В комментариях к одному из последних материалов читатель журнала Дмитрий обратил моё внимание на изменения в правилах работы компании «Финам» с клиентами. Среди прочих не очень важных изменений присутствует и следующее:
ПРИКАЗ №17. О внесении изменений и дополнений в Брокерский регламент.
…
2. Дополнить статью 14 Регламента пунктом 14.9 следующего содержания:
«14.9. В случае отсутствия в течение 6 (шести) месяцев по Счету Клиента у Брокера сделок и/или операций, Клиент обязан расторгнуть договорные отношения в порядке, предусмотренном п. 33.2. Регламента».
…
9. Дополнить статью 29 Регламента пунктом 29.12. следующего содержания:
29.12. В случае нарушения Клиентом обязанности, предусмотренной п. 14.9. Регламента, Брокер вправе наложить на Клиента штраф в размере свободного остатка денежных средств на Счете Клиента у Брокера, но не более 10 000 (десяти тысяч) рублей. Штраф взимается путем списания денежных средств со Счета Клиента у Брокера.
Теоретически (если следовать букве правил), от такого решения могут пострадать долгосрочные инвесторы, купившие те или иные бумаги и не проводящие с ними сделки. Понятно, что брокерская компания получает доход в виде процента от операций клиентов, и такие «спящие» инвесторы ей не очень интересны. Но всё-таки и Дмитрию, и мне показалось, что столь жёсткое поведение по отношению к клиентам не очень адекватно. Я попросил прокомментировать ситуацию руководителя пресс-службы Инвестиционного холдинга
«Финам» Владислава Кочеткова. Ниже — мои вопросы и его ответы, а также мнение юриста.
Чем вызвано такое решение?
Владислав Кочетков: Это попытка борьбы с «мертвыми душами». Существуют инвесторы, которые открыли брокерский счет, практически обнулили его, но не закрыли. Как результат, компания несет издержки по его обслуживанию, но каких-то доходов не получает.
Велика ли доля таких клиентов «Финама» (примерно сколько к общему количеству или в абсолютных цифрах)?
ВК Если говорить об общей клиентской базе (зарегистрированные клиенты), то около 7-8%.
Что произойдёт, если на денежном счёте такого клиента нет достаточной суммы? Будут ли принудительно закрываться позиции?
ВК Речь идет о свободном остатке денежных средств, о каком-либо закрытии позиций речи идти не может. При этом стоит отметить, что речь идет о сумме не более 10 тыс. рублей, т.е. списываться могут и существенно меньшие средства. Более того, речь не идет об обязательном списании. Мы хорошо знаем своих клиентов, долгосрочных инвесторов это никак не затронет. Кроме того, предупреждение о возможном списании будет доведено, как минимум, за месяц до самого списания. Из этого понятно, что меры ориентированы
на инвесторов, которые приняли решение не продолжать работу на фондовом рынке, но в течение длительного срока не могут найти время для того, чтобы закрыть свой счет.
Кто конкретно в компании будет принимать решение о факте и сумме списания?
ВК Решение принимает клиентский менеджер, который «ведет» соответствующего клиента и владеет необходимой информацией о его специфике, инвестиционной активности и т.д.
Если клиент не согласен с решением, но и не хочет проводить сделку или закрывать счёт, что он может сделать?
ВК Объяснить свою позицию клиентскому менеджеру, который должен учесть все индивидуальные обстоятельства. Если позиция клиента не сводится «влом к вам ехать», все прочее будет учтено.
Если всё-таки получается конфликт, на кого должен выходить клиент, чтобы решить вопрос через голову менеджера?
ВК На руководителя отдела продаж
Что произойдёт, если у клиента нет ни денежной суммы, ни бумаг? (счёт держится «про запас» под будущие операции).
ВК Ничего не произойдет. Клиент в этом случае обязан расторгнуть договор, но если он не сделает этого, каких-то санкций для воздействия на него мы применить не можем. Хотя само по себе открытие брокерского счета не требует больших временных затрат. Инвесторов, которые держат пустые счета, очень немного.
Юрист Евгений Пустовалов, автор Юридического блога так прокомментировал решение «Финама»:
В принципе, данный приказ законен. Другое дело, что он не распространяется на тех, кто вступил в отношения с компанией «Финам» до его издания (для этого необходимо согласие клиентов). Вообще, если посмотреть на п.33.2 регламента, который позволяет любой из сторон произвольно расторгать договор (в том числе и «Финаму»), то приказ №17 ничего существенно нового не привнес. Единственное, пожалуй, это то, что появилось какое-то основание «тормошить» клиентов, не
совершающих операций.
При определении суммы штрафа, я думаю, рядовой сотрудник будет действовать не совсем самостоятельно, а руководствоваться какими-то инструкциями (политикой компании). Что они нехорошо сделали, так это то, что использовали формулировки, которые формально позволяют штрафовать даже тех, кто «затаился» с ценными бумагами и ждет подходящей ситуации на рынке для операций. Но юридически это вполне чисто.