Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вопросы экономики и управления на предприятиях


Информационный Канал Subscribe.Ru


Еженедельный электронный журнал
Вопросы экономики и управления на предприятиях
№3 (3),
27 января 2003 г.
 

      Уважаемые подписчики! НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях" представляет Вам третий выпуск рассылки "Вопросы экономики и управления на предприятиях". Надеемся, что данная рассылка поможет Вам в повседневной учебе или работе. Все пожелания Вы можете направлять на адрес авторов рассылки или в форум.
      Так же мы надеемся, что сайт НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях" помогает Вам найти ответы на самые сложные экономические и управленческие вопросы!
      Удачного дня!

Содержание

  • Новости и обзоры

    Екатерина Выхухолева. Налоговики предостерегают россиян от "опасных связей".
    В четверг Министерство по налогам и сборам (МНС) обнародовало первые данные о количестве компаний, законно действующих на территории страны. Это те фирмы, которые подали в налоговую сведения о себе и попали в официальную базу данных МНС до 1 января. Их 1,6 млн, что ровно вдвое меньше 3,2 млн официально зарегистрированных российских предприятий. По закону остальные могут продолжать свою деятельность, но налоговики уверены, что в ближайшее время они будут ликвидированы

    Елена Короп. Цепная реакция.
    Госкомстат во вторник сообщил данные о росте промышленного производства в 2002 году. Его темпы составили 3,7% - это меньше, чем ожидало Минэкономразвития, причем рост был обеспечен за счет сырьевых отраслей и пищепрома. В перерабатывающих же секторах дела обстоят печально, а поскольку в ближайшее время ни инвестиций, ни структурных реформ не предвидится, в этом году правительственные эксперты и аналитики ожидают еще более скромные показатели
  • Мониторинг законодательства

    Алексей Михайлов, Андрей Лазеревский. Экспертиза законодательства: реформа МПС.
    Принятый Госдумой пакет законов о реформе железнодорожного транспорта создает компанию-монополиста огромного размера, владеющую всей железнодорожной инфраструктурой. При сомнительных перспективах эффективности деятельности такой компании она станет более чем влиятельной силой и на экономическом, и на политическом поле России.

    Разбираем законодательные завалы конца прошлого года.

    Приказ МНС РФ от 26 декабря 2002 г. N БГ-3-05/747 "Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Инструкции по ее заполнению"

    Приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-09/730 "О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)"

    Приказ МНС РФ от 17 декабря 2002 г. N БГ-3-03/716 "Об утверждении декларации по акцизам и Инструкции по заполнению декларации по акцизам" (документ в формате rtf)

Новости

 
      
      В четверг Министерство по налогам и сборам (МНС) обнародовало первые данные о количестве компаний, законно действующих на территории страны. Это те фирмы, которые подали в налоговую сведения о себе и попали в официальную базу данных МНС до 1 января. Их 1,6 млн, что ровно вдвое меньше 3,2 млн официально зарегистрированных российских предприятий. По закону остальные могут продолжать свою деятельность, но налоговики уверены, что в ближайшее время они будут ликвидированы.
     
      В середине прошлого года МНС начало создание Единого госреестра юридических лиц. Налоговики попросили все зарегистрированные компании до 1 января 2003 года принести основные сведения о себе - паспортные данные гендиректоров и бухгалтеров, лицензии, банковские реквизиты, юридический адрес и название самой фирмы.
     
      Предполагалось, что процедуру регистрации и подачи сведений налоговики упростят. Вновь регистрирующимся компаниям обещали распахнуть "единое окно". Это означало, что все документы можно будет отдать налоговой, а та уже брала на себя посещение остальных инстанций (к примеру, страховых фондов и Госкомстата). По словам замминистра по налогам и сборам Михаила Мишустина, принцип одного окна так и не был реализован из-за отсутствия соответствующих поправок в законодательстве о регистрации.
     
      Тяжело проходила и подача сведений от ранее зарегистрированных компаний. В МНС считают, что в этом виноваты сами фирмы: если в первые два месяца с начала регистрационной кампании (которую налоговики называли экономической переписью страны) в налоговые органы обращались в среднем по 40 тыс. компаний в месяц, то в декабре было подано 800 тыс. заявок.
     
      Сегодня, по словам Михаила Мишустина, около 1,6 млн компаний "вписали себя в экономическую историю страны" и попали в госреестр юрлиц. Остальные теоретически подлежат ликвидации. Но по действующему законодательству эта процедура сложна. Впрочем, существует законопроект, который упрощает схему ликвидации. Он уже прошел первое чтение в Госдуме и должен быть принят весной.
     
      Примерно 20% не предоставивших сведения компаний, по словам Михаила Мишустина, потенциально могут выжить. Остальные скорее всего давно мертвы. МНС предупреждает, что компаниям и гражданам стоит опасаться связей с 1,6 млн неперерегистрировавшихся компаний. Налоговики обещают в ближайшее время опубликовать на своих сайтах выдержки из госреестра с полным списком добросовестных компаний. Содержать они, правда, будут минимум информации - название, юридический адрес фирмы и регистрационный номер. Остальными данными МНС будет пользоваться в служебном порядке.
     
      Еще до конца не разобравшись с результатами регистрации юридических лиц, МНС намерено начать регистрировать и индивидуальных предпринимателей. Сейчас их около 5 млн. Скорее всего им, как и юридическим лицам, грозит "перерегистрация" ближе к концу года.
     

Екатерина Выхухолева. Налоговики предостерегают россиян от "опасных связей". // Известия.ru. - 23.01.03.

 

 | к содержанию |

Мониторинг законодательства

 
Статьи

Алексей Михайлов, депутат Госдумы РФ, и Андрей Лазеревский, эксперт
ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: РЕФОРМА МПС.

Источник: Газета "Финансовые Известия"
Разделы: Экономика России , Антимонопольное регулирование
      Принятый Госдумой пакет законов о реформе железнодорожного транспорта создает компанию-монополиста огромного размера, владеющую всей железнодорожной инфраструктурой. При сомнительных перспективах эффективности деятельности такой компании она станет более чем влиятельной силой и на экономическом, и на политическом поле России.
     
      Совет федерации одобрил 3 из 4 проектов этого пакета, но главный - о приватизации - отклонил. Сейчас по нему идет работа согласительной комиссии двух палат Федерального собрания. Собственно законопроект "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" удивительно лаконичен - всего 9 статей.
     
      Согласно проекту, создается единый хозяйствующий субъект (ЕХС или ЕдиХоС), под которым понимают 100-процентно государственное АО "Российские железные дороги". Упомянуты и некие "иные открытые акционерные общества". Чиновники говорят, что уже разработаны критерии для выделения дочерних АО в течение следующих 3 лет, но проект об этом умалчивает. Отчуждение акций самого ЕХС будет возможно только на основании федерального закона, отчуждение же акций дочерних АО - по умолчанию - без оного.
     
      ЕХС будет выполнять функции по содержанию и строительству объектов инфраструктуры, по перевозке грузов и пассажиров, по централизованному управлению перевозками и, кроме того, будет заниматься всеми прочими видами хозяйственной деятельности, которыми сегодня занимается МПС, равно как и любыми иными.
     
      ЕХС формируется "путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта", перечень которого определяется правительством. Земельные участки в собственность ЕХС не передаются. Никаких критериев, определяющих внесение или невнесение в уставный капитал, нет. Размер уставного капитала ЕХС устанавливается равным балансовой стоимости включаемых в него активов организаций федерального железнодорожного транспорта. Обязательная сегодня рыночная оценка перед приватизацией отменяется. Уставный капитал формируется по "сводному передаточному акту", куда включают некие обобщенные данные по передаточным актам, составленным по каждой организации (форму акта утвердят сами исполнители - Минимущество и МПС). По мнению замглавы МПС Анны Беловой, размер уставного капитала нового РАО будет больше, чем суммарный размер уставного капитала РАО "ЕЭС" и "Газпрома", вместе взятых.
     
      Имущество в значительной части будет ограничено в обороте - это большая часть объектов железнодорожной инфраструктуры, неопределенно широкая группа "объектов локомотивного и вагонного хозяйства", объектов, имеющих оборонное значение или предназначенных для специальных перевозок. ЕХС разрешается с согласия правительства продавать малодеятельные железнодорожные линии, мосты (кроме магистральных), недвижимость (кроме ограниченной в обороте). Остальное свое имущество ЕХС может продавать самостоятельно, включая, очевидно, и акции своих "иных" АО.
     
      Уведомлением кредиторов будет утверждение правительством перечня имущества федерального железнодорожного транспорта, подлежащего внесению в уставный капитал ЕХС. При этом не будет обязательным согласие кредиторов на перевод их требований.
     
      По сути организуется "неестественная" монополия, совмещающая управление инфраструктурой, всю перевозочную деятельность, а также допуск клиента на линию, сохраняющий "монополизм кассы". При такой ситуации упоминаемый в проекте недискриминационный доступ к инфраструктуре - заведомая профанация. В тексте не уделено внимания европейским требованиям, в том числе - об отделении функций распределения пропускной способности от перевозки, об обязательности норм по реструктуризации задолженности. Не отмечено, что предельный размер эффективной эксплуатации линий превышен в 20-30 раз.
     
      В проекте не только не отражена правительственная программа реформирования железнодорожного транспорта, но и нарушается целый ряд действующих российских законов. Это констатировали известные юристы из экспертно-консультативного совета при председателе Госдумы РФ (Тамара Абова, Александр Маковский, Александр Певзнер и другие). С ними согласились оба профильных думских комитета - по собственности и по транспорту (но тем не менее проект они одобрили). Проект игнорирует требования приватизационного закона (а ему не должны противоречить иные федеральные законы) о допустимости приватизации госимущества только способами, предусмотренными в этом законе (п. 5 ст. 13; п. 4 ст. 7). Не определен порядок формирования уставного капитала дочерних АО, степень участия в них государства, виды их деятельности. О способах приватизации "дочек" говорить не приходится, поскольку они уже элегантно "выведены" в частный сектор.
     
      Нарушается один из принципов гражданского права о том, что перевод долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора (ст. 60, 391 ГК РФ). Даже в пояснительной записке правительства отмечается, что эта проблема "может затруднить реализацию норм будущего закона". Имущество организаций вопреки нормам ГК РФ изымается у них без процедуры ликвидации юридического лица. А ведь они - должники и кредиторы; они несут обязанности по договорам. Замглавы Минимущества РФ Николай Гусев признает, что "определенная оттяжка вопроса по требованию кредитора есть", но считает оправданной упрощенную процедуру ликвидации ГУПов с нулевым балансом. И это при том, что, согласно ГК, нельзя забрать у действующего предприятия даже копейку (ст. 295), а безвозмездное внесение имущества одной коммерческой организации в уставный капитал другой, т.е. дарение, прямо запрещено законом (ст. 575 ГК РФ).
     
      Без решения осталась проблема изменения потоков налоговых платежей, которые неизбежны после ликвидации самостоятельных юрлиц. Это ущемит интересы регионов. Пострадают и интересы федерации: невозможно себе представить масштаб возможных злоупотреблений со стороны неконтролируемых руководителей сотен государственных унитарных предприятий.
     
      Налицо явная попытка достигнуть благой цели незаконными средствами. При этом "благость" сомнительна, тогда как растоптанное законодательство будет иметь самые трагические последствия.
     
      Кроме всего прочего, вызывает сомнение сама возможность эффективного управления таким грандиозным АО (и в частности - посредством "единоличного исполнительного органа"). Крупнейшей в мире железной дорогой будут "рулить" по схеме управления печально знаменитых ГУПов. Зато единоличный железнодорожный начальник будет назначаться по согласованию с президентом РФ, что поднимает статус президента ЕХС почти до премьерского уровня.
     
      В пояснительной записке к проекту утверждается, что реализация закона ничего не будет стоить бюджету. Это, конечно, не так. Вспомним о льготах по реструктуризации долгов, о затратах на учет объектов, о передаче (неизвестным способом) огромной социальной сферы, жилфонда и ЖКХ, что обременит бюджеты всех уровней. Но главное бремя будут нести граждане-налогоплательщики, вынужденные оплачивать услуги монополиста, а впридачу - еще и регистрацию его прав на его недвижимость. Проект устанавливает, что регистрация прав на недвижимость, вносимая в уставный капит
      ал ЕдиХоСа, осуществляется за 10% регистрационной платы. А это $1 млрд. По действующим нормам госрегистрация одного стоит минимум 500 руб. Значит, ЕХС заплатит 50 млрд руб., а остальные 450 млрд руб. покроют учреждения юстиции - за счет прочих граждан и организаций.
     
      По мнению зампреда комитета Госдумы по собственности Михаила Емельянова, законопроект юридически недоработан, не формулирует цели преобразования и не дает четкого понимания необходимости этого процесса. Нам же представляется, что проект скроен исключительно в интересах функционеров МПС и будущего монстра - ЕдиХоСа. Это же можно утверждать относительно трех остальных проектов "железнодорожного пакета" (о железнодорожном транспорте, о транспортном уставе железнодорожного транспорта и о поправках в антимонопольный закон). Они, по образному выражению
      известных специалистов по гражданскому праву, состоят "из иксов и игреков" и по большей части защищают ЕдиХоС от пользователей их услуг. Для последних транспортными услугами предусмотрены исключительно обязанности перед железнодорожным транспортом, практически отсутствуют адекватные права грузоотправителя и грузополучателя. В этом проявилось авторство проектов, подготовленных аппаратом МПС в духе эпохи развитого социализма, основанной на методах командно-административного управления.
     
      В принятом законе "О железнодорожном транспорте" заинтересованным руководящим лицам удалось "обнулить" идею о недискриминационном доступе к услугам ж/д транспорта. Принципы недискриминационного доступа - вопреки норме Конституции РФ о разделении властей - будет устанавливать правительство Российской Федерации (п. 2 ст. 14 проекта). Суть проблемы в том, что будущее РАО становится "трехглавым" монополистом: собственником всей железнодорожной инфраструктуры, монопольным перевозчиком (и грузов, и пассажиров), также оно получает функции по допуску перевозчи
      ков к путям (организации трафика). РАО всегда сможет найти основания для отказа по "техническим причинам" для чужих, открыв "зеленый свет" своим перевозчикам.
     
      Еще один пример монопольного "права" - принуждение пользователей дважды платить за одни и те же услуги: за возврат порожних вагонов, за погрузку-выгрузку. Делается это с помощью манипуляций тарифами и незаметных для неспециалистов вкраплений в закон. Все очень просто. Коэффициент порожнего пробега эмпээсовского парка - более 40%. Поэтому оплата возврата порожних вагонов уже включена в тариф на перевозку груза и распределена на всех клиентов железнодорожного транспорта. Новый же закон устанавливает, что владелец должен оплатить (фактически - вторично) возврат порожнего вагона. Аналогично обстоят дела с погрузкой-выгрузкой. По некоторым видам грузов подготовка вагонов и погрузка-выгрузка производятся за счет грузоотправителя, хотя оплата этих операций уже включена в тариф.
     
      Очевидно, что ЕдиХоСу конкуренция не грозит. Это ясно и из чисто формальных поправок в ФЗ "О естественных монополиях". В них лишь уточняется, что естественной монополией, которой сегодня считаются железнодорожные перевозки, когда-нибудь ("с учетом мер") станут - по административному решению - услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры.
     
      Создается впечатление, что во всей железнодорожной реформе главным движущим мотивом является не результат, но сам процесс. И осуществляется он не в интересах российских граждан и государства, а в пользу узкой группы людей, которые сегодня командуют всеми рельсами и поездами, а завтра будут диктовать свои условия всей экономике. Замглавы МПС Анна Белова сказала ясно: "За то, чтобы поезда не падали, при всем уважении к правовой общественности, отвечает МПС. И если министр... принимает такую концепцию, наверное, для этого есть основания". Хочется возразить: МПС не является натуральным хозяйством. Оборудование для железнодорожного транспорта выпускают промышленные предприятия всей страны; можно сказать, что на МПС работает вся Россия. А МПС в ответ пытается увильнуть от ответственности за качество и своевременность услуг, требует вознаграждения за неоказанные услуги. И, к сожалению, получает требуемое.
     
      По всему выходит, что осуществление экономического чуда в России осложняется. Органы регулирования осуществляют переход от регулирования естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры ж/д транспорта.
     

Алексей Михайлов, Андрей Лазеревский. Экспертиза законодательства: реформа МПС. // Газета "Финансовые Известия". - 23.01.2003

 

 | к содержанию |



Разбираем законодательные завалы конца прошлого года ;-).

Приказ МНС РФ от 26 декабря 2002 г. N БГ-3-05/747 "Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Инструкции по ее заполнению" (документ в формате zip)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 января 2003 г. Регистрационный N 4132
Приказом утверждены форма декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями и Инструкция по ее заполнению.
Данная декларация представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом. Расчетным периодом по страховым взносам является календарный год. Следует отметить, что расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, которые были утверждены Приказом МНС РФ от 28 марта 2002 г. N БГ-3-05/153 (зарег. в Минюсте РФ 15 апреля 2002 г. Регистрационный N 3363), подаются по итогам отчетного периода. Отчетными периодами по страховым взносам в ПФР признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (ст.23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).

Приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-09/730 "О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)" (документ в формате rtf)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 января 2003 г. Регистрационный N 4125
Договор коммерческой концессии (субконцессии), его изменение и досрочное расторжение подлежит регистрации территориальным органом МНС РФ, осуществившим регистрацию юридического лица, выступающего по договору в качестве правообладателя. Регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов посредством внесения записи в Журнал учета регистрации и проставления на экземплярах договора надписи (штампа) и печати регистрирующего органа.
Перечисляются документы, подлежащие представлению в регистрирующий орган.

Приказ МНС РФ от 17 декабря 2002 г. N БГ-3-03/716 "Об утверждении декларации по акцизам и Инструкции по заполнению декларации по акцизам" (документ в формате rtf)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 09 января 2003 г. Регистрационный N 4100
Утверждены формы налоговой декларации по акцизам и инструкция по ее заполнению. Приказ применяется при расчете сумм акциза по операциям, совершаемым с 1 января 2003 г. и признаваемым в соответствии со статьей 182 НК РФ объектом налогообложения.

 | к содержанию |

Статьи

 
Статьи

Игорь Шелухин, Старший консультант по управлению, ИКФ «АЛЬТ»
КРИТЕРИИ ПЕРЕХОДА НА АУТСОРСИНГ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Тезисы доклада на семинаре «Промышленная кооперация и аутсорсинг»

Источник: Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ
Разделы: Менеджмент
      Производственный аутсорсинг – передача сторонней организации целиком функции производства или части задач, связанных с производством продукции.
      Можно условно разделить аутсорсинг на два вида – аутсорсинг заготовок и комплектующих и аутсорсинг функций и операций по обеспечению производства продукции. В первом случае это доля и степень готовности закупаемых узлов и комплектующих. Во втором случае, речь идет о передаче на сторону функции транспортировки, ремонта оборудования, подготовки производства, самого производственного процесса.
      Компании осуществляющие аутсорсинг заготовок осуществляют поиск на рынке узлов и деталей, а компании отдающие на аутсорсинг выполнение функций, поддерживающих производственный процесс прибегают к услугам промышленного сервиса.
       
      Как работают в мире.
     
      По данным ежегодного исследования журнала Industry Week – IW Census on Manufacturing (3000 американских производственных компаний) 44,7% американских компаний активно пользуются услугами сторонних специализированных компаний для осуществления перевозок. Также около половины компаний немного используют аутсорсинг содержания оборудования, самого процесса производства. Менее всего используется аутсорсинг снабжения, обслуживания складов и распределения.
      Мировые компании переходят на аутсорсинг, чтобы повысить эффективность деятельности компании и расширить свои возможности. Например, сторонняя организация может иметь оборудование, которое необходимо лишь периодически для выполнения разовых операций. Моего приятеля поразило в Америке надпись на заборе вокруг строительной площадки: «Аренда заборов….»
     
      Промышленный сервис
      Интересно было бы посмотреть, что за компании оказывают услуги промышленного сервиса. После небольшого исследования мы увидели, что компании на рынке промышленного сервиса в основном оказывают услуги по ремонту, содержанию оборудования и сдачи его в аренду. Другая крупная группа компаний занимается содержанием промышленных объектов предоставляя услуги дворников, вахтеров, уборки и переработки отходов, сдачи в аренду производственных рабочих.
      Чтобы понять объемы рынка достаточно взглянуть на масштабы компаний на нем работающих. Компания Wyko Industrial Services оказывает услуги по аренде оборудования для ремонта станков и сооружений и услуги по ремонту и содержанию зданий и оборудования. Компания работает только в Англии, где имеет около 200 офисов/ремонтных мастерских по стране, что позволяет ей практически мгновенно реагировать на запросы клиентов. Оборот компании 150 млн. фунтов. Компания FBG Service Corporation, оказывающая услуги дворника, вахтера, уборки помещений, уборки и переработки мусора имеет одного из крупных клиентов энергетическую компанию Alliant Energy, у которой она работает по уборке помещений на 188 объектах и обслуживанию территорий на 2400 объектах.
     
      Поставки заготовок
      Легче всего представить ситуацию взаимодействия с поставщиками и перечня закупаемых и перечня изготовляемых самостоятельно узлов и комплектующих на конкретном примере машиностроительной компании. Таковой является JLG Industries – производитель погрузчиков, подъемников и телескопических экскаваторов, с оборотом в 1 млрд. долларов. JLG закупает материалы, в основном стальной лист и узлы, т.е. колеса, гидравлику, двигатели и т.д. Таким образом, производство заключается в самостоятельном изготовлении только корпуса машины, а уже собранные и готовые к установке н
      а машины узлы поступают от поставщиков прямо на конвейер.
      Причем поставки организованы таким образом, что поставщик сам определяет время и объемы поставки, благодаря интегрированной системе отчетности и контроля объемов производства продукции, объемов запасов на складах и запасов на складах поставщика.
       
     
      Как обстоят дела у нас
       
      Организация производства и рынок узлов, деталей и заготовок в России
       
      Можно назвать четыре характеристики современного состояния отечественной промышленности, которые характеризуют ситуацию во многих отраслях:
      «Натуральное хозяйство» - типичная характеристика устройства российской производственной компании. Собственное производство заготовок (литейный и кузнечные цеха), собственные ремонтные цеха, собственные транспортные цеха и т.д.
      «Усталость производства» - производственные мощности изношены, низкий уровень загрузки, с трудом добиваются требуемого качества
      «Ограниченные ресурсы» - требуются затраты на переоборудование. Ограниченные ресурсы не позволяют инвестировать в полный комплекс. Надо выбирать во что инвестировать.
      «Надо решаться!» - какие цеха/направления бизнеса развивать, а какие нет. Решить насколько важны для бизнеса заготовительные и вспомогательные производства
       
      Поставки заготовок
     
      Типичная схема устройства Российской производственной компании, которая верна для многих отраслей может быть представлена на примере ОАО «Ирбитский мотоциклетный завод»
      Ирбитский мотоциклетный завод самостоятельно изготавливал тяжелые мотоциклы «Урал» и все запчасти к ним, за исключением некоторых резиновых изделий и электроники. В состав «Ирбитского мотозавода» входили:
      Вспомогательное производство: Литейный цех, кузнечный цех, прессовый цех, автоматный цех
      Основные производства: механообработка, термообработка, сварка, гальванический цех, лакокрасочный цех
      Сборка: сборочный конвейер.
      Сейчас после реорганизации было существенно сокращено производство, заготовительные цеха отделяются и готовятся к продаже, в частности кузнечный цех уже имеет нового владельца и необходимые для мотоциклов детали закупаются как у него, так и у нескольких внешних поставщиков.
      В перспективе планируется выйти на бизнес-модель похожую на бизнес-модель западных производителей мотоциклов. Западные производители имеют собственную сборку и часто собственное производство двигателей, как ключевого узла мотоцикла. Все остальное закупается в виде готовых узлов.
     
      Основные аргументы «за» и «против» перехода на аутсорсинг заготовок, которые рассматриваются отечественными производственниками.
     
      Аргументы «За»:
      - Прекратятся убытки от заготовительного производства.
      - Возможно, будет получена прибыль от продажи, которую можно будет инвестировать в основной бизнес/основные цеха.
      - Концентрация управленческих, инвестиционных и прочих ресурсов на основном бизнесе
      - Наличие опыта российских компаний по продаже заготовительных и транспортных цехов  (ЛОМО, Ирбитский мотоциклетный завод)
      - Возможно закупать заготовки за рубежом по сопоставимым ценам
     
      Аргументы «Против»
      - Процесс передачи на сторону производства заготовок может занимать много времени.
      - В результате перехода к аутсорсингу повысится риск устойчивой работы предприятия, в случае срыва поставок, неудовлетворительного качества или повышения цен.
      - Покупка заготовок за рубежом требует более жесткого планирования производства и закупок на 2 месяца вперед и более и связано с прочими трудностями – знаниями языков, таможенных правил и т.д.
     
      В случае принятия решения о продаже заготовительного или вспомогательного  производства, возможно будет не найти покупателя
      На данный момент нет оснований            для того, чтобы утверждать преобладающую силу тех или иных аргументов. Поэтому рынок находится в подвешенном состоянии. Одни компании стараются переходить на аутсорсинг (ЛОМО, Ирбитский мотозавод), другие ищут сторонние заказы для своих заготовительных цехов (Петрозаводскбуммаш), а третьи не желают от них избавляться и сокращают мощность под потребности основного производства (Кировский завод, КАМАЗ)
       
       
       
      Критерии перехода на аутсорсинг
       
      В западной практике принято использовать следующую схему для оценки целесообразности перехода на аутсорсинг, разработанную компанией “PriceWaterhouseCoopers”
     
     
     


     
        
      Примечания:
      1. Критерии определения насколько стратегическая позиция компании по отдельному виду операции являются уникальными для каждой организации и подвержены субъективному восприятию менеджеров
      2. «Реорганизовать» - возможно в краткосрочном периоде отдать на аутсорсинг, но в долгосрочном периоде должно быть возвращено под контроль компании
      3. ? (Необходимо обсуждать) – много возможных решений: продажа, расширение и предоставление услуг другим организациям, аутсорсинг, расширение профиля и создание стратегического конкурентного преимущества
       
       
      Более частные критерии перехода на аутсорсинг, используемые в российской практике
      1. Невозможность обеспечить требуемое качество
      "ЛОМО" - собственный цех печатных плат производил на 2 поколения отставшие изделия. Было решено, что закупать на стороне будет проще и дешевле, чем строить полностью новый цех с новым оборудованием и управлять им
      2. Снижение затрат "Ирбитский мотоциклетный завод" - сокращение цеха по пошиву обивки сидений мотоциклов. На рынке такие изделия закупать дешевле, чем производить самостоятельно.
      3. Высвобождение дефицитного оборудования и высококвалифицированной рабочей силы.
      Высвобождение уникального оборудования, занятого изготовлением стандартных изделий
      4. Улучшение работы отдела снабжения
      Сокращение номенклатуры закупаемых изделий, за счет закупки собранных в узлы изделий.
     
      Критерии отказа от аутсорсинга
      1. Отсутствие надежных поставщиков
      "Хлебный дом" - неудовлетворительные услуги со стороны монопольного поставщика услуг - "Хлебтранса". Как выход приобретение собственных грузовиков, которые в дальнейшем решено отделять во внешнее управление и работать по контракту.
      2. Потенциальная монополия со стороны возможного поставщика
      Препятствия по приобретению таких заготовок на других предприятиях. Например, большие габариты - высокие транспортные расходы
      3. Снижение оперативности ниже требуемого уровня
      Существенное увеличение сроков изготовления на стороне, неприемлемое для обеспечения процесса производства.
      4. Увеличение затрат
      Себестоимость изготовления у себя меньше, чем цена предложения на рынке
     
      В завершение хотелось бы отметить, что рынок промышленных заготовок, деталей и узлов, а также промышленного сервиса находится в точке перегиба, когда многие определяются с тем стоит ли содержать самостоятельно заготовительные и вспомогательные цеха или стоит от них отказаться и, возможно, выгодно продать. При этом можно больше сконцентрироваться на основной деятельности и приобрести дополнительные конкурентные преимущества. С другой стороны формируются специализированные компании, оказывающие эти услуги. В течение 5-10 лет рынок должен сформировать ся. Возможно, самые сливки удастся собрать тем, кто первым определится со своей позицией на нем.
     


Игорь Шелухин. Критерии перехода на аутсорсинг промышленных предприятий. // Тезисы доклада на семинаре «Промышленная кооперация и аутсорсинг», 2002 г.

 

 | к содержанию |

 
Статьи

Владимир Рябовол, ИКФ "АЛЬТ"
КАК РАЗБИТЬ РЫНОК.
Тезисы доклада на семинаре «Промышленная кооперация и аутсорсинг»

Источник: Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ
Разделы: Менеджмент
      Сегментация - одна из ключевых составляющих анализа рынка. Только просегментировав рынок, компания может понять то, какой потенциал продаж есть у ее продукции, с кем она будет конкурировать, за счет чего будет конкурентоспособна.
      Критериев для сегментации множество. Можно сегментировать рынок по характеристикам потребителей, по характеристикам продукта, по особенностям процесса совершения покупки потребителем, по видам каналов дистрибуции, можно разработать критерии под конкретную задачу компании. Из-за огромного числа критериев, сегментация становится крайне сложным процессом, так как необходимо выделить ключевые критерии и сформулировать последовательность их применения.
      В нашей практике мы не раз сталкивались как с удачными, так и с неудачными примерами сегментации. Как правило, неудачи связаны с тем, что сегментация проводится шаблонно - сегментация ради сегментации. В результате получается какая-то структура рынка, которую, в ряде случаев можно применить, но она не отвечает на важные вопросы. Например, важным вопросом с точки зрения сегментации является необходимость очертить границы рынка, в которых может работать компания. Тем не менее, во многих бизнес-планах, можно встретить то, что компании рассматривают рынок в целом, не отсекая те сегменты, на которых они работать в принципе не могут (например, сегменты оборудования, не производимого компанией).
     
      Как проводить сегментацию? Можно выделить ряд принципов, которыми следует руководствоваться, приступая к сегментации.
      1. Приступая к сегментации, следует начинать с определения целей сегментации и построения ключевых вопросов-гипотез. Как показывает практика, проводить глубокий фронтальный анализ рынка не эффективно по соотношению цена-результат.
      2. В ходе сегментации необходимо представлять картинку рынка в целом. Для этого рекомендуется начинать сегментацию "с чистого листа", укрупненно описав структуру рынка и существующие рыночные тенденции
      3. Углубленное изучение рынка должно логически вытекать из укрупненного анализа. Гипотезы и вопросы, раскрываемые в ходе детальной сегментации должны дополнять результаты предварительного анализа.
      4. Сегментация - творческий процесс. Чтобы компания получила выдающийся результат, исследователь должен иметь возможность выдвигать и проверять нестандартные идеи
     
      Когда мы начали работать с "Ирбитским мотоциклетным заводом", перед нами стояла задача - определить, почему падают продажи завода. Спрос на мотоциклы был - продавались японские, немецкие модели, но не "Уралы".
      Были выделены ряд гипотез, отражающих причины низких продаж:
      1. Мотоцикл принципиально не соответствует потребности потребителя
      2. Слишком низкое качество продукции даже при существующей цене
      3. Не привлекательная марка
     
      Мы пошли по пути последовательной проверки гипотез, начав с проверки гипотезы о том, что мотоцикл не соответствует потребности потребителей. Было сделано предположение, что российский рынок будет развиваться в соответствии с мировыми тенденциями, а изменение спроса на мотоцикл связано с отказом неэффективного потребления, как это произошло в ряде других отраслей.
     
      Мы просегментировали мировой рынок по ряду характеристик:
      - Тип мотоцикла
      - Назначение транспортного средства
      - География использования
      Были выбраны данные характеристики, так как они позволяли выделить особенности применения различных типов техники (что было важно, так как завод мог производить только тяжелые мотоциклы), сделать предположения о критериях выбора продукции, особенностям процесса принятия решения о покупке и при этом учесть региональные особенности спроса.
     
      Совместив, полученные результаты, мы получили, что тяжелые мотоциклы используются как средство для развлечений в развитых странах. В качестве транспортного средства, используются легкие мотоциклы, при чем, в основном, в развивающихся странах. Завод исторически производил тяжелые мотоциклы как транспортное средство. Спрос на такой мотоцикл исчез, независимо от технических характеристик и марки. Соответственно, чтобы завод мог развиваться, необходимо или создавать новый мотоцикл, перепозиционировать существующий как мотоцикл для развлечений или выходить на рынки развивающихся стран. Но, в связи с тем, что руководство завода рассматривало рынок России основным, то вариант выхода за рубеж дальше не рассматривался.
      Так как мотоциклы с коляской получили устойчивый имидж "мотоцикла для колхозника", который возит на них картошку, и перепозиционировать их было не возможно, то завод создал новую модель - "Урал - Волк".
     
      Сегментация рынка всегда остается творческим процессом. Правильно выбранные критерии - половина успеха фирмы. Однако, надо помнить, что чем менее стандартны критерии, тем более затратно исследование, и необходимо пытаться найти гармоничный баланс между затратами и отдачей.
     

Владимир Рябовол. Как разбить рынок. // Компания, - № 229, - 2 сентября 2002

 

 | к содержанию |

Юмор

 Как известно, слишком серьезное отношение
      к тому или иному явлению
      не всегда способствует его глубокому пониманию.

Парочка маленьких анекдотов:

Сидит Волька и Хоттабыч без бороды перед
компьютером с понуреными головами...
- Говорил тебе, Хоттабыч - давай напишем сами бухгалтерскую программу,
а ты - купим 1С, купим 1С...

- Ты чего такой уставший и печальный?
- Работа... Работа... Одна работа... Утром и вечером... И все работа...
- И давно ты так работаешь?
- Завтра начинаю.

Известный психолог Джонатан Смит, выступая недавно на одном из семинаров, порекомендовал новое средство по борьбе со стрессом:
Если у вас был один из тех дней, когда вы раздражены до предела и ненавидите всех и вся, возвращаясь домой с работы, заскочите по дороге в аптеку. Вам потребуется купить анальный термометр фирмы "Q-tip". Я повторю, что очень важно, чтобы вы купили именно анальный термометр, и именно марки "Q-tip".
По приходе домой, переоденьтесь в вашу любимую одежду, зашторьте все окна и прилягте на кровать, предварительно положив рядом с собой термометр. Затем возьмите руководство по пользованию анальным термометром и вы сможете легко найти там строчку, где производители гарантируют, что каждый термометр марки "Q-tip" индивидуально тестирован. Теперь вы должны закрыть глаза и как минимум пять раз повторить бодрым голосом:
"Как замечательно, что я НЕ работаю инспектором по качеству компании "Q-tip"!!!!"

 

 | к содержанию |

.

© НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях"
Вопросы экономики и управления на предприятиях
№3 (3), 27 января 2003 г.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное