Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Регион-Информ (Москва). Бизнес-новости из регионов России.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Регион-Информ (Москва). Бизнес-новости из регионов России (краткая версия)

10/01/2005 15.00 мск

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Итоги сотрудничества газового гиганта и Ленинградской области //"Вести" (Санкт-Петербург), 06.01.05, с. 7, "Взаимовыгодное сотрудничество продолжается", автор не указан

Уходящий год ознаменовался очередным позитивным витком сотрудничества газового гиганта и Ленинградской области: проложены километры газопроводов, заключены новые соглашения, последовательно реализуется программа газификации. О некоторых итогах этого сотрудничества в минувшем году мы решили поговорить с генеральным директором ОАО "Леноблгаз", депутатом Законодательного собрания Ленинградской области Юрием Михайловичем Страховым. Руководителя "Леноблгаза" в качестве собеседника мы выбрали не случайно: у ОАО "Леноблгаз" "Газпром" и государство, в том числе Ленинградская область, являются совладельцами. Так что где как не в "Леноблгазе" знают и могут по достоинству оценить результаты этого очередного года совместной работы "Газпрома" и Ленинградской области.

- Основным итогом сотрудничества между "Газпромом" и правительством Ленинградской области стало продолжение газификации региона, причем объем средств, привлекаемых на строительство газопроводов в Ленинградской области, значительно увеличился, - рассказывает Ю. М. Страхов. - В этом году на газификации населенных пунктов только по программе "Газпрома" будет освоено 120 млн. рублей. Одним из самых значимых объектов года стал для нас газопровод между Большой Ижорой и Лебяжьим в Ломоносовском районе: газопровод этот - самый большой по протяженности, да и Лебяжье - достаточно крупный населенный пункт, так что с приходом туда природного газа удастся улучшить условия проживания сразу большого числа людей. Очень важно, что в уходящем году сотрудничество между "Газпромом" и Ленинградской областью продолжало углубляться - и в части продолжения газификации, и в части оплаты услуг газоснабжения. "Газпром" всегда уделял и уделяет этому значительное внимание, и надо отдать должное правительству Ленинградской области: оно выражает понимание позиции "Газпрома". В бюджете 2004 и 2005 годов в разделе "Централизованные поставки топлива" предусматриваются средства на оплату 50% от объема поставляемого газа, то есть существенно облегчается задача муниципальных образований по расчетам за услуги газоснабжения для муниципальных котельных.

Такое движение правительства Ленинградской области и "Газпрома" навстречу друг другу позволило в этом году на встрече между губернатором Ленинградской области и председателем правления РАО "Газпром" подписать новое соглашение, которое существенно расширяет сотрудничество. В соглашении, в частности, предусмотрена работа по созданию схемы газификации Ленинградской области, к выполнению которой уже приступил "Леноблгаз" совместно с отраслевым институтом. Этот документ важен тем, что позволяет правильно выстроить газификацию и с точки зрения экономики, и с точки зрения социальной сферы. Газификация будет идти на понятной, научной основе: развитие этой схемы позволит разумно распределить ресурсы и проводить газификацию, четко представляя себе и число возможных потребителей, и наиболее оптимальную схему прокладки сетей, экономя тем самым на километраже. Знаковым событием в этом году стало и то, что "Газпром" приступил к строительству газопровода от поселка Дружная Горка Гатчинского района на Лугу. Таким образом, природный газ придет в самый последний негазифицированный район области. Есть у нас, правда, еще Приозерский район, который пока еще газифицирован слабо, но в минувшем году мы дали газ в поселок Мичуринское, и таким образом некие элементы газификации в Приозерском районе уже существуют, тогда как в Лужском районе природного газа пока нет вообще. Что до дальнейшей газификации Приозерского района, то она будет вестись благодаря строительству Северо-Европейского газопровода, который как раз пройдет через эту территорию. Таким образом, в недалеком будущем природный газ - самый удобный технологически и выгодный экономически вид топлива - будет в каждом районе Ленинградской области, причем не только в промышленном или в жилищно-коммунальном, но и в частном секторе.

"Газпром" обращает большое внимание на сотрудничество с региональными органами власти - хорошо понимая важность задачи, поставленной президентом РФ, - по газификации территорий. Формы сотрудничества постоянно расширяются: так, "Газпром", в частности, проводит совещания между работниками своих организаций, являющихся депутатами законодательных органов регионов. На таких совещаниях ставятся достаточно серьезные и разумные вопросы, связанные, например, с энергосбережением. Во многих регионах уже приняты законы о газоснабжении, и на сегодняшний день такого рода закон уместен и был бы востребован, поскольку напрямую сказался бы на экономическом развитии региона: мы должны стараться более эффективно относиться к газу как к топливу и уходить от тех установок, в которых газ используется с КПД ниже 90%. Мы должны и имеем право ставить перед потребителями определенного рода условия: если предприятие не хочет использовать газ эффективно, значит, для него стоимость газа должна быть значительно выше. Тем самым мы будем подталкивать субъекты хозяйствования к технологическому перевооружению и развитию. Главная сложность заключается в том, что во многих регионах технологическая неэффективность использования газа свойственна муниципальным котельным. Но надо отдать должное: в Ленинградской области процесс модернизации ЖКХ, процесс перевода на газ старых и строительства новых котельных идет в комплексном варианте, когда эффективности потребления газа уделяется достаточно много внимания.

Одним из важнейших факторов во взаимоотношениях "Газпрома" и регионов являются своевременные расчеты за поставленное топливо. Взаимное сотрудничество предполагает выполнение взаимных обязательств. Если мы хотим от "Газпрома", чтобы на нашей территории максимальное количество ресурсов, вкладывалось в продолжение газификации, то "Газпром", со своей стороны, хочет, чтобы вложенные им деньги оправдывались именно благодаря тому, что у нас не появляется новых должников за отпущенный газ. Правительство Ленинградской области, как я уже сказал, свою часть обязательств выполняет. В этой связи очень важно, чтобы и на уровне муниципальных образований еще при формировании бюджета собрания представителей закладывали в него суммы, достаточные для четкого выполнения обязательств по расчетам за поставленное тепло. Тем более это важно, если район видит в своих планах продолжение газификации. Важно, чтобы местные власти внимательно относились и к вопросу лимитов потребления газа, прежде всего - для бюджетных организаций. Выделяемые лимиты должны четко соотноситься с тем, что в реальности потребляют бюджетные организации: ведь финансирование их ограничено и идет по соответствующим нормативам.

Еще один важный вопрос, который "Газпром" ставит в число приоритетных в своих взаимоотношениях с регионами, - это регистрация собственности. По объективным причинам регистрация собственности - достаточно сложный процесс, особенно для тех предприятий, которые содержат сетевые хозяйства. Одно дело - зарегистрировать некое помещение или здание, и совсем другое - зарегистрировать такие внушительные по площади объекты, как, например, трубы. В процессе регистрации постоянно сталкиваешься с межеванием земель: где-то земли находятся в ведении федерального уровня, где-то это - лесные земли, где-то - сельскохозяйственные. В процессе регистрации "Газпром" справедливо рассчитывает на содействие власти, например, в более быстром оформлении документов или в решении каких-либо других возникающих вопросов в процессе согласования их с разными смежными структурами. Здесь очень большое поле для сотрудничества, на которое, как рассчитывает "Газпром", и правительство Ленинградской области, и муниципалитеты обратят пристальное внимание. "Газпром" ведет речь не о новом строительстве, которое должно соответствующим образом оформляться, а об уже построенном, подчас еще при советской власти, то есть о трубах, которые уже в земле. Все должно быть соответствующим образом оформлено: это важно и для дальнейшей безопасности, для того, чтобы в будущем другие землепользователи случайно не нарушили эти коммуникации. Поэтому здесь есть необходимость в сотрудничестве и в интенсификации совместной работы. Как депутат Законодательного собрания области, могу сказать, что при принятии региональных законов, касающихся земельных отношений, нам предстоит особо учитывать специфику сетевых предприятий, нуждающихся в упрощенном порядке регистрации и отвода земель, в силу того, что сети занимают огромные пространства, а земли при строительстве сетей (за исключением магистральных) из оборота не выводятся. Земля остается в пользовании, будь то у сельхозпроизводителей или у местных поселений, лишь устанавливаются отдельные ограничения (понятно, что непосредственно в коридоре, где лежит трубопровод, земельные работы ограничены).

На что еще обращает внимание "Газпром" в рамках сотрудничества с регионами? Важное место занимают вопросы, связанные с ценообразованием и нормами газопотребления. Мы не стремимся к тому, чтобы бесконтрольно росла прибыльность нашей организации. Однако неприемлема и другая крайность, когда регулирующие органы пытаются устанавливать нам тарифы без рентабельности. Для существования и нормального развития предприятия это, естественно, недопустимо. Не говоря уже о том, что сама суть акционерного общества как коммерческого предприятия сводится к зарабатыванию прибыли. При регулировании цен эта норма должна быть аксиомой, другое дело - что размер прибыли и рентабельности - вопрос обсуждаемый. Мы считаем разумной и достаточной цифру в 10% рентабельности: если бы этот порог соблюдался, было бы правильно. Да, мы, в свою очередь, должны заботиться о снижении затрат, искать пути для экономии, однако и регулирующие органы не должны загонять нас в угол, устанавливая цены, не предусматривающие прибыли. Надо сказать, что на сегодняшний день мы достаточно успешно договариваемся с региональной энергетической комиссией. У нас есть взаимопонимание, а спорные вопросы возникают, наверное, из-за того, что не до конца еще решены вопросы инвентаризации и регистрации имущества. Это может показаться странным, но сегодня никто из нас еще не понимает, какое количество сетей мы содержим. "Леноблгазу" уже 40 лет, и когда наши сети строились - еще в советские времена, - учет был достаточно упрощенным. В ту пору не ставилась задача четко регистрировать существующее имущество: технический учет отличался от бухгалтерского, и подчас сети строили, а сооружения на них не регистрировались как имущество. Сегодня, когда мы начинаем наводить порядок, видим, что вопросов в этой сфере возникает немало. Например, инвентаризация сетей, проведенная в нашем Киришском филиале, выявила 130 км сетей, не числившихся на учете.

В свете вопросов, связанных с регулированием цен, неизбежно возникают и вопросы о льготах. Насколько полно компенсируются льготы тем категориям граждан, которым они предоставлены? Думаю, что прежде по отдельным льготным категориям у нас возникали вопросы, но здесь сложно кого-либо обвинять, потому что зачастую эти льготы попросту не финансировались федеральным бюджетом. Мы надеемся, что в 2005 году, благодаря тому что компенсация льготным категориям граждан будет производиться напрямую - живыми деньгами, а отпуск услуг ЖКХ, в том числе и газа, будет производиться по полной стоимости вопрос размера компенсации нам за отпущенный льготникам газ отпадет сам собой. "Газпром", работая с регионами, также нередко ставит вопрос о налоговых льготах. Я бы посмотрел на это несколько в ином разрезе. Прямое льготирование не совсем обосновано. Для нас гораздо более важно, чтобы с приходом дочерних предприятий "Газпрома" в жилищно-коммунальное хозяйство серьезные инвестиции, которые они делают в строительство новых котельных и тепловых сетей, учитывались и подпадали под предусмотренный законодательством Ленинградской области льготный режим на период окупаемости проекта. Процесс инвестиций в ЖКХ также делает очень важным вопрос своевременной оплаты за предоставляемое нашими предприятиями тепло. Губернатор Ленинградской области особо обращает внимание на то, чтобы в муниципальных образованиях расчеты с нами за все услуги (не только за газ, но и за тепло) планировались в бюджете в полном объеме.

Подводя итог, скажу, что сегодняшнее сотрудничество "Газпрома" и Ленинградской области взаимоинтересно и взаимовыгодно. Я думаю, что в ближайшем будущем "Газпром" и его дочерние предприятия будут не только обеспечивать города и поселки области газом и теплом, но и возьмут на себя локальные вопросы, связанные с электрообеспечением, в особенности в районах где испытывается острый дефицит электроэнергии. Все это соответствует стратегической линии "Газпрома" как серьезного предприятия, заинтересованного в развитии энергетики, заинтересованного в максимально разумном и эффективном использовании природного газа как топлива.

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Инфляция в уходящем году //"Местное Время" (Нижневартовск), 31.12.04, c.3, "Инфляция - "прожорливое брюшко"", Татьяна Шлыкова, Наталия Евсина, Алексей Лбов

Кому-то в этом году удалось открыть собственное дело, кто-то решил перевести дух на пенсии. Одни отдыхали на Канарах, другие - трудились на собственной даче. У всех разные финансовые возможности, но для всех одинаковы цены.

Инфляция в уходящем году оказалась прожорливой. Удержать ее в заданных рамках - 10% годовых - оказалось не под силу. В Югре за 11 месяцев с начала года инфляция составила 10,7%. Именно настолько выросли цены на все услуги, продовольственные и промышленные товары.

Продукты питания подорожали более чем на 6%. Непродовольственные товары подскочили в цене на 11,4%. Еще дороже оказались различные услуги, стоимость которых увеличилась почти на 15,5%.

Подорожала продуктовая корзина. Минимальный набор продуктов питания в Нижневартовске, по информации окружного комитета статистики, к концу года подрос до 1555,5 рубля.

Вступив в свои права, Обезьяна гримасничала весь год. Особенно она повеселилась, "переписывая" ценники. В этом признаются сами продавцы. За год мясо на рынках Нижневартовска подорожало до 115 рублей за килограмм, растительное масло - до 45 рублей за литр, яйца - до 30 рублей за десяток. Сахар и конфеты в этом году слаще не стали, но стали "кусачее", подорожав до 25 рублей и до 105 рублей за килограмм соответственно.

Значительно опустошили кошельки автовладельцев цены на бензин. Топливо в Нижневартовске стало стоить от 13 до 16,7 рубля за литр. За год стоимость горючего в России выросла примерно на 50%. При этом в среднем потребительские цены поднялись на 12%, то есть топливо дорожало гораздо быстрее едва ли не всех остальных товаров. По прогнозам экспертов, наши ценники на автозаправках сравнялись с американскими и, если ничего не изменится, скоро догонят европейские - до 1 евро за литр.

(c) Регион-Информ. www.ri.ru


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.956
Отписаться

В избранное