Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Финансы. Обзор прессы

  Все выпуски  

Европа на грани нервного срыва


Финансы. Обзор прессы

16 июня 2010 г.

Европа на грани нервного срыва

Это только в Советском Союзе народ и партия были едины. В Европе население за свои права привыкло бороться
Не любит, знаете ли, когда наступают на горло их песне. Старый Свет взорвался. Экономический кризис резко вырос до масштабов политических баталий. Я знала. Я предупреждала. Не только я. Любой здравомыслящий человек понимал, что программы по сокращению госрасходов за счет населения, которые были вынуждены объявить почти все европейские страны, закончатся социальным взрывом.
Началось все с эмоциональных греков, потом волну подхватили испанцы, итальянцы. В минувшую субботу не выдержал даже стойкий северный темперамент. В Берлине десятки тысяч людей вышли на улицу с протестом против нового финансового плана правительства, который стал самым крупным пакетом экономии в истории объединенной Германии. Власти страны надеются, что смогут немного подлатать бюджетные дыры за счет расходов на пособия, а также повышения налогов. Цена вопроса - десятки миллиардов евро.
«Мы не хотим платить за ваш кризис», «Виновников кризиса к ответу» - такими плакатами пестрела толпа, вылившаяся на улицы Берлина. Как и в Греции, не обошлось без жертв. Левые активисты подкрепили негодование петардами, бутылками и взрывными устройствами. В Греции погибли три невинных человека, в Германии пострадали 15 полицейских. Двое - в тяжелом состоянии. Увы, всегда найдутся люди, желающие погреть руки на пожаре. Знаем. Проходили. «Мы, на горе всем буржуям, мировой пожар раздуем...»
Но самое печальное, что в экономическом смысле все жертвы могут оказаться напрасными, а экономия вредной. Конечно, европейские правительства в какой-то степени заложники. В Европе все неспокойно, значит, нужно изобразить бурную деятельность, отвести, так сказать, поток нервной истерики в другую сторону. То есть держим ситуацию под контролем и делаем все, чтобы ее стабилизировать. Ведь реально экономия, пусть и в десятки миллиардов евро, выглядит на фоне нынешних проблем просто мизерной. Мертвому припарка. По некоторым оценкам, в ближайшие несколько лет странам Старого Света, которые сильно обременены долгами, потребуется примерно 2 трлн. евро, чтобы рефинансировать задолженность. Вопрос - как заработают, когда экономика не может подняться с колен.
Да и нет у нее стимула для возрождения. Народ ужимается, покупает мало. А тут еще один удар по карману населения. Потом и евро получит. Мало не покажется.
Не знаю, но почему-то кажется, что европейские страны пошли на поводу у ложной идеи. Выскажу нестандартную мысль - понаглее нужно себя вести. По-американски. Да, у нас проблемы, а урезаться не будем. Наоборот, повысим расходы на социалку. Пусть люди несут свои евро в магазины, поднимают экономику.
Тогда, возможно, и увидим свет в конце евротоннеля. Оракул нынешнего кризиса, американский профессор Нуриэль Рубини, и вовсе посоветовал европейцам скопировать американскую модель выживания: делайте заемные средства максимально дешевыми, включайте печатный станок на полную катушку, заливайте кризис деньгами. Безусловно, все это раздует новые финансовые пузыри, как это уже происходит в США. Не только же им за счет других из кризиса выбираться. А то у них опять полопается, а в мыле будут все.
Spb.kp.ru - Анна КАЛЕДИНА

"Бревно" Алекея Кудрина


Кто обзывается, тот сам так называется.

Вновь разгорелся конфликт между министром финансов и московским мэром. Предыдущее обострение отношений между А.Кудриным и Ю.Лужковым случилось в конце 2009-го. Федеральное правительство ввело тогда новую схему перераспределения акцизов на бензин между регионами. Не будем вдаваться в подробности, но напомним: ущерб столичного бюджета от нововведения достиг 21,9 млрд. рублей, что дало повод столичному градоначальнику заявить: - Немцы в 1941-м не смогли остановить строительство метро в Москве, а Кудрин в 2010-м смог…

В марте нынешнего года Юрий Лужков пожаловался, что Москва перестала получать от федерального центра деньги на строительство дорог.

- Из года в год все меньше и меньше - до обнуления! - заявил мэр. - Москва перестала получать деньги и на метрополитен… Поэтому вопросы о пробках в Москве я прошу адресовать министру финансов Алексею Кудрину…

На прошлой неделе глава Минфина в свою очередь обвинил власти столицы в том, что они якобы не выделяют средства на строительство дорог в Москве, хотя имеют на то финансовые возможности. По мнению Кудрина, в последние десять лет средства бюджета Москвы выросли в четыре раза, но средства, выделяемые на городские дороги, так же, вчетверо, не увеличились.

- Значит, - предложил Кудрин, - получаемые средства Москва направляла на другие цели.

- К сожалению, мы не в первый раз убеждаемся в том, что господин министр финансов не умеет считать, причем даже в тех случаях, когда речь идет не о сложных математических действиях, а о простой арифметике, - заявил пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой.

А первый заместитель Юрия Лужкова в московском правительстве Юрий Росляк сказал, что, во-первых, бюджет Москвы вырос за 10 лет не в четыре раза, а в 5,4 раза, а во-вторых, на строительство дорог в Москве только за минувшие два года было израсходовано более 140 млрд. рублей, плюс на метро за тот же период - около 60 млрд.

- Этот отчет, - напомнил Росляк, - имеется в Минфине…

Сейчас в этот спор неожиданно вмешался Сергей Алексашенко - экс-первый зампред Центробанка России, а ныне директор по макроэкономическим исследованиям ГУ ВШЭ. В своем блоге в ЖЖ он обвинил Кудрина в том, что не Лужков, а именно глава Минфина направляет госсредства не на строительство дорог, а на спасение банков.

"Не знаю, в какие там банки вносил бюджетные деньги Юрий Михайлович, а вот про Алексея Леонидовича хорошо все известно, - утверждает бывший банкир. - Он является председателем наблюдательного совета банка ВТБ (не путать с ВТБ-24), который, как нетрудно догадаться, стал основным получателем бюджетных денег в период кризиса".

По утверждению Алексашенко, осенью 2008-го ВТБ получил 200 млрд. рублей в виде кредита из Фонда национального благосостояния (т.е. от того же Минфина), а весной 2009-го - еще 280 млрд. уже напрямую из бюджета.

"По странному стечению обстоятельств, - делает вывод Алексашенко, - общая сумма, полученная ВТБ, оказалась почти равной сокращению программы финансирования дорожного строительства в 2009 году - с 600 до 200 млрд. рублей, т.е. пришлось еще кого-то сократить ради любимого детища". Радио "Свобода" обратилось к экс-банкиру за разъяснениями.

- Мою резкую позицию вызвала фраза Алексея Леонидовича (Кудрина. - А.Б.), сказанная в адрес Юрия Михайловича Лужкова, - сказал Сергей Алексашенко. - Я не могу сказать, что сильно люблю Юрия Михайловича, но я, честно говоря, не слышал о поддержке, которую он оказывал банкам. А то, что Алексей Леонидович оказывал поддержку тому банку, в котором он является председателем наблюдательного совета и за результаты деятельности которого несет непосредственную ответственность, это точно было. Деньги были огромные. Кудрин утверждает, что Лужков, вместо того чтобы строить дороги, помогает банкам. Но Кудрин делает то же самое. В русском языке есть такое выражение: в чужом глазу соринку видит, в своем - бревна не замечает…

МК.РУ - Александр Бушев


В избранное