Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О падении на мировых фондовых рынках


Финансовый кризис. Обзор новостей и аналитики

26 мая 2010 г.

О реакции системы на наши катастрофы


17 августа 2009-го авария на Саяно-Шушенской ГЭС унесла жизни 75 человек. ГЭС принадлежала компании «РусГидро», курируемой могущественным первым вице-премьером Игорем Сечиным. Причиной аварии стала разбалансировка турбины. Еще в апреле, когда гидроагрегат номер 2 принимали после ремонта, его вибрация находилась на грани нормы. За последующие четыре месяца она выросла в четыре раза.
Грубо говоря, причиной аварии было то, что балансировать турбины в СССР умели полдюжины специалистов. И они физически вымерли.
5 декабря 2009 года пожар в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» унес жизни 160 человек.
Причиной этой трагедии явились два обстоятельства. Первое. В России в 2008 году зарегистрировано 200 386 пожаров, в которых погибли 15 165 человек. А в США зарегистрировано почти полтора миллиона пожаров, в которых погибли 3320 человек. Из этого видно, что: а) в России пожары просто не регистрируются; б) количество погибших в пожарах на 100 тысяч населения в России ровно в десять раз больше, чем в США. В России нет пожарной инспекции. В ней есть люди в форме пожарных инспекторов, которые обирают бизнес.
Второе обстоятельство заключалось в том, что люди в «Хромой лошади» не сгорели. Трупы лежали на снегу целехонькие. «Хромая лошадь» была отделана пенополистиролом (весьма многогранным материалом, применяющимся и в теплоизоляции, и входящим в состав напалма), и люди падали замертво, сделав один-два вздоха. Комиссии, расследовавшей пожар, следовало бы в первую очередь определить степень токсичности данной разновидности пенополистирола. Комиссия в своем заключении написала следующее: «Определение группы токсичности по ГОСТ 12.1.044-83 не проведено в связи с отсутствием в лаборатории технической возможности (мышей)».
Трагедия в «Хромой лошади» вызвала огромный резонанс. Владельцем «Хромой лошади» был не Дерипаска, не Тимченко и не Сечин. Президент и премьер щедро расточали приказы «покарать» и «разобраться». Владелец клуба Зак оказался в тюрьме. Однако, как мы видим, ни президент, ни премьер никак не реформировали систему пожарного рэкета, не осмелились покуситься на интересы производителей пенополистирола и даже ни словом не заметили комиссии, у которой не было мышей. (А люди — были.)
Спустя неделю, 14 декабря 2009-го, шторм снес в Сочи строящийся грузовой порт, унеся жизни четырех человек.
Строительство этого порта является ярким примером технических решений эпохи зрелого путинизма. Во-первых, строить порт в устье реки Мзымты нельзя. Как ехидно заметил Михаил Блинкин, места, где можно строить порты, на Черноморском побережье известны со времен аргонавтов. А в тех местах, где их строить нельзя, морское ложе усеяно обломками еще древнегреческих галер. То есть порт там строить нельзя, но если Путину хочется и если для Сочи — то можно.
Во-вторых, довольно быстро заговорили, что дело было не только в шторме, но и в воровстве. Поползли слухи, что порт был разворован, а когда его смыл сравнительно небольшой шторм, строители заплатили взятку, чтобы представить шторм грандиозным.
В ночь на 9 мая 2010 года два взрыва на шахте «Распадская» унесли жизни 90 человек. Судя по первоначальной реакции Кремля, его обитателям доложили, что шахту взорвали враги, чтобы испортить праздник. В результате повторилась ситуация с «Курском»: Москва веселилась, «Наши» гуляли, а в Кузбассе в это время семьи шахтеров заливали горе водкой. Потом они пошли на рельсы и сцепились там с ОМОНом.
Не прошло и двух недель после «Распадской» — новая беда. 20 мая мост через Волгу в Волгограде начал колебаться. Амплитуда колебаний достигла 1 метра: машины подбрасывало и разворачивало на 180 градусов. На этот раз обошлось без жертв.
Надо отметить, что мост был сдан в эксплуатацию 10 октября 2009 года. Он был начат при Ельцине, а кончен при Путине. Технология строительства мостов через великие реки в России была освоена еще в царское время. Ошибки проектировщиков при строительстве такого моста попросту исключены. В настоящее время человечество успешно строит мосты в расчете не только на речные, но и на океанические ветровые нагрузки, которые на порядок выше. Колебания моста в Волгограде — это не природная, а социальная катастрофа, и объяснима она только одним: беззастенчивым воровством.
Но самой поразительной оказалась реакция властей на историю с мостом: они объявили, что мост колебался из-за землетрясения (!), а потом по мосту прогнали колонну груженных щебнем КамАЗов, и движение возобновилось. То, что речь идет о колебаниях под действием ветра, а вовсе не о статической нагрузке, власти не смутило. С таким же успехом человека, жалующегося на боль в горле, можно проверять на наличие плоскостопия.
«Хромая лошадь», «Распадская», Саяно-Шушенская ГЭС, мост в Волгограде — все эти катастрофы имели разные поводы, но одну общую причину: тотальная технологическая деградация, помноженная на воровство. Кроме этого, из катастроф не было сделано выводов. В ряде случаев выводы — вроде прогона КамАЗов или «отсутствия мышей» — граничили с издевательством.
Самое важное в системе — это даже не катастрофа. Это реакция системы на катастрофы и ошибки. Судя по реакции путинской системы, она неспособна остановить технологическую деградацию общества, ибо сама является главной причиной этой деградации.
НОВАЯ ГАЗЕТА - Юлия Латынина

О падении на мировых фондовых рынках

Индексы на фондовых рынках постепенно росли последние полтора года после того, как достигли "дна" в конце 2008-го. Но с середины мая они стали одновременно снижаться по всему миру. Главным фактором нынешнего падения на рынках акций стали экономические проблемы в ЕС.

Текущую ситуацию на мировых фондовых рынках и вероятное развитие событий на них Радио Свобода прокомментировал главный редактор журнала "Большой бизнес" Илья Горбунов:
– Причина падения мировых фондовых индексов заключается в неопределенности, сохраняющейся в отношении европейской экономики. Это касается несбалансированности бюджетов, а также невысокой конкурентоспособности ряда стран европейского юга. Кроме Греции, тревогу вызывают Испания и Португалия. К объективным экономическим обстоятельствам в Европе добавляется и субъективная ситуация на Корейском полуострове: обострение во взаимоотношениях между Северной и Южной Кореей. Это также, пускай и одномоментно, заставляет инвесторов страховать риски.
Падение индексов в Америке связано с ситуацией в Европе и мире. Кроме того, рост доллара по отношению к евро сдерживает американский экспорт и снижает прибыль компаний. В этих условиях у инвесторов растет интерес к американским государственным облигациям, ценным бумагам с гарантированным доходом. Этот интерес понятен: в Европе ситуация тревожная, в Азии также возникла неопределенность. Полагают, что власти Китая приступают к некоторому "охлаждению" экономики, опасаясь спекуляций. Поэтому американские государственные облигации вызывают понятный интерес инвесторов.
Ситуацию усугубляют действия властей. Евросоюз пока обещает помощь странам европейского юга. Но мы не видим её реального воплощения. Полтора года назад панику остановили конкретные финансовые вливания. Сегодня европейские власти говорят скорее о неких мерах, связанных с усилением регулирования, а по мнению инвесторов, это приведет к увеличению процентных ставок по кредитам и некоторому усложнению их выдачи.
Перспектива на ближайшие месяцы: достаточно высокая волатильность на фондовом и валютном рынках. Но к осени ситуация должна стабилизироваться. В Европе определится ситуация с Грецией и европейским югом в целом: будут определены конкретные размеры финансовой помощи и, скорее всего, будет решен вопрос о ближайших мерах помощи.
Если этого не произойдет, то американская экономика начнет серьёзно доминировать, а американская валюта усиливать свои позиции, прежде всего как резервная валюта. Тогда может начаться пересмотр соотношения евро и доллара в национальных золотовалютных резервах, в том числе и российских.
НОВАЯ ГАЗЕТА - Олег Митяев

В избранное