развивала «Иридиум», вливая в «дочку» миллиарды долларов, а другой - энергично рыла могилу спутниковому проекту, развивая сети GSM. Что ж  перед нами: неужели глупость?

Скорее – жадность. «Моторола» мечтала отдоить обоих телят, производя мобильные телефоны для спутникового и сотового рынка одновременно. В бизнесе, к сожалению, усидеть на двух стульях получается только в том случае, когда эти стулья не вступают в прямую конкуренцию. Между тем, сотовая мобильная связь не просто была конкурентом «Иридиума», но и яростным его могильщиком, поскольку развивалась не компанией-одиночкой, а сотнями могучих и богатых игроков на всех пяти континентах.

Место под солнцем

 

Вернемся, однако, к уже  помянутому интервью Реймонда Леопольда. Какой же нужно обладать выдержкой, чтобы 12 лет затуманивать мозги себе и окружающим вздорной нелепицей о «блестящей технологии»! Еще до того, как «Иридиум» обанкротился, вменяемые люди знали наверняка, что дни технологической химеры сочтены. Не удивительно: пока спутниковый оператор судорожно пытался отыскать желающих на приобретение своих телефонов – килограммовых «дур» - по 3 тысячи долларов за штуку, родная «мамка» «Иридиума», «Моторола», на соседнем своем заводе штамповала сотнями тысяч трубки для мобильных операторов GSM, которые весили 140 грамм и продавались по 240 долларов. И минута разговоров через «соты» стоила не 7 долларов, как у «Иридиума», а 25 центов!

Но даже в этой ситуации инженер Леопольд продолжал упрямо верить. Или делал вид, что верил, поскольку иного не оставалось: в свете колоссальных сумм, на которые «Иридиум» подставил своих инвесторов. Конечно же – делал вид, потому что инженер может заблуждаться на предмет маркетинга и реального спроса на услуги спутниковой связи, однако он не может ошибаться по части «винтиков и шпутников». Той самой «блестящей технологии», которая в «Иридиуме» по состоянию на 1999 год рядом не ночевала.
Почему? Потому что спутниковая связь «Иридиума» умела транслировать исключительно голосовые коммуникации! О передаче данных не приходилось и мечтать: вся структура и техническая организация «блестящей технологии», построенной «Моторолой», была заточена на голос, поскольку пропускная способность каналов обеспечивала прохождение … от 2.2 до 3.8 килобит в секунду! Даже убогий протокол GSM-data (CSD) – предшественник GPRS/EDGE – обеспечивал на мобильных трубках 9.6 килобит, тогда как наземные модемы связи давно уже вышли на показатели 14400 – 19200 bps.

Когда давал интервью Реймонд Леопольд? Верно: в 1999 году. Что это за год? Напоминаю читателям: самый пик «доткомов» и интернетовского бума! В 1999 году последний эфиопский мальчик уже догадывался, что будущее за интернетом и передачей данных на расстояние, тем более, что голосовая связь давно уже транслировалась по IP-телефонии. Уже как два года на рынке властвовала «Ежевика» от канадской Research In Motion, тогда как «Иридиум» собирался удивить мир перекомпрессированной до неприличия голосовой связью по спутнику на канале 2.2 kbps.

Эфиопский мальчик догадывался, а ведущий инженер «Моторолы» Реймонд Леопольд не догадывался и уверенно убеждал журналистов в том, что у «Иридиума» «блестящие технологии» и он непременно выстоит… даже после процедуры банкротства!

В очередной раз ученые мужи «Моторолы» ошиблись в прогнозах (с кем не бывает?). Однако на этот раз – с непредвиденными роковыми последствиями.  Запуск «Иридиума» был назначен на сентябрь 1998 года. В компании знали, что срок нереальный, но больше тянуть не было возможности – акции достигли своего пика еще в мае, после чего перешли в непрекращающееся пике. В сентябре ничего запустить не получилось – из-за программных сбоев релейных станций и срыве сроков «Моторолой» по поставке телефонных трубок.

Торжественное открытие состоялось 1 ноября. Первый звонок по спутниковой связи исполнил вице-президент Эл Гор. И сразу же понеслось-поехало: дозвониться до службы технической поддержки – нереально; на электронные письма никто не отвечает неделями; заключить новый контракт невозможно (нет трубок); операторы «Иридиума» футболят потенциальных клиентов к региональным дистрибьюторам, дистрибьюторы футболят в головной офис Sprint PCS, куда невозможно дозвониться сутками – якобы из-за обвального спроса.

На самом деле – из-за полного бардака и элементарного неумения работать инженерной братии. Потому что спроса на услуги «Иридиума» с первого дня и до последнего не было никакого: 20 тысяч подписчиков вместо 1.6 миллиона запланированных (к 2007 году вообще бредили о 42 миллионах!). В феврале 1999 года, за 8 месяцев до кончины, «Иридиум» триумфально рапортовал о прибыли за четвертый финансовый квартал в размере 186 тысяч долларов … и итоговом убытке в 440 миллионов!

Как уже знает читатель, в августе «Иридиум» обратился в суд по банкротству с иском о защите от кредиторов. Разъяренным держателям облигаций руководство «Иридиума» великодушно предложило обменять бесперспективные бумажки (на сумму в 1.45 миллиарда долларов) на 33 % акций компании после реструктуризации. Банкам, которым «Иридиум» задолжал полтора миллиарда (которые и послужили техническим триггером для банкротства), предложили потерпеть неопределенное время, «не давить» и «не наседать».

Держатели облигация и банки послали руководство «Иридиума» к черту, наивно полагая, что удастся продать 66 спутников, крутящихся на орбите, если не за 6 миллиардов долларов, то хотя бы за половину. В начале 2000 года стало очевидно, что никому спутники «Иридиума» не нужны. Почему? Потому что никому не охота отстегивать по 10 миллионов долларов ежемесячно «Мотороле» за их обслуживание .

17 марта 2000 года «Иридиум» официально известил горстку оставшихся пользователей не только о прекращении функционирования сети, но и грядущем уничтожении всего спутникового созвездия! Да-да, было принято решение о сбросе 66 спутников в атмосферу земли – денег на их обслуживание и ведение по орбитам не было, а опасность столкновения, с учетом высокой скорости вращения, была высокой !

Роль Deus ex Machina сыграло Министерство обороны США, которое также подсело на «Иридиуме», подписав контрактов на многолетнее обслуживание на 200 миллионов долларов. МО в авральном порядке сколотила группу загадочных частных инвесторов, которые выкупили «Иридиум» со всеми его спутниками и долгами за … символические 25 миллионов долларов!

Министерство обороны тут же заключила с новой частной компанией (Iridium Satellite LLC) долгосрочные договоры об обслуживании. Когда один из конкурентов – Globalstar – попытался было возникнуть и подал в суд на Минобороны за отсутствие тендера, его тут же заткнули, сославшись на секретные требования национальной безопасности.

Представьте себе: наш курилка жив и поныне! Сегодня «Иридиум» - это частная компания, у которой 320 тысяч подписчиков. В подавляющем большинстве – это служащие Министерства обороны, разведведомства, геологоразведочные  и геодезические конторы, правительственные организации и научные эспедиторы. То есть, аккурат та самая публика, что «путешествует на верблюдах». Клиентура а-ля «Инмарсат», существовавшая задолго до безумной «аризонской мечты»!

Послесловие

 

Почему я сказал, что последствия крушения «Иридиума» оказались для «Моторолы» роковыми? Думаю, постоянные читатели нашей рубрики уже догадались: в февральской статье «Прощай Мото!» я подробно рассказал о том, как череда непростительных ошибок и чудовищных управленческих просчетов поставили на грань исчезновения саму «Моторолу», некогда культовую компанию, повторяющую сегодня на наших глазах печальную судьбу своих собственных безответственных игрушек.


Хит 70-ых в исполнении Manfred Man Earth Band: «58, 56, 54 добрых ангела у моей двери. 63, 62, 61, 60, 59, 58 добрых ангела у моих ворот».

Маркетинговый слоган «Иридиума»: «Anyone, anytime, virtually anywhere in the world!»

(англ.) удовольствие, кайф.

(англ.) частное размещение капитала.

Изначально «Моторола» брала с «Иридиума» по 30 миллионов, но «дочка» быстро послала «мамку» куда подальше,  прекратив всякие выплаты за обслуживание еще весной 1999 года.

10 февраля 2009 года один из спутников «Иридиума» таки столкнулся над территорией Сибири –  с нашим «Космос-2251», который более 8 лет как был уже списан и болтался на орбите бесхозным.


 

Ресурсы:

Виртуальный Колледж http://internettrading.net/college
Архив рассылок http://internettrading.net/college/newsletters
Личная страница Сергей Голубицкого http://sgolub.ru

RLE Banner Network

Copyright © 1997-2010 Myriad GZS Ltd

 

TopList



В избранное