Российские операторы сотовой связи подсчитали свои потери от Skype. Так, в 2009 году ущерб составил порядка 6,7 млрд рублей. Причем это не предел: по прогнозам, в 2011 году операторы недополучат выручку на сумму 10,5 млрд рублей. Эксперты считают, что потери могут оказаться еще больше, если операторы не внедрят биллинговую систему тарификации, которая позволяет определять звонки по Skype и оценивать их отдельно.
Ростелеком подсчитал потери российских операторов связи в результате применения технологии интернет-телефонии Skype на российском рынке. Так, в 2009 году они составили примерно 6,7 млрд рублей.
В настоящее время от более широкого распространения сервисов типа Skype пользователей удерживает низкое проникновение услуг широкополосного доступа (ШПД) к сети Интернет в регионах России. При этом прогнозируемый прирост в 2010 году составит 16 млн, в 2011 году – 18,6 млн абонентов.
Недополученная выручка российских операторов может составить в 2011 году 10,5 млрд рублей.
На заседании экспертного совета Ростелекома по вопросам связи было также отмечено, что современное состояние регуляторной базы в сфере связи в России и СНГ затрудняет предоставление услуг на основе технологии Skype, а подчас делает их оказание противозаконным.
Вместе с тем, по словам замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина, появление на рынке новых инновационных технологий предоставления услуг связи, к которым относится IP-телефония, в том числе Skype, позволяют удешевить связь в 10–15 раз. «Этот сегмент рынка развивается очень активно», – добавил он, передает «Интерфакс».
Одним из способов борьбы сотовых операторов со Skype может стать внедрение биллинговой системы, способной различать виды контента и тарифицировать их по отдельности. Владельцы IP-телефонии оплачивают услугу доступа выхода в Интернет по безлимитному тарифу и могут свободно общаться по Skype, а с внедрением биллинговой системы разговор по Skype будет оплачиваться по отдельному тарифу.
Эксперты предполагают, что если сотовые операторы не внедрят биллинговую систему тарификации, то многие перейдут на IP-телефонию, в тот же Skype. «Я думаю, что сотовые операторы понимают, что в итоге весь голос уйдет в IP, так что психологически они готовы к этому. Но технологически и с точки зрения бизнеса – еще нет», – комментирует газете ВЗГЛЯД ведущий консультант департамента беспроводных технологий J'son & Partners Consulting Виталий Солонин.
«Если сотовые операторы научатся и начнут дифференцировать трафик данных, то превращение их в «трубу» не произойдет. Точнее, это будет умная «труба», которая себя окупит», – предположил Солонин.
По оценкам эксперта, при внедрении дифференцированного трафика стоимость звонков по Skype должна быть дешевле в два–три раза традиционной связи, «иначе этот сервис теряет смысл для пользователя».
Вместе с тем, согласно статистике, в России активно растет количество владельцев смартфонов или коммуникаторов, которые имеют доступ к IP-телефонии. Так, по данным исследования компании Nielsen, проведенного в 2009 г., россияне занимают четвертое место в рейтинге стран с наибольшим количеством владельцев сотовых телефонов, пользующихся мобильным Интернетом, после США, Великобритании и Италии.
По данным исследования компании TeleGeography, в России степень проникновения IP-телефонии в сегменте международных звонков в 2009 году, по различным оценкам, составляла от 30 до 42%.
Об активности использования Skype говорит и резкое увеличение интернет-трафика мобильными операторами. Так, по данным Comnews Research, с 2007-го по 2009 год он вырос в 5,3 раза и составил 13,9 петабайта. Доходы от предоставления услуг мобильного Интернета выросли втрое – с 13,5 млрд до 41,6 млрд рублей.
Однако в будущем количество пользователей мобильного Интернета будет только нарастать. Так, по оценкам J'son & Partners, к 2013 году цифра достигнет 71 млн человек, для сравнения – в 2009 году их было всего лишь 5,8 млн человек.