Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Системный подход в бизнесе. Решение проблем.


Системный подход в бизнесе. Решение проблем.

Профессионализм - это постоянное движение вперед
и стабильная предсказуемость результата.


Приветствую, друзья!

Число подписчиков увеличивается, всем вновь подписавшимся рекомендую почитать архив рассылки, там мы уже начали определяться с основными понятиями. На данном этапе нам важно договориться о словах, чтобы впоследствии не возникало разночтений одних и тех же понятий.

В этой рассылке мы пытаемся разобраться с системным подходом, и ГЛАВНОЕ - учимся его применять для решения проблем.

Сегодня мы поговорим о системном анализе.

Системный анализ - это методология решения проблем, основанная на концепции систем. Система определяется заданием системных объектов, свойств и связей. Системные объекты - это вход, процесс, выход, обратная связь и ограничение.

Итак, мы хотим научиться решать проблемы. Что такое проблема?

Как пишет в своей книге один из идеологов системного анализа С. Оптнер, "проблемой называется ситуация, характеризующаяся различием между необходимым (желаемым) и существующим состоянием", т.е. "проблема - это разница между существующей и желаемой системой".

"Проблемы могут проявляться в симптомах. Систематически проявляющиеся симптомы образуют тенденцию. За обнаружением проблемы следует прогнозирование ее развития и оценка актуальности ее решения, т.е. состояния системы при нерешенной проблеме".

Для решения любой проблемы, в первую очередь ее необходимо выделить. А выделить, это значит определить границы существующей системы и желаемой, а после этого выявить разницу. И вот здесь понадобиться умение "видеть" проблемы, т.е. правильно выделять системы. Ведь не зря говорится, что правильно сформулировать задачу - это значит наполовину ее решить.

Еще раз, чтобы увидеть систему, нужно определить ее ограничение. "Ограничение системы состоит из цели (функции) системы и принуждающих связей (качеств функции). Принуждающие связи должны быть совместимы с целью". Т.е., цель и критерий оценки. У любой системы всегда есть только одна цель, и соответственно, один критерий оценки. Если целей несколько, значит это уже несколько систем.

Поскольку "всякая система состоит из подсистем", то подцели у системы могут быть, но главная цель - одна. Поэтому всегда нужно видеть именно это.

"Процесс нахождения решения концентрируется вокруг итеративно выполняемых операций идентификации условия, цели и возможностей для решения проблемы. Решение представляет собой конструирование, оценку и отбор альтернатив систем по критериям стоимости, времени, эффективности и риска с учетом отношений между предельными значениями приращений этих величин (маргинальных отношений)".
По сути, этот процесс всегда представляет собой дерево, в котором расписываются прогнозируемые состояния системы и критерии достижения цели.

Это системный анализ в его классическом виде. Более подробно об этом написано в статье С. Никанорова, которая размещена на моем сайте.

Для более глубокого изучения основ системного анализа лучше почитать самого Оптнера. Его книгу можно скачать отсюда.

Исходя из вышесказанного, попробуем теперь поэкспериментировать. Для начала я определю ограничения той системы, которую сам пытаюсь выделить.

Ведь что позволяет системный подход. Он позволяет определиться с главным, с целью. Любой человек сам является очень сложной системой, а также входит во множество других систем, и в первую очередь - социальных.

Какова же главная цель? Для себя я определил целью достижение профессионализма. Мой взгляд на это то, что такое профессионализм я отразил в своей статье на сайте, в которой я указал основные различия между специалистами, и профессионалами. Лучшим способом для достижения этой цели я определил для себя системный подход. По большому счету, альтернатив этому, скорее всего и нет. Любой настоящий профессионал в любом случае и мыслит и действует системно, без этого никогда не научиться решать сложные проблемы.

Главная способность любого системного аналитика - это умение строить сценарии. Где на входе всегда прогноз, а критерием является качество предвидения ситуации.

Для тренировки могу предложить вот эту статью. Здесь описано несколько возможных сценариев. Попробуйте проанализировать этот материал в соответствии с системной методологией. Учитесь предвидеть ситуацию, кто видит - тот знает.

Также можете почитать статью "Инженеры Победы. Спартак и Побиск". В СССР были свои неплохие системщики.

Продолжим в следующих выпусках…

Жду Ваших писем с комментариями и замечаниями.

Максим Никитин,
ss@vcom.ru

 

Новости сайта : "Инженеры Победы. Спартак и Побиск"
Американцы первыми поняли значение организационных технологий. В 1940-х на Западе стала развиваться внутриорганизационная деятельность "Системы и процедуры" (S&P)

Системные решения

В избранное