Денис Рублёв, частный управляющий, специально для СуперИнвестор.Ru
«Капитализация фондового рынка по отношению к 1999 году выросла фантастически – в 22 раза!», - такой фразой на прошедшей неделе президент России В.В.Путин пытался поддержать участников рынка на фоне январского падения, у которого до сих пор не видно дна. Согласитесь, слабое утешение для инвесторов, появившихся на рынке в последние пару лет.
И все-таки, продолжая мысль о том, что «капитализация российского фондового рынка на конец 2007 года составляла 1 триллион 330 миллиардов долларов США», сделаем одно важное уточнение: 2/3 этой суммы приходятся всего лишь на полтора десятка компаний – «голубые фишки». Что же с остальными сотнями предприятий, акции которых торгуются на фондовом рынке? Разве они не развиваются, не улучшают экономические показатели, не вносят свой вклад в рост ВВП? Еще как. Первый сегмент второго эшелона,
заслуживающий внимания – потребительский. Это наиболее понятный и осязаемый бизнес для каждого частного инвестора. Покупка товара в магазине – ваш вклад в рост выручки компании, других фундаментальных показателей и, соответственно, привлекательности акций, увеличение капитализации.
Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 93% респондентов доверяют продовольственной продукции российского производства, считая ее наиболее качественной. 98% россиян потребляют отечественные мучные изделия, 95% - молочные и 92% мясные.
Рассмотрим несколько компаний - производителей продовольствия и попробуем определить наиболее перспективные идеи в этом сегменте.
Из представленных на фондовом рынке эмитентов этого сектора, остановимся на акциях ОАО «Лебедянский», ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» и ОАО «Нутринвестхолдинг».
Эти компании отражают три рынка потребительского сектора: рынок соков, производства молочной продукции и детского питания. Каждая из них является лидером в своей отрасли и привлекательна для инвестиций.
Доля компании в отраслях
Компания
Производство соков
Молочная продукция
Детское питание
Лебедянский
33%
-
7%
ВБД ПП
19%
34%
5%
Нутритек
-
-
15%
Теперь отметим положительные и отрицательные стороны предприятий:
Лебедянский (LBDO)
+ Ведущий производитель соков.
+ Развитие высокорентабельного сегмента - детское питание.
+ Возможность продажи компании крупному иностранному игроку - PepsiCo.
- Усиление конкуренции среди производителей соков.
- Сокращение доли предприятия на рынке.
Free float = 24%
ВБД ПП (WBDF)
+ Лидер производства молочных продуктов.
+ Присутствие в каждом направлении рынка: соки, молочные продукты, детское питание
+ Развитие политики покупки других компаний сектора.
+ Интерес к молочному бизнесу компании со стороны иностранного инвестора – Danone.
- Подписание соглашения о «замораживании» цен на социально значимые товары.
- Слабое развитие сырьевой базы.
Free float = 35%
Нутритек (NTRI)
+ Лидер рынка детского питания, единственный в России и СНГ производитель заменителя детского грудного молока.
+ Работа на зарубежных рынках: страны СНГ, Юго-Восточная Азия.
+ Продажа молочных активов, переход полностью в высокорентабельный сегмент.
+ Темп роста рынка детского питания в 2-3 раза выше сегмента молочной продукции.
+ Увеличение потребителей: число новорожденных в 2007 г. – максимальное с 1991 г.
+ Принятие концепции демографической политики России на период до 2025 г.
+/- Акция торгуется ниже цены IPO в $53 (27 апреля 2007 г.)
- Рост стоимости сырья.
- Отсутствие дивидендной политики – вся чистая прибыль реинвестируется.
- Низкий объем торгов акциями, большой спрэд.
Free float = 46,7%
Отмечу, что акции рассмотренных компаний обладают высоким потенциалом роста, основанном на увеличении внутреннего спроса, доходов граждан, существующего доверия к отечественному производителю и популярности брендов.
Покупка может быть рассмотрена в качестве защитного инструмента при негативной динамике фондового рынка, а также при формировании портфеля на несколько лет. Инвестиции в «Нутритек» обладают повышенным риском, ввиду малой истории торгов эмитента. Однако, потенциал этих вложений считаю наиболее высоким в долгосрочной перспективе.