6 апреля в "Ведомостях" опубликована статья
"Как ни крути. Когда и как подчиненные оценивают своих начальников.
Речь в статье идет о методе всесторонней оценки менеджеров и руководителей, известном как "360 градусов".
В компаниях часто возникает необходимость получить объективную оценку руководителям (не важно, какого уровня, высшего или среднего звена, руководитель – в данном случае под руководителем понимается менеджер, в подчинении которого находится хотя бы один человек).
Мнение подчиненных о руководителе – важный элемент такой оценки, однако узнать его без искажений – не такая простая задача.
О том, как применяется методика "360 градусов", в статье рассказывает Андрей Николаев, сотрудник ТНК-ВР:
"Меня оценивали девять человек, в том числе непосредственные руководители, коллеги и независимые наблюдатели. Каждый из них заполнил анкету, состоящую из 100 вопросов, разбитых на 10 категорий. Полученные данные были обработаны компьютером, а результаты каждого менеджера обсуждались с участием специально обученного тренера-консультанта. Процедура оценки помогла мне расставить акценты на развитии тех качеств и навыков, значимость которых я недооценивал до прохождения оценки, но
которые оказались важными в глазах коллег".
Константин Коротов, профессор берлинской бизнес-школы ESMT считает, что методика "360 градусов" может стать мощным инструментом развития.
Правильно собранные и обработанные результаты способны открыть людям глаза.
Они практически всегда заставляют менеджера задуматься о взаимоотношениях в коллективе, своих сильных и слабых сторонах.
Чтобы лекарство подействовало, надо преодолеть самую малость – недоверие сотрудников к такого рода опросам.
По мнению Филиппа Огульника из консалтинговой компании Find,
"чтобы система заработала, ее необходимо правильно подать, т.е. добиться понимания и поддержки со стороны сотрудников".
Убеждать приходиться всех. Начальников – в том, что их недостатки не будут выставлены на всеобщее обозрение. Сотрудников – в том, что выставленные ими оценки останутся конфиденциальными и их руководители не смогут вычислить самых откровенных недовольных.
В статье приводится пример, когда в одной из компаний, чтобы убедить людей, что заполненные анкеты не попадут на глаза начальников, не только наняли специальную консалтинговую компанию, но и устроили настоящее представление. Анкеты бросали в мешок, который на глазах сотрудников был опечатан и отправлен консультантам.
Однако не всегда к проведению оценки относятся так серьезно.
Один менеджер по персоналу крупного издательства, например, когда ей поручили "определить уровень управленческих навыков линейных руководителей", просто взяла изданную в 1989 году книжку и переписала оттуда опросник.
Правда, она молодец, она вычеркнула все вопросы, касающиеся руководящей и направляющей роли КПСС.
Метод "360 градусов" на сегодняшний день является самым достоверным методом оценки персонала, в том числе руководителей всех уровней
Подробнее
о нём можно узнать из вышедшей в 2006 году книги Питера Уорда "Метод 360 градусов" ("360-Degree Feedback"). Книга издана в соответствии с договоренностью с Institute of Personnel and Development и является самым наиболее полным практическим руководством, впервые изданном на русском языке. Книга позволяет профессионально внедрить обратную связь методом 360 градусов в любой организации.