Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всё про реинжиниринг и автоматизацию для директора.


Информационный Канал Subscribe.Ru

 Выпуск 2. От 12 октября 2004 г.


Здравствуй дорогой мой читатель.

             Начнем с вопросов первого выпуска.  Почему выбор стратегии настолько важен для компании? Есть отличный вариант решать возникающие проблемы по мере их возникновения и получать от этого удовольствие и деньги. Но бизнесмены такого типа едва ли читают мою рассылку.  Для тех, кто перешёл в фазу осмысленного бизнеса,  рассмотрим предпосылки, приглашающие нас к выбору стратегии. Существуют и другие направления получения конкурентных преимуществ, кроме рассмотренных в первом выпуске, но они  пока освещаться не будут.

       Дело в том, что каждое из выбранных направлений конкурентных преимуществ предполагает свои   процессы управления, свою структуру бизнеса, ресурсы, персонал и свою информационную систему.    Противоречия между направлениями могут быть антагонистичными или родственными.  Особенно это касается лидерства по затратам и управления качеством.

Лидерство по затратам - основывается на детализации учета, точной оценке фактической себестоимости, рентабельности каждой партии готовой продукции или услуги. Обязательно введение попередельного метода учета в производстве, продуманной структуры предприятия, разбитой на центры финансовой ответственности, центры затрат разного типа, рабочие центры, и совершенной системы контроля списания затрат на каждом шаге бизнес процесса и по каждому центру затрат.

Качество продукции. Ресурсы концентрируются на разработке системы управления качеством. Стабилизация качества закупаемого сырья в рамках цена  качество.  Определение и автоматизация ключевых точек процессов, влияющих на качество, определение критериев качества. В большинстве информационных систем модуль управления качеством практически отсутствует, да и модули управления затратами в зачаточном состоянии (Aхаpta, Scala и др.) поэтому неизбежен реинжиниринг и серьезная модернизация информационной системы.

     Примеры (удачного) выбора стратегии каждый может найти самостоятельно. Останки этих предприятий встречаются внимательному путнику на каждом шагу, почти в каждом населенном пункте.      Очень известные внешние консультанты определили для мотоциклетного (или тракторного?  или автомобильного?) завода ведущее направление стратегического развития  - это реклама и работа с клиентом, т.к. понимали толк именно в этом, а то,  что качество на нуле, а вывезти с территории можно даже полностью собранный агрегат, отнесли (не поверите!) к специфике предприятия.

 

 

Банальности. Выпуск 2.   Управление себестоимостью (из реализованных проектов).

      Затраты, издержки, они преследуют Вас повсюду, Вы только подумали, а затраты уже идут, иногда против воли, вопреки принимаемым усилиям, чем интенсивнее работает предприятие, тем больше затрат. Создается ощущение непробиваемой стены.

      На самом деле  в структуре затрат, как в капле молдавского коньяка, отражены все проблемы предприятия. Планомерные и постоянные действия по снижению затрат неизбежно приведут к получению устойчивого конкурентного преимущества на рынке. Представленная  концепция позволяет оптимизировать затраты по всей цепочке жизненного цикла продукта.  Сначала делается анализ структуры фактических затрат за период, определяются источники прибыли, её распределение по жизненному циклу продукта. Определяются приоритеты в структуре затрат предприятия.

 В машиностроении доля основных материалов составляет от 50 до 80% фактических затрат предприятия, поэтому оптимизируя только этот  сектор можно добиться высоких результатов, фактический эффект от реинжиниринга в разы превышают затраты на его проведение.

Основные пути получения эффекта:

-          Жесткий контроль цен закупок сырья и материалов.

-          Изучение рынка поставщиков, организация долгосрочных отношений с поставщиками, партнерские программы.

-          Жесткий контроль процессов и расходов по закупке, перевозке, хранению сырья и материалов,  товаров, готовой продукции (в дальнейшем ТМЦ). Нормирование затрат на заготовление и доставку ТМЦ.

-          Планирование поставок, составление и соблюдение графиков закупок ТМЦ.

-          Определение и соблюдение страховых запасов на складах и в производстве.

-          Реинжиниринг (оптимизация) процессов разгрузки, хранения, перемещения материалов.

-          Введение и соблюдение обоснованных норм расходования ТМЦ и жесткий контроль процессов списания ТМЦ в производство. Особое внимание процессам нормирования.

Каждый из перечисленных пунктов может принципиально повлиять на себестоимость и место предприятия на рынке. Контроль, контроль, контроль, а что будет если ?

Отсутствие контроля цен закупки ТМЦ  приводит к плавному, практически незаметному снижению критерия цена  качество, цена постепенно растет, а качество закупаемого постепенно падает, в условиях России этот контроль должен быть постоянным и тотальным! У каждого правила есть исключения. Но исключений из этого правила я пока не встретил, поделитесь, если у Вас есть примеры, буду очень признателен. Менеджеры по поставкам в большинстве своем прекрасные и приятные люди, но они вынуждены работать в рамках правил созданных собственником, руководителем предприятия, управляющим.

Работа со случайными поставщиками может вообще сорвать поставки, а при долгосрочных договорах позволяет иметь большие скидки и дает гарантию качества.

Ослабление контроля перевозок ТМЦ приводит к резкому повышению их стоимости, росту количества порожних рейсов, неэффективному использованию транспорта (за десятком гаек отправят непременно КАМАЗ в другой регион или страну?). Часто оказывается что на товар с минимальной ценой, разница в цене в десятки раз перекрывается затратами на перевозку, выгрузку, охрану в пути.

Отсутствие контроля страховых запасов приводит к сверхнормативным закупкам, когда требуется 5 изделий в год, а покупается 50 и хранится на складах десятки лет. А это порча, старение, потеря свойств, параметров, загрязнение, при этом забиваются склады, требуются новые складские площади.

Пример из данного проекта: Только введение учета расхода топлива на автотранспорте по путевым листам привело к 20% снижению транспортных расходов, после тщательной проверки пробегов по маршрутам и оптимизации загрузки транспорта, эффект удвоился! (А самый затратный вспомогательный транспортный цех стал вдруг рентабельным).

Продолжение в следующих выпусках.

И напоследок вопрос по теме дня:    У Вас дорогой читатель, конечно, реализуется долгосрочная продуманная и сбалансированная программа по стабилизации качества закупаемого сырья, материалов, товаров и все-таки вопрос:   Когда Вы последний раз наказывали или поощряли своих сотрудников за качество закупаемых ТМЦ?

До скорой встречи, Александр.

Написать мне можно по адресу:   Kaktus-m@mail.ru
 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.tech.banalnosti
Отписаться

В избранное