Трюки и приемы переговоров и продаж, практика
и теория, обучение торгового персонала и управление продажами.
ЦЕНОВЫЕ ИГРЫ
Разговоры о больной цене - это бзик всех продавцов и агентов.
Ну не понимают люди, что погоду делает не цена.
И что плакать по поводу высокой цены своих товаров, если ты не можешь ее
изменить?
Я очень люблю такой эпизод стандартной программы по тайм-менеджменту - определение
зон беспокойства. Великолемный терапевтический эффект!
Тренеру нужно стать у флипчарта и спросить у группы:
- Перечислите - что вас беспокоит? что вас волнует? от чего зависят ваши
работа и жизнь?
Слушатели начинают наперебой подбрасывать свои озабоченности:
- Курс доллара!
Тренер где-то на краю флипчарта - пишет: "$-курс".
- Погода в доме!
Это размещаем по центру. И дальше по принципу: равномерно по доске, но то,
что от нас не зависит - на периферию, а то, на что мы можем повлиять - в центр.
- Политика! Отношения с начальством! Погода на улице! Футбол! Выборы! Ребенок!
Деньги! Здоровье! Сербия! Продажи!..
Когда белая доска уже закидана тем, от чего зависит жизнь и работа группы,
тренер подводит черту и начинает умничать:
- Вот здесь - в центре (очерчивает зеленым фломастером круг) - то, на что
мы можем повлиять, то что, зависит от нас. Отношения на работе, в семье, заработок,
здоровье... А вот тут (поверх надписей штрихует красным) - то, что от нас
не зависит: игры политиков, кредиты МВФ, погода, курс валюты, землетрясения...
Мы не можем на это воздействовать. Значит - нет смысла сушить этим голову!
... Товары ищет не продавец. Цену на них выставляет тоже не он. Что ж о них
говорить и что ж на них плакаться? Вообще, если бы ваша фирма могла выставить
на ваш товар столь низкую цену, что покупатели выстроились бы в ваш магазин
в бесконечную очередь, тогда вы, продавцы и агенты, уже были бы не нужны...
Но продавцы и агенты на каждом из тренингов особо придирчивают относятся
к рекомендациям, связанным с аргументацией цены. Изменить их серьезное отношение
к цифрам и посвятить в магию и мистику ценовой игры иногда помогают разные
забавные истории.
- Я долго искал себе хитрую клаву... Ну ведь есть здесь те, кто любит оторваться
с компьютером и не надо объяснять, что речь идет о клавиатуре? Я искал ту,
которая вот такая - горбатая - и разделяется по середине на две половинки.
Чтоб можно было уложить их на широкие подлокотники моего кресла и работать
этак вразвалочку... И вот год назад в одном из киевских компьютерных подвальчиков
я именно такую и нашел.
С чувством глубокого самоудовлетворения говорю продавцу: "О! Как раз
то, что нужно. Заверните!" Знаете - приятно найти и купить нужную вещь...
Но тут начинается театр.
Продавец переспрашивает, что мне нужно, пялится на собственную витрину, хватается
за голову и объявляет: "Ах! У нас ведь только вчера была переоценка,
а на этой клаве ценник там и не поменяли!.."
- Так сколько она теперь? - почти угрюмо интересуюсь я.
Он называет цену. Он в полтора раза больше старой.
- Ну, - говорю, - это, голубчик, не серьезно, не красиво и не прилично...
Юный трейдер делает успокаивающий знак рукой и просит:
- Подождите. Я поговорю с директором.
Его не было минут пять. Вернулся прокуренный, как паук. Готов держать пари,
что к директору ходить и не думал, просто подымил в подсобке.
Он объявил с победной, счастливой гримасой:
- Все в порядке! Директор сказал, что раз уж вы увидели вчерашний ценник,
то можно отдать по старой цене!
Тут бы уже мне осчастливиться, возрадоваться и облобызать благодетеля. Ноя
решил это отложить до завтрашнего дня.
Вечером попробовал клавиатуру. Нормально, Понравилась. А следующим днем не
поленился (стервознейший характер) и еще раз подъехал в их магазин.
Правильно, вы угадали: цена опять та же самая. Но какой смысл да и о чем
скандалить? Парень просто творчески подходит к работе с ценой и с клиентом:
по идее эта ценовая игра должна была заставить покупателя не просто уйти с
покупкой, но уйти счастливым. Ну не все получилось... Но парень-то ищет и
пробует.
Вам это не годится? Это дело ваше. Может быть, подойдет другой вариант.
Не пробовали вместе с продавцом-напарником устроить при задумчивом посетителе
разговор о новых ценах? В частности - на тот телевизор, который ему приглянулся.
Можно даже взяться рисовать новый ценник...
Ваш разговор может быть примерно таким:
- Так на сколько Михалыч сказал приподнять этот телевизор? Процентов на двадцать?
Сколько ж это получится в гривнях? Какой там на дворе курс? Ба, так в баксах
это выходит почти полторы сотни!.. Да я знаю, что у всех он уже именно за
эти деньги стоит... Ладно, сейчас нарисуем.
Тоже не подходит?
Кстати, по поводу "приподнять" телевизор или чтобы там ни было...
Спросите у магазинного продавца о скидке. А потом о том, а нельзя ли получить
скидку вдвое больше. ОН станет испуганно махать руками, а вы попросите - "Дай
побазарить с боссом".
Боссу нужно сказать вот так:
- Там у вас телик стоит. Тот - на полторы штуки. Ваш парень стелит два процента
скидки, а мне надо шесть, - ласково улыбнитесь и душевно спросите: - Так куда
будем падать?
И если вы такой жмот, что для вас эти четыре процента очень смертельно важны,
так вы их прямо тут и получите. Торговаться или нет - дело ваше, но в то,
что "падать некуда" - не верьте никогда.
Что дают продавцам эти байки? Повторяю - они развивают и творческий подход
к работе с аргументацией цены, и гибкость мышления.
На рынке выбираю тубли "Ecco". Рядом пара девиц интересуется босоножками:
- А почему вот это модель так дорого? Рядом ведь похожие - вдвое дешевле...
Продавец:
- Ну это просто марка известная...
Они возмущаются и уходят.
Где хозяин лотка, который должен был бы за такое, если не убить, то выдрать
своего продавца? Как это известную марку можно подать как "просто известную"?!
Ведь за известной маркой стоит и соответствующиее качество, и удовольствие
от покупки, и уважение подруг, понимающих толк в честном брэнде!
А вот по евпаторийскому пляжу чимчикует веселый десятилетний горлопан и орет
и Крыму, и Турции:
- Пахлава! Самая доступная на полуострове! По договорным ценам! Не по полтиннику,
как у всех, а всего по сорок девять копеек!
Ну ведь хватает у малолетки сметки на все эти присказки!.. Почему же большие
дяди тоскливо бредут по песку и уныло программируют пляжников на ответ "нет":
- Пива НЕ хотите?..
- Нет.
- Пива НЕ хотите?..
- Не хочу!
Что еще можно делать с ценой?
Пару лет назад я тренировал группу звонарей из так называемой "телефонной
кочегарки" фирмы, торгующей строительной химией. Прихожу их проведать.
Помнят. Приветствуют. Благодарят. Просят:
- Послушайте меня! Послушайте меня!
У них умно сделана телефонная сеть: руководитель или тренер могут по параллельным
линиям слушать каждого звонаря.
Сел я на одну линию, на другую. Стали потом обсуждать, как обычно - спорить.
Но спорить с этими волками телефонного эфира уже и не нужно - матерые!
Тут один на всех машет и жестом умоляет подключиться к нему. Сажусь на его
линию и по разговору начинаю понимать, что телефонирует один из их старых
заказчиков. Просит продавца:
- Андрюха, мне тут под новый объект нужно полтонны половой краски, тонна
белил, морилочку, лак...
Андрюха сожалеюще кривит губы и огорошивает:
- Поздно, Макарыч. Сезон пошел. На этой неделе все как с цепи посрывались
- весь склад размели. Но через пару недель мы войдем в нормальный ритм весенних
поставок...
- Убийца! - взвыл на дальнем конце провода несчастный Макарыч. - Меня деректор
режет, а ты дорезаешь!.. А я ведь у тебя уже три года покупаю!
Андрюха, повернувшись ко мне, подмигнул, а клиенту забросил:
- Ну ты, Макарыч, не кипятись. Ты вот что... Третьего дня тут у нас для каких-то
дятлов отложили сколько-то тонн, а бабки, кажись, так и до сегодня и непришли...
Макарыч счастливо орет:
- Так накажи этих дятлов - отдай все мне!
Андрюха мнется:
- Ну я могу бугра спросить... Ты это... давай прямо на трубе чуток подожди,
а я спущусь на грузовую рампу... Сколько тебе чего?
Макарыч перечисляет тонны, метры и литры и:
- Иди, родимый, спасай, - умоляет он вслед Андрюху, который и не собирался
никуда идти, тем более - куда-то спускаться, а лишь отложил телефонную трубку
и вальяжно отвалился с калькулятором на спинку своего уютного кресла - собрался
подсчитать свои уже почти полученные комиссионные.
Через пять минут (не раньше) Андрюха машет мне ("Слушайте!") и,
имитируя запыханность, берется за трубку:
- Уф, сходил...
- Ну что там?! - вопит уже изнывающий от неопределенности старый клиент.
- Вырвал я, Макарыч, для тебя. Вырвал почти все. Лака нет. Но я сейчас тебе
счет-фактуру брошу и лак будет - знаю где взять...
- Так стратовать? Давай свою фактуру!
Макарыч не просто получил то, что нужно. Он счастлив. А оттого, что нужные
ему материалы отобрали у другого безвестного снабженца-растяпы - от этого
Макары счастлив вдвойне.