Как известно, лицензия на проведение этого шоу имеется во многих странах.
Англия в их числе, и британских HR-специалистов заинтересовал подход к отбору кандидатов, применяемый в шоу. Больше того, один из последних мастер-классов по ассессмент-центрам, проходившим в Centre for Team Excellence, был посвящен возможным инновациям в проведении традиционных ассессмент-центров и основой для нового взгляда на ассессмент послужило именно реалити-шоу «Кандидат» («The Apprentice»).
Вот что пишут об этом на сайте английских кадровиков hrzone.co.uk:
Центры оценки по-прежнему остаются одним из лучших методов отбора, которые нам известны на сегодняшний день.
Но с момента своего появления организация и структура ассессмент-центров не претерпели практически никаких изменений, в то время как деловой мир, для которого подбираются сотрудники, изменился до неузнаваемости.
Двадцать первый век характеризуется высокой степенью независимости отношений между отдельными сотрудниками и командами. Все чаще применяется матричная структура управления (при которой централизованное руководство общего характера сочетается с оперативным подчинением непосредственному начальнику).
Отсюда постоянный рост ориентации на результаты, цели, индикаторы ключевой эффективности и коэффициенты возврата инвестиций.
Что привлекло специалистов в реалити-шоу The Apprentice, так это то, что отбор кандидатов происходит непосредственно по достигнутым в ходе реального задания результатам.
Сравним этот подход с традиционными ассессмент-центрами, на которых кандидаты должны «сыграть» роль эффективного члена команды, а внимания результату задания уделяется совсем немного.
Подход, используемый в шоу, в свою очередь, позволяет нам наблюдать типичное поведение кандидата.
По общему согласию, 12 недель наблюдения – прекрасный срок для большинства работодателей, чтобы провести традиционный процесс отбора.
Потенциальные преимущества подхода, используемого в шоу, заключаются в том, что кандидаты решают реальные задачи, необходимые для достижения реальных результатов.
Все это происходит в команде, где все зависят друг от друга.
Наблюдатели часто жалуются, что не видят на Центре оценки реальное поведение кандидатов.
Очевидно, им бы понравился подход, используемый в шоу.
Кроме того, мы знаем, что наблюдатели часто являются слабым звеном или уязвимым местом в процессе оценки, а подход, основанный на оценке выполненных заданий, сделал бы само выставление оценок более легким и точным.
Мой комментарий:
У нас методики Центров оценки и развития только начинают становиться популярными, а англичане, смотрите, обсуждают мысль о том,
что изучение человека в течение 12 недель даст более точные результаты, чем наблюдение за ним 1-2 дня, и
что продуманные и основанные на практике упражнения лучше, чем высосанные из пальца.
Это я не к тому, что надо начать посыпать голову пеплом по поводу нашей отсталости.
Нет, я придерживаюсь сугубо позитивного подхода.
Такого рода дискуссии обычно называются «борьба лучшего с хорошим» и свидетельствуют о том, что методики Ассессмент-Центров уже достаточно проверены практикой и действительно, как говорят наши английские коллеги, «валидны», т.е. надежны.