Мы с вами
завершили в первом приближении рассмотрение процесса управления. Хотя функция
мотивации является одним из подпроцессов менеджмента, в силу ее значимости мы
посвящаем ей много времени в последующих выпусках. И именно поэтоу темам по
психологии Тайм-менеджмента, для удобства навигации по архиву рассылки, я даю
свою нумерацию – ПСИ(хология) – 1, 2 и т.д.
С одной
стороны – психологию (на себя любимого) изучать приятно и интересно (по
выражению Юрия Орлова, трудами которого мы с Вами будем активно пользоваться, мы
планируем стать психологами самим себе). С другой стороны, это весьма сложная
тема, и вероятно на каком-то этапе к Вам обязательно придет утомление (помните
закон убывающей отдачи?) – от схем, которые мы будем изучать.
Для
восстановления Ваших сил я найду возможность вернуться к теме Байды –
рассказов.
Тема большая,
поэтому введение такое длинное.
Еще одно
важное замечание. В одном из ресурсов по ТМ я нашел описание такого анализа =
мол, после тренингов по ТМ сначала все хорошо, а потом руководитель начинает
думать – зачем он потратил деньги – в фирме все вернулось к тому, что было до
тренингов.
Я соглашусь с
автором. Недаром по теме ТМ появилось много разделов, посвященных борьбе с
ленью.
Недавно я
получил приглашение от одного из департаментов министерства Чувашии провести
семинар по Системному Тайм-менеджменту. Хотя мы не договорились (жители
Чувашской республики не смогут со мной встретиться, о чем я сожалею гораздо
больше, чем они – в Чувашии мы с огромным удовольствием работали 2 года с
одним из очень серьезных клиентов). Так вот Системный Тайм-менеджмент – это,
вероятно более верное название того, что мы с Вами изучаем. Хотя более
благозвучное – Персональный менеджмент, именно так звучит основное название
рубрики по ТМ нашего главного ресурса – электронного журнала «Русский
менеджмент».
Мы с вами снова будем
применять методологию: запоминание – понимание –
применение – развитие.
Однако немного ее расширяем, как это принято в западной
системе обучения.
ОБЩЕЕ. Каждый раздел тогда запоминается глубоко, когда он
изучается более детально. Зная детали, намного глубже запоминаешь и понимаешь
изучаемое «целиком», по иному начинаешь его применять (зная тонкости), имея все
шансы для развития изучаемого. Итак, мы переходим в
загадочный микромир науки управления.
СПЕЦИАЛЬНОЕ. При более
глубоком изучении функции мотивации в ТМ мы с вами будем руководствоваться
следующей важнейшей для нас поговоркой (говорят восточной, я правда в этом не
уверен)– он набрана слева от основного текста и будет нас сопровождать весь
раздел ПСИ - … .
Итак, начинаем –
ПСИ
-1. Функция мотивации в ТМ – начинается нешуточная борьба с собственной ленью
Целираздела:
Рассмотреть некоторые особенности психологических характеристик личности
(характера, мотивации, воли, эмоций) и возможности управления этими
характеристиками.
Ключевые слова:
черты характера, мотив,
мотивация, потребности, навык, привычка, эмоции, воля
К
сожалению, человек не всегда ведет себя рационально. Он ставит себе важные цели,
однако часто уклоняется от движения к этим целям. Как обеспечить побуждение себя
для реализации жизненных планов? Процесс побуждения себя и других на достижение
целей называется в теории менеджмента функцией мотивации. В этом разделе мы
более подробно рассмотрим как работает функция мотивации, и как знания о функции
мотивации можно использовать для стимулирования своей деятельности.
Недостаток чисто
"рационального" подхода в управлении, когда предполагается, что человек всегда
будет действовать, исходя из здравого смысла, это, в первую очередь, неучет
психологической стороны человека.
В теории
менеджмента это начали осознавать еще в 20-х годах нашего столетия.
Удивительно, что в самоменеджменте (ТМ), несмотря на "психологический бум" конца
ХХ века, чаще применяется "рациональная парадигма управления". Так, в одной из
последних работ по самоменеджменту - в книге Л.Зайверта "Ваше время в ваших
руках" - мотивация личности даже не включена автором в перечень предложенных им
функций управления собой и своими действиями. Но что стоят хорошо поставленные
цели, если у человека низкая мотивация к их достижению, а в придачу слабая воля?
С другой
стороны, в работах, посвященных психологии личности, где рассматриваются такие
категории, как характер, воля, эмоции, мотивация, их формирование и возможности
воспитания, крайне редко используется инструментарий, развитый в теории общего
управления. Полагаем, что задача по управлению своим временем окажется
невыполнимой, если ТМ не предложит методы управления своими психологическими
характеристиками. Попробуем с этой целью, применить проверенные практикой
категории менеджмента к психологическим параметрам личности
До встречи в ЧТ!
Другие рассылки автора можете узнать,
посетив страничку автора
С уважением,
директор ООО "КЦ "Русский менеджмент"
к.т.н. Владимир Токарев
тел. (831) 462-95-93,
тел./факс (831) 466-37-06,
http://mc-ma.narod.ru