Я искренне благодарен организаторам программы. За компанией SRC полный эксклюзив
на продажу программ Деревицкого сохранится надолго.
Я благодарен и самой Москве. Единственная претензия связана с повышенным
вниманием милицейских и военных патрулей. Их привлекали борода, рюкзак, порт-плед,
черноморский загар и жилет цвета "хаки" со всеми его карманами и
кармашками. Визитки со словами "эксперт по агентурным технологиям",
обнаруженные стражами в моем паспорте, пробуждали надежду на новые лычки и
звездочки. Но я должен быть объективным - это, наверное, чем-то оправдано...
Следующая программа в Москве - в сентябре. Организатор семинара прежний -
Консалтинговая компания SRC. С этой компанией
очень приятно работать.
А сейчас - продолжим:
КОМПЛИМЕНТЫ
Есть в установлении контактов так называемое правило "четырех плюсов".
Мы подробно разбираем это в тренингах.
Один из "плюсов" - комплимент.
В.П.Шейнов писал: "Комплимент - это небольшое преувеличение достоинства,
которое собеседник желает видеть в себе". В своей рабте "Искусство
убеждать" он заложил основы "комплиментарно-процессуального кодекса",
некоторые блоки которого мы ниже выделим курсивом.
"Комплимент универсален. Комплимент можно сказать всем. В технике "выворачивания
наизнанку" почвой для комплимента может стать даже любой недостаток".
Труса можно назвать опытным и осторожным, болтуна - красноречивым, хама -
рубахой-парнем... Чтобы комплимент бил наповал, ищите недостатки партнера.
Его за эти недостатки всегда ругали, вы - первым похвалите.
Чтобы из лести сделать комплимент, нужно после псевдо-комплиментраной части
посетовать на отсутствие этого качества у тебя. Напомним одну из уже рассмотренных
карт:
"Исключительную силу в создании хорошего настроения, и, соответственно,
расположения собеседника к вам имеет комплимент, более эффектный, кстати,
на отсвечивающем фоне антикомплимента себе", ТО ЕСТЬ: "Фон работает
не только в обвинении, но и в похвальбе"...
- О, я очарован тем, как вы внимательно слушаете! - налетаю я на одну из
симпатичных слушательниц. - Мне редко удается так сосредоточиться...
- О, как вы пунктуальны! - бросаюсь последнему из опоздавших сегодняшним
утром. - А меня всегда что-нибудь, да задержит...
- О, как вы хорошо выглядите! - это к нашей "Мисс Тренинг". - А
я с ног валюсь от усталости...
Чтобы комплимент превратить в лесть, нужно лишить его опоры на фактаж. Отсутствие
фактической основы делает комплимент неубедительным и сводит высказывание
до уровня банальной лести.
"Комплиментарная часть высказывания должна быть предельно краткой".
Давайте попробуем сказать очень длинный комплимент.
Один из слушателей охотно откликается:
- Ваш тренинг очень выгодно отличается от всех учебных программ, прослушанных
мною ранее, что, вероятно, обусловлено вашим совершенно особым отношением
к теме, которая, наверное, является для вас не только работой, но и увлекательным
хобби, которое...
- Не верю! - с наигранным возмущением кричит бизнес-тренер. - Чувствуете
- с каждым новым оборотом прибавляется сомнений в искренности отзыва. Если
в самом деле захотите похвалить мою программу, подойдите, прижмите левую руку
к правому сердцу и выдохните: "Это класс!". А для анонимных откликов
я оставлю вам номер моего пейджера - киевский оператор 069, номер 4001. В
английском прочтении: фо-зеро-зеро-ван. Звучит также, как "для нол-ноль-первого"!..
"Есть утверждения, приятные всем. Но только проявив эмпатию, можно сделать
действительно сильный комплимент.
Совершенно неотразимы комплименты, включающие в себя возможность домыслить
то, что хочется слушателю".
И будьте осторожны - помните об "эффекте привыкания". так называемые
"нужные" люди привыкли настороженно относиться к комплиментам".
Джон Роберт Паркинсон утверждал, что "важно найти "ключ" к
человеку - он откроется и контакт упростится. В каждом офисе "ключи"
есть, стоит лишь поискать. Они могут дать тему разговора, интересную для обеих
сторон. На них можно отвлечь внимание в случае необходимости. Если обнаружится,
что стороны имеют точки соприкосновения, общий интерес, то, возможно, что
система аргументации примет иную направленность. Конечно, стороны не должны
быть разобщены и противопоставлены до такой степени, что в любой момент может
вспыхнуть схватка.
Личные вещи в офисах всегда дают много тем для разговоров - ищите их. Это
могут быть семейные фотографии с детьми того же возраста, что и ваши, фотографии,
сделанные во время отпуска и запечатлевшие знакомые вам места, спортивные
трофеи, призы - любая вещь. В каждом офисе, на каждом рабочем столе есть такие
"ключи". Ищите, а самое главное - используйте их".
И имейте ввиду - если вам все-таки не удается обнаружить в офисе, на столе,
в одежде оппонента ни одного "ключа", то этот факт сам по себе -
тоже "ключ". Им может быть стерильно чистый и пустой рабочий стол
или голые стены.
- А теперь, господа, найдите ключи ко мне, - озадачиваю я слушателей.
После минутного изучения бизнес-тренера группа начинает робко пробовать:
- Вы на перерыве с большой любовью доску протирали...
- Борода ваша... Не сувенир ли из прошлой профессии?..
- Названия ваших книг довольно дерзкие...
- Вы тут как-то строчку из Визбора процитировали. Случайно, не ходили в альпинерах?..
А Мисс-Тренинг смущенно выдала:
- Я все всматривалась в пряжку вашего пояса. И разглядела там оленью упряжку...
Я смеюсь:
- Ф-ух, успокоили! А я-то думал, куда это вы смотрите!.. Ладно. А теперь
попрошу на базе этих найденных ключей построить комплименты.
Пауза...
- Вы на перерыве с такой любовью доску вытирали, что я позавидовал этой влюбленности
в ремесло.
- Мощная у вас борода. А у меня растительность как в тундре...
- Мне нравятся дерзкие люди. Увидел названия ваших книг и почувствовал родственную
душу.
- Визбора и раньше знал не каждый...
- Экзотическое сочетание - такой строгий костюм и пряжка с упряжкой!
Снова смеюсь - подцепили!..
- Сейчас - упражнение. Называется - "комплимент по кругу". Я начинаю,
а вы, как эстафетную палочку, передаете комплимент по цепочке. Но не забывайте
эту палочку обновлять - повторишегося штрафуем. Жанна, у вас такая хорошая
улыбка!
Жанна - Жоре, Жора - Лене...
- А я? А как же я?! Я тоже хочу!.. - возмущаюсь я, когда последняя из эстафетной
цепочки мешкает и не хочет возвращать комплимент бизнес-тренеру. - Но у нас
была одна ошибка. Виктор, какую ошибку вы сделали?
- Плохой комплимент?
- Нет, ошибочна реакция на комплимент, адресованный вам. Впрочем, для мужчины
простительно. Старшую дочь я уже отучил отвечать комплиментом на комплимент.
А младшая в ответ на мое "Доча, ты клево выглядишь!" пока все норовит
отблагодарить чем-то вроде "Папка, ты тоже!" Будем принимать комплименты
с благодарностью, но не будем отвечать комплиментами - не стоит умалять шаг
партнера и разменивать его любезность. У нас еще будет возможность сделать
человеку приятное. Но всегда ли мы можем сказать человеку комплимент?
- Ну-у, наверное, все-таки бывают такие ситуации, когда среди первых фраз
он не уместен...
- А какие "такие"?
- Ну-у, например, в магазине, у прилавка...
Правильно. Вы стоите за прилавком крупного универмага, к вам направляется
дама в манто, а вы ни с того ни с сего вдруг делаете комплимент ей, ее направлению
или манто... Неудобно. Давайте попробуем.
Пара слушателей пробует: Жора - за воображаемым прилавком, Жанна - в воображаемом
манто.
- Ну что, Жора, неуместно было начинать с комплимента?
- Конечно, неловко...
И от Жоры я поворачиваюсь к группе:
- А вы не заметили, может быть "продавец" все-таки сделал комплимент
или чем-то его заменил?
Один из моих обсерваторов замечает все и всегда:
- Он подался навстречу мадам - вот так...
- Вот спасибо! Это именно то, чего я от вас добивался. Это - комплиментарное
движение. В одном из киевских универмагов мои слушательницы очень долго не
могли поймать его механику. Мне не оставалось ничего иного, кроме как заставить
девчонок одеться, спуститься и выйти на улицу. У входа в универмаг всегда
тусовались уличные менялы. Мы стояли в стороне и наблюдали их комплиментарную
моторику. Менять деньги - не безопасно. Особенно - прямо на тротуаре. Рискнувшие
обратиться к асфальтовому финансовому сервису - напряжены. Они выбирают менялу
из наиболее щуплых и... И этот выбор меняла читает по глазам. В ответ он производит
трудноуловимый комплекс движений - слабый поворот торса, посыл плеч вперед,
легкий наклон головы и смена мимики с рисунка "терпеливое и спокойное
ожидание" на "персональный интерес и отклик". Этот комплекс
движений и решал судьбу выбора - самого умелого менялу выбирал подошедший
клиент.
Итак, если ситуация не располагает, мы легко можем заменить "второй
плюс" комплиментарным движением. Кстати, вот такое движение, в отличие
от отражения слов, очень органично можно использовать в качестве ответа на
услышанный комплимент. Повторяем последнее упражнение, но теперь отвечаем
на комплимент комплиментарным движением. А группа следит за теми мимическими,
жестикулярными и позуальными знаками, из которых наши друзья вылепят это движение.
На ближайшую субботу - домашнее задание - наблюдение за менялами...