Денис Рублев, частный управляющий, специально для СуперИнвестор.Ru
Конец 90-х. Один из спальных районов города. Кольцевые остановки общественного транспорта. Серые панельные девятиэтажки, расставленные в поле чьей-то невидимой рукой. Из развлечений – заброшенный кинотеатр, из магазинов – решетчатые будки ларьков.
Сейчас на этом месте - несколько крупнейших городских торговых центров с сотнями магазинов, в которых представлены ведущие мировые производители. Настоящее пиршество для любителя шопинга и развлечений. Прошло каких-то 5-10 лет, за которые Россию охватил потребительский бум. Согласно предварительным данным Федеральной службы государственной статистики, за прошедший год реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 10,4%, а реальная заработная плата – на 16,2%. Позитивная тенденция отражается
в динамике объема розничной торговли: 15,2% и 13,9% роста за 2007 и 2006 годы соответственно. Каким образом на этих цифрах может заработать частный инвестор?
Как я рассказал в предыдущей статье, во-первых, стоит обратить внимание на производителей продуктов питания – что каждый из нас встречает на полках магазинов. Второй сегмент рынка, выигрывающий от активности населения в сфере покупок – те самые магазины, которые эти товары реализуют.
Итак, следующий представитель потребительского сектора – ритейл, то есть розничная торговля.
Среди компаний, акции которых размещены на ММВБ, отметим следующие: «Магнит», «Седьмой Континент» и «Компания М.Видео».
Первые два предприятия в основном, занимаются реализацией продуктов питания, последнее – продажей электроники и бытовой техники.
Остановимся на плюсах и минусах каждого эмитента:
Магнит (MGNT)
(+) Крупнейшая сеть продовольственного сегмента, высокая доля в регионах.
(+) Стабильный рост количества магазинов: 2005 г. – 1500, 2006 г. – 1900, февраль 2008 г. – более 2200.
(+) Сильные финансовые показатели: за 2005-2007 г.г. выручка сети выросла более чем в 2 раза, а чистая прибыль – почти в 3 раза.
(+) Предстоящее SPO – дополнительное размещение акций – как фактор вероятного спекулятивного роста котировок.
(-) Низкая рентабельность, по сравнению с другими компаниями сектора.
(-) Усиление конкуренции в регионах.
Free-float = 20%
Седьмой Континент (SCON)
(+) Высокая рентабельность среди предприятий сетевой торговли.
(+) Широкий формат: от магазинов «у дома» до гипермаркетов «премиум-класса».
(+) Потенциал роста за счет выхода в регионы.
(+) Минимальный уровень долговой нагрузки.
(+/-) Срыв сделки с американским фондом TPG по продаже компании.
(-) Невыполнение программы по открытию новых магазинов, слабое развитие сети.
(-) Низкие темпы роста выручки по сравнению с другими компаниями сектора.
Free-float = 25%
Компания М.Видео (MVID)
(+) Одна из крупнейших розничных сетей в стране.
(+) Единственная компания на бирже из сектора непродовольственной торговли.
(+) Высокое представительство в регионах: 122 магазина в 48 городах.
(-) Низкая ликвидность, незначительная история торгов.
Free-float = 30%
Явным фаворитом среди рассмотренных компаний сектора потребительской торговли, считаю сеть магазинов «Магнит», как наиболее быстро развивающуюся и стабильную компанию, вложения в которую для частного инвестора дают лучшее соотношение по риску и доходности. Динамика котировок акций «Седьмого Континента» напрямую зависит от реализации планов компании по увеличению количества новых точек продаж. Инвестиции в представителя непродовольственной торговли - компанию «М.Видео» - сопряжены
с наиболее высоким риском, однако могут быть интересны с точки зрения диверсификации долгосрочного портфеля акций.