Елена Чиркова «Как оценить бизнес по аналогии: Методологическое пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов при оценке бизнеса и ценных бумаг»
Елена Чиркова – кандидат экономических наук, финансовый консультант со специализацией «Слияния и поглощения». Она четыре года работала в аудиторской и консалтинговой компании «Делойт». До этого трудилась в инвесткомпании «Тройка Диалог», где написала свою первую книгу «Действуют ли менеджеры в интересах акционеров».
Одна из главных задач любого инвестора — и профессионального, и начинающего — грамотная оценка справедливой цены акций той или иной компании. А значит, надо уметь подсчитывать реальную стоимость бизнеса, основываясь на обычно неполных данных, которые публикуют компании.
Как видно из названия, основной упор в рассматриваемом труде сделан на применении сравнительного метода оценки бизнеса с использованием мультипликаторов. Смысл метода - в применении определённых коэффициентов при сравнительной оценке разных по размеру компаний, избегая при этом подробных расчетов капитализации каждой отдельной фирмы. Простейший пример - известный мультипликатор P/E. Если у компании он значительно больше и меньше, чем в среднем
по рынку и отрасли, то это вызывает интерес инвесторов и попытки понять, почему так происходит. Иногда оказывается, что в силу каких-то текущих причин слишком низкий P/E говорит о фундаментальной недооценённости этих акций. Подобных коэффициентов, на самом деле, довольно много. Умение ими грамотно пользоваться — отличный способ находить интересные инвестиционные идеи.
Многие материалы в книге взяты Еленой из практики работы в «Делойт». Это особенно ценно, так как раньше просто не было подробного практического описания данных способов оценки в российской литературе.
В книге рассмотрены методы определения рациональности применения мультипликаторов, подбор мультипликаторов в зависимости от сферы деятельности компании, расчет и интерпретация результатов. Описаны и минусы метода, например ситуации с «быстрой грязной оценкой», варианты погрешностей при «перегретом» рынке и т.п. Конечно, в самой сравнительной оценке есть и более глобальная проблема - поиск пары для сравнения, но для сравнительного анализа допустимы достаточно большие погрешности, когда
нет возможности использовать более полную информацию, взятую из финансовых документов компании.
Читать книгу довольно легко - все вопросы разбираются очень подробно и весьма «живым» языком.