Прошу прощения у постоянных читателей за долгое отсутствие — поездка в Москву по делам, в том числе и связанным с СуперИнвестором, отняла много времени и сил. Но теперь возвращаемся к нормальной жизни и регулярным публикациям.
Знаете, на чём зарабатывает сеть "Му-му"? (Тем, кто не был в Москве, подскажу: "Му-му" — сеть "столовых" с неплохой а-ля домашней едой, где обедают многие небогатые московские клерки, студенты и прочие немажористые люди). Основное блюдо весьма дешево (по московским меркам). Обычное "второе" стоит около 40 рублей за вполне неплохую по объемам порцию. С учетом стоимости мяса, рыбы, грибов, картошки и т.п. это если и не работа в убыток, то, по крайней мере, почти бесприбыльное дело. Но сеть бурно развивается,
с каждым приездом в Москву вижу все новые пятнистые вывески в самых разных местах. Так откуда же компания берет прибыль, и как это связано с инвестициями?
Секрет "Му-му" и прочих подобных "точек общепита" - в маленькой хитрости. При очень привлекательных ценах на основные блюда, они выставляют совершенно сумасшедшие ценники на "сопутствующие товары", которые посетитель обычно берет почти не глядя. Чай, соусы, пирожные и т.д. Скажем, кружка самого обычного черного чая без лимона и сахара (пакетик и вода) стоит 26 руб. минимум. Себестоимость пакетика — около полурубля, воды — несколько копеек. "Техническая" себестоимость кружки чая — меньше
рубля (без учета труда, аренды, рекламы, взяток и т.д.). Со всеми постоянными издержками — от силы рубль. Цена же, напомню, 26 рублей. Неплохая норма прибыли? Та же история с соусами. Не знаю, сколько стоит приготовить чайную ложку соуса, но явно сильно меньше рубля. Цена же активно предлагаемого раздатчицами "соуса тартар", "белого соуса" или сметаны — 12 руб. за один "плюх" на тарелку. Опять же, тысячи процентов прибыли.
Вот и получается, что "экономный" покупатель берет бесприбыльные для кафе блюда, но при этом оставляет там 30 руб., а то и больше чистой прибыли на "мелочах". А если он по недосмотру берет еще и какое-нибудь пирожное (с наценкой в несколько десятков рублей), то владелец кафе может быть просто счастлив. Учитывая средний чек в 150-200 рублей, можно с уверенностью сказать, что кафе зарабатывает 20-30% прибыли на каждом посетителе. Естественно, из нее платятся зарплаты, аренда, налоги и т.п. Но, уверен, и остается
вполне достаточно.
Я все это пишу к тому, что частный инвестор вполне может воспользоваться этим рецептом, планируя свои вложения. Разделив капитал на части, он может основной объем средств вложить в "горячие блюда", т.е. солидные, надежные акции, значительное и долговременное падение которых маловероятно, но и не имеющие особых перспектив для бурного роста. Или даже вовсе не в акции, а в облигации или на депозит под 10-12% годовых (сейчас, например, это более выгодно).
А небольшую часть — в тщательно отобранные бумаги второго эшелона, которые рано или поздно должны "выстрелить". В итоге "основное блюдо" вложений принесет небольшую, но легко прогнозируемую прибыль, а "приправа" когда-нибудь вырастет в разы или хотя бы на десятки процентов. В итоге, при должном терпении, получится хорошая средняя прибыль, которая вполне удовлетворит инвестора.
Такие вложения часто называются "структурный продукт". Регулируя долю капитала, вложенную в тот или иной вид бумаг, инвестор может регулировать и риск, и, соответственно, прибыль. По поводу структурных продуктов можно отдельно почитать подробный и профессиональный блог Юрия Вечера, хотя он рассказывает о несколько более сложных инвестициях, чем я здесь описал.
Как делать деньги на фондовом рынке. Стратегия торговли на росте и падении
Книга описывает одну из самых прибыльных в мире систем выбора акций CAN SLIM, с помощью которой многие инвесторы сделали крупные состояния на фондовом рынке.
Создатель этой системы, Уильям О’Нил, начав в 1962 г. с 5000 долларов и использовав возможности маржинальной торговли, за год заработал 200000 долларов, после чего купил брокерское место на Нью-Йоркской фондовой бирже. В последние десятилетия он является одним из наиболее авторитетных биржевых консультантов США.