Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Менеджмент? Это очень просто!

  Все выпуски  

Менеджмент? Это очень просто!


Служба Рассылок Subscribe.Ru
ШКОЛА СВОЕГО ДЕЛА
Юрия МОРОЗА
Менеджмент? Это очень просто!
http://www.moroz.onego.ru Электронная рассылка
У КОГО И КАК МОЖНО НАУЧИТЬСЯ…

У КОГО И КАК МОЖНО НАУЧИТЬСЯ…

 

 

После выхода последней рассылки я получил целую серию вопросов, касающихся последней темы (о китайском “чуде”), а также тем предыдущих рассылок.

Если честно, то я удручен. Некоторым авторам вопросов я ответил индивидуально, остальным постораюсь ответить сейчас, но не конкретно каждому, а концептуально, по смыслу самих вопросов.

Почему я удручен и о каких вопросах идет речь? Среди всех вопросов, которые я получил, не было ни одного вопроса на понимание. Вопросы были о моих способностях, о моих знаниях, умении или послужном списке. Разве такие вопросы могут быть вопросами на понимание? Нет, конечно!

Некоторым авторам я пытался объяснить неправильную направленность таких вопросов. Но тщетно, успехов не добился. Получил обвинения в том, что я будто бы против вопросов и, вообще, мол зачем за рассылку взялся, если не хочешь отвечать на вопросы.

Я не против вопросов, а двумя руками “ЗА”. Только очень прошу задавать вопросы на понимание, а не праздные вопросы, которые ну никак не увеличат вашего понимания, если даже я на них добросовестно отвечу. Но на один такой вопрос я все таки отвечу.

Вопрос. “Как Вы определяете достаточность овладения теорией?”

Первый ответ шуточный. Я достаю матрицу своего понимания теории и процессов управления и накладываю их на соответствующие матрицы другого человека. Определяю несовпадения, причины заблуждений этого человека и объявляю их ему в той мере, в которой он может эти ответы вместить. Прошу заметить, что в каждой шутке есть доля истины.

Ответ серьезный. По мере поступления необходимой и достаточной информации от другого человека по существу рассматриваемого вопроса ответ возникает мгновенно. Я не рассуждаю, не использую какую бы то ни было логику, ничего не вычисляю. Бывают и ошибки, если я не дожидаюсь наполнения необходимой меры информации.

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Многоточие в заголовке означает ПОНИМАНИЕ.

Ответ на первую часть вопроса: У ДЕТЕЙ.

Ответ на вторую часть вопроса. Чтобы абсолютно точно различать вопросы на понимание от всех остальных вопросов, необходимо понаблюдать за малышами, которые только что научились в нужной мере говорить. Всем из вас приходилось так или иначе отвечать на вопросы таких детей. Помните ли вы характер этих вопросов? А вопросы у них чистые и на понимание: “А откуда?”; “А почему?”; “А зачем?”; “А что будет, если…” и тд и тп. На сколько таких вопросов хватает обычно у взрослых? На три – четыре, а дальше следует традиционный ответ: “Потому, что ты почемучка!” и все. А если вы наберетесь терпения, то очень скоро вынуждены будете отвечать малышу на сущностный (мировоззренческий) вопрос.

Всем нам нужно учиться в этом смысле у детей. Они чисты эти малыши и предельно искренни. Их не интересует тщеславие взрослых и боязнь показаться “глупым” и незнающим. Они этому еще не научились у нас, взрослых. Потому и задают вопросы на понимание, ибо и цель у них только одна – ПОНЯТЬ.

Как я и обещал, сегодня мы поговорим о прикладном применении концептуальной теории управления. В публикуемой части еще не будут перечислены внутренние проблемы управляющих по одной простой причине. Я хотел бы, чтобы к публикации окончания этой главы вы попытались сами перечислить внутренние проблемы, свои и не свои, чтобы потом сравнить с теми, которые будут опубликованы в рассылке. Договорились? Тогда вперед, текст перед вами.

 

Нужна ли концептуальная теория управления предпринимателям, директорам и руководителям подразделений государственной ветви власти всех уровней

Прежде чем исследовать вопрос, вынесенный в заголовок, очевидно, необходимо классифицировать тем или иным образом всех управленцев, о коих речь будет идти далее. Так требует классический научный метод в точных науках. Применим и мы этот метод.

Сначала я предложу вам свою классификацию и надеюсь, что по мере ее разъяснения, большинство читателей меня поймут и согласятся с оной. Впрочем, много будет и не согласных с такой классификацией из чувства противоречия и из-за незнания, собственно, теории управления. Но делать нечего. Так или иначе, но вперед идти нужно, ибо дорогу покоряет идущий.

Предваряя уже прозвучавшие от моих респондентов вопросы и вопросы-утверждения, которые очевидно последуют и в будущем, считаю необходимым сделать акцент на следующем парадоксе, с моей точки зрения, конечно. Некоторые предприниматели, директора, руководители тех или иных властных структур разделяют в своем представлении управленцев и менеджеров. Смысл этого разделения, с их точки зрения, состоит в том, что управленец (управляющий) - это такой человек, который управляет персоналом ему подчиненным, а менеджер - это специалист, который достигает своих целей (продает товары, работы и услуги и т.п.) людям и организациям, ему не подчиненных. То есть, буквально, он исхитряется всеми доступными ему средствами таким образом повлиять на потребителя, чтобы он сдался.

С моей точки зрения, такое разделение большое и серьезное заблуждение и в дальнейшем те, кто так считают, в этом сами убедятся. Ибо на самом деле речь идет об одном и том же, об управлении и в теории управления оба эти случая предусмотрены.

Я подразделяю всех управленцев на три класса-уровня:

1. I класс. Предприниматели – управленцы высшего уровня;

2. II класс. Руководители обособленных юридических образований - управленцы первого уровня;

3. III класс. Руководители-специалисты –управленцы второго уровня .

Примечание. Эти классы-уровни разбиваются на подклассы и подуровни, и освещение их в нужной мере требует отдельного большого разговора, что не входит в наши цели в настоящее время.

Для упрощения наших описаний указанных классов-уровней я предлагаю ограничиться только исполнительной ветвью власти как государственной, так и в независимых от нее юридических лицах. Именно исполнительная власть и исполнительные органы управления во всей полноте ощущают на себе почти весь груз всевозможных проблем, в т.ч. и тех, которые создают другие ветви власти.

А теперь, следуя методологии классификаций точных наук, нам необходимо будет ответить на следующие вопросы:

-кто входит в эти классы-уровни?

-каковы типичные внутренние проблемы в области управления в каждом из этих классов?

Следующим этапом необходимо будет провести анализ этих проблем с точки зрения концептуальной теории управления и ответить на вопрос: можно ли их устранить(исключить навсегда), используя эту же теорию? Если ответ будет Да”, то теория истинна и она нужна, если “Нет”,- то нет. Правда, для этого нужно знать саму теорию всем СУ, участвующим в исследовании-анализе, что на данном этапе невозможно. Однако я думаю, что и из самого исследования-анализа вы многое поймете, а по мере изучения теории и применения ее на практике многое для вас прояснится.

Начнем с высшего уровня управленцев – с предпринимателей. Кто они? Если задать вопрос Вашим респондентам: “Кого Вы причисляете к высшему уровню управленцев?Как правило, обычным ответом будет следующий: “Президент, председатель правительства и его министры, губернаторы и главы правительств региональных республикМожет быть кто-то даст более развернутый список до уровня регионов, а кто-то и добавит его списком министров и/или директорами всевозможных департаментов и руководителями местных органов самоуправления. Но такие или подобные им ответы в корне не верны!

Предприниматели – это не высшие должностные лица всех ветвей власти и т.д. и т.п. Предприниматели – это такие люди, которые ПРЕД-ПРИНИМАЮТ (принимают управленческие решения и осуществляют их) в неизведанных ими областях (там, где нет готовых решений) на СВОЙ СТРАХ и РИСК. В неизведанных областях никакие цели еще никем не определены и именно предприниматели назначают себе и своим подчиненным (и не подчиненным) новые цели. И именно они определяют, как эти цели будут достигнуты. Это такие люди, о которых мы привыкли говорить: “Берут на себяи которые всегда в новом деле, подчеркиваю, всегда преимущественно думают сами и ни на кого не полагаются. А это значит, что это люди особого ДУХА, особого склада характера, своего, а не заимствованного у кого бы то ни было мировоззрения, пусть даже он кажется примитивным по общеобразовательному цензу.

В свое время известный всем Г.Форд сказал по смыслу следующее: “Предпринимателем может быть лишь тот, кто и ХОЧЕТ им быть, и МОЖЕТ им быть. В конечном счете, если выразить все сказанное просто, то предприниматель-это ТАЛАНТ. И как любой из талантов, о которых мы привыкли говорить, он может быть и маленьким и большим. А бывают и гениальные предприниматели, каким, на мой взгляд, являлся Г.Форд.

И ни в каких официальных прошлых и современных школах и институтах этому не учили и не учат. Там, наоборот, таланты в области предпринимательства губят, да и в остальных областях не очень-то развивают. А любой талант можно или развить, или похоронить как с помощью учителей, так и всем своим образом жизни.

Ю.Мороз в своей ШСД пытается помочь вам (научить вас) стать предпринимателями и/или развить в себе талант предпринимательства. Этим он, его ШСД и отличается в лучшую сторону от других школ и институтов.

С другой стороны, если посмотреть на это чуть-чуть шире, то станет совершенно очевидным, что дух предпринимательства должен присутствовать в любом другом таланте, иначе он обязательно или зачахнет, или пропадет втуне.

И чем больше будет в России предпринимателей во всех областях (не только в области экономики), тем лучше будет народу России и России, как государству в целом.

На этом пока остановимся и перейдем ко второму классу – управленцам первого уровня, хотя исследование управленцев высшего уровня еще далеко не закончено, и мы к этому высшему уровню будем при необходимости возвращаться как в этой части, так и при изучении самой теории.

Итак, кто же входит во второй класс? С моей точки зрения это:

-в государственной ветви власти – президент, председатель правительства РФ, министры РФ, губернаторы, главы местного самоуправления;

-в юридических лицах любой формы собственности – исполнительные директора (президенты) и/или коллегиальные органы исполнительной власти.

Почему? Спросите вы. Принцип такой классификации очень прост. Ко второму классу (к управленцам первого уровня) относятся те СУ (субъекты управления), которые обладают всей полнотой исполнительной власти того или иного юридического образования. Одновременно с этим над каждым из перечисленных СУ, конечно, присутствует иерархически высшее по отношению к ним управление. Иными словами, не бывает абсолютно самостоятельных, независимых ни от кого управленцев.

Любой из перечисленных СУ одновременно, по своей природе, может быть и предпринимателем. Но, если у него такого таланта нет, тогда он управленец только первого уровня. В первом случае управленец первого уровня самостоятельно определяет почти все цели и пути их достижения, а во втором за него всегда это главное дело делает кто-то другой, как сверху, так и снизу. И вы, конечно, понимаете, что в первом случае дела идут несравненно лучше и в государстве, и в регионе, и в городе, и на предприятии, при условии, что цели такого руководителя хорошие.

В тоже время любой из предпринимателей (в обычном понимании этого слова) может быть, а может не быть по своему желанию одновременно исполнительным директором своей фирмы (юр. лица). Совершенно естественно, что тот предприниматель, кто одновременно является и исполнительным директором, сталкивается со всеми проблемами, как внешними, так и внутренними, т.е. и предпринимательскими и директорскими.

Переходим к третьему классу – руководителям-специалистам. До начала их перечисления давайте сформулируем принцип их классификации: “К управленцам-специалистам третьего класса относятся руководители функциональных подразделений любого уровня, не обладающие всей полнотой исполнительной власти данного юридического образования. К ним же относятся и просто специалисты, не руководители”. Почему и их я причисляю к управленцам третьего класса –будет ясно из курса теории.

На основании этого принципа легко классифицировать по любому уровню управления любое юридическое образование. Стоит только отметить, что в этом классе управленцы отличаются друг от друга степенями власти, прав и возможностей принятия тех или иных управленческих решений, вплоть до простого исполнения функции (по аналогии, - рабочий на конвейере) и соответственно степенями ответственности.

Управленцы третьего класса, также как и второго, тоже могут быть, а могут не быть предпринимателями по духу. Если такой дух отсутствует, то это просто исполнитель, который никогда и ни за что не будет рисковать. Таких, к сожалению, значительное большинство. Если дух предпринимательства у специалиста присутствует, то это всегда очень ценный специалист. О таких обычно говорят: “Этот человек берет на себя решение проблем”. Особенных специалистов с ярко выраженным духом предпринимательства в западном менеджменте называют топ-менеджерами”. Им обязательно должна быть предоставлена определенная степень свободы и условия для творчества, иначе они на этом месте работать не смогут и не будут и никакие деньги их не удержат. Пройдет какое-то время и они уйдут, ибо такие люди не мыслят своей жизни без творчества.

Теория управления, о которой я говорю, в обязательном порядке предусматривает четко выверенную степень свободы для принятия управленческих решений для всех специалистов, без исключения.

Итак, на первый вопрос мы в достаточной мере ответили и определили, какие бывают управленцы, и кто куда входит. Теперь нам надо будет составить перечень типовых внутренних проблем в области управления, с которыми сталкиваются те или иные управленцы в каждом из классов. Задача эта не столь сложна, сколько обширна и ей (при полноте исследования) необходимо было бы уделить слишком много времени и места, чтобы в достаточной мере все осветить. Но цель наша не эта. Поэтому я предлагаю остановиться на проблемах предпринимателей-глав исполнительных органов в обычном смысле этого слова. То есть на проблемах, с которыми сталкиваются указанные предприниматели, имеющие свое дело. При этом мы будем описывать только типичные внутренние проблемы. Во-первых, потому, что решение (устранение) их прочти на 100% зависит от них самих, а во- вторых, внешние проблемы, если они и типичны, то решение их почти никогда не зависит от предпринимателей, а зависит от иерархически высшего по отношению к ним управления и от среды, в которой они работают.

Мы также будем описывать внутренние проблемы для предпринимателей, которые в тоже время являются и директорами в своих структурах по причине того, что этот случай более сложен и охватывает больший объем проблем, чем в случае, когда предприниматель не является главой своего исполнительного органа.

Я, конечно, не все 100% проблем опишу, ибо не может один человек все проблемы знать, но наиболее характерные и типичные для всех. Кроме этого я их особенно-то и не собирал. При этом приоритетность их в перечне пусть каждый из вас назначает себе сам.

Примечание. Если кто-то из руководителей любого подразделения государственной власти, местного самоуправления (я описываю проблемы первого руководителя), захочет иметь свой перечень, то ему я отвечу персонально. Кроме этого, многое из перечня относится и к ним.

Желаю вам и вашим делам успехов и благополучия.

В.А. Симонян E-mail:corrector@karelia.ru 01.06.2001 г. Петрозаводск

Юрий МОРОЗ
Последние новости ШСД:
http://www.moroz.onego.ru
На сайте Школы Своего Дела вы можете подписаться на другие наши рассылки:
  1. Рассылка "Новости Школы своего Дела" (economics.school.moroz)
  2. Представитель Школы своего Дела (ШСД) в регионе (job.search.moroz)
  3. ТРИЗ УМЕР (culture.people.moroz)
  4. Управленческий КОНСАЛТИНГ? Нет ничего проще! (service.moroz)
  5. 1000 и еще 1 ИДЕЯ для Вашего БИЗНЕСА. (economics.news.moroz)
  6. Лучшие БИЗНЕС-ИСТОРИИ (job.education.moroz)
  7. МЕНЕДЖМЕНТ? Это очень ПРОСТО (fin.news.moroz)
  8. Статьи Юрия Мороза (media.economics.moroz)
  9. Отзывы о Школе своего Дела (culture.news.moroz)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное