Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вопросы экономики и управления на предприятиях


Информационный Канал Subscribe.Ru


Еженедельный электронный журнал
Вопросы экономики и управления на предприятиях
№2 (2),
20 января 2003 г.
 

      Уважаемые подписчики! НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях" представляет Вам второй выпуск рассылки "Вопросы экономики и управления на предприятиях". Надеемся, что данная рассылка поможет Вам в повседневной учебе или работе. Все пожелания Вы можете направлять на адрес авторов рассылки или в форум.
      Так же мы надеемся, что сайт НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях" помогает Вам найти ответы на самые сложные экономические и управленческие вопросы!
      Удачного дня!

Содержание

  • Новости и обзоры

    Из-за слабого доллара в прошлом году у россиян "сгорело" $2,5 млрд.
    По расчетам Центра макроэкономических исследований консалтинговой компании Юникон/МС, реальная рублевая доходность сбережений в наличных долларах за 2002 год была отрицательной и составила минус 8,4%. Если верить статистике Центробанка, подсчитавшего, что в России вращается 38 млрд наличных долларов, потери россиян из-за низкого курса доллара за год составили минимум $2,5 млрд.

    Минфин приумножил профицит
    В декабре Минфин не просто не допустил традиционного для конца года всплеска бюджетных расходов, но и потратил рекордно мало. Хотя декабрьские доходы тоже были не слишком велики, в 2003 год правительство входит с солидным резервом, позволяющим спокойно пережить пик долговых платежей

    Итоги "экономической переписи": массовой ликвидации не будет.
    Министерство по налогам и сборам (МНС) начало подводить итоги "экономической переписи".   По предварительным данным, перепись не прошли не только те компании, которые считались налоговиками "мертвыми", но и множество живых и законопослушных фирм.

    Начинается робкое оживление мировой экономики.
    Оживление экономики, начавшееся в развитых странах в конце 2001 года, вопреки ожиданиям не перешло в 2002-м в фазу быстрого роста. Теперь перспективы на 2003 год описываются чаще всего в терминах "неуверенное оживление", "робкое восстановление активности" и т.п.

Новости

Новости и аналитика

Алексей Тихонов
ИЗ-ЗА СЛАБОГО ДОЛЛАРА В ПРОШЛОМ ГОДУ У РОССИЯН "СГОРЕЛО" $2,5 МЛРД.
Твердая американская валюта подвела доверчивых граждан России

Источник: Газета "Финансовые Известия"
Разделы: Финансы и кредит , Мировая экономика
      По расчетам Центра макроэкономических исследований консалтинговой компании Юникон/МС, реальная рублевая доходность сбережений в наличных долларах за 2002 год была отрицательной и составила минус 8,4%. Если верить статистике Центробанка, подсчитавшего, что в России вращается 38 млрд наличных долларов, потери россиян из-за низкого курса доллара за год составили минимум $2,5 млрд. По итогам 2002 года банковские вклады в долларах независимо от сроков в реальном выражении также имели отрицательную доходность - от минус 4,4% до минус 1,6%.
     
      Когда летом прошлого года известный валютный трейдер Джордж Сорос (George Soros) заявил, что евро должен стоить $1,1, мировое финансовое сообщество расценило это как обычную спекуляцию. Однако в конце декабря прошлого года аналитики крупнейшей инвестиционной компании Merril Lynch уже не видели в этом курсе ничего необычного. Рейтинговое агентство Standard&Poors предсказывает, что курс евро к середине 2003 года составит $1,06. Специалисты считают эту оценку "весьма консервативной" и теперь более доверяют прогнозу Сороса.
     
      На курс доллара сегодня влияет множество различных по своей природе, но взаимосвязанных факторов. В качестве главного из них финансисты приводят геополитический. В последнее время политическая неопределенность подрывает доверие к США, что в том числе сказывается и на доверии к американской валюте. Это подтверждается и повышением цены главного исторического конкурента американской валюты - золота, которое многие теперь склонны рассматривать как единственную альтернативу для сохранения собственных средств. Цена на золото за 2002 год значительно выросла и составляет сейчас более $350 за унцию. Аналитики прогнозируют на этот год увеличение стоимости золота до $370.
     
      Другой объясняющий фактор имеет фундаментальную экономическую природу: ослабление курса американской валюты связано с наметившимся еще в прошлом году оттоком капитала из США, вызванным общей переоценкой экономических активов в стране. Главным двигателем роста национальной валюты является экономический рост в стране, который обеспечит приток капитала в экономику. Между тем, по расчетам экономистов, в США нет особой необходимости в капиталовложениях - в настоящее время в Соединенных Штатах используется лишь 75% основных фондов. Потребительский спрос при этом находится на пиковом уровне, и рассчитывать на него в обозримом будущем не приходится.
     
      Однако большая часть инвестиций, сделанных в эпоху бума - во второй половине 90-х годов, требует обновления, что и может запустить спрос на капитал в стране. На это и рассчитывают наблюдатели. Доходность вложений в этих условиях неизбежно повысится, а значит, курс доллара пойдет вверх. Пока же США вынуждены импортировать капитал на сумму около $1,5 млрд в день, чтобы сбалансировать отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса (в 2002 году дефицит составил примерно $513 млрд, а прогнозы на будущий год несущественно отличаются от нынешнего показателя). Сложившееся положение аналитики Merril Lynch оценивают как "ошибку-22": любое изменение приведет к ухудшению статус-кво. В этой ситуации особенно важное значение приобретает фактор экономической политики - третий из основных, влияющих на формирование валютного курса доллара. Предыдущая администрация США проводила уверенную политику "всемирного доллара" и постоянно подчеркивала свою приверженность этой стратегии. Нынешняя администрация пришла к власти с более "американскими" лозунгами, и финансовое сообщество засомневалось: насколько далеко могут пойти фин ансовые власти страны, чтобы поддерживать стабильный курс доллара. Масла в огонь подлили прошлогодние высказывания тогдашнего министра финансов США Пола О'Нила (Paul O'Neill), который дал понять, что "на долларе свет клином не сошелся". Последовавшая в конце года отставка главного американского казначея внушила некоторый оптимизм валютным стратегам инвестиционных компаний, но они так и не дождались от его преемника успокоительных заверений. Зато в середине декабря американские финансисты заговорили о новой потенциальной угрозе для американской экономики - о дефляции. Дефляция, по их мнению, представляет для американской экономики еще большую угрозу, чем инфляция. Снижение цен на товары ведет с появлению отложенного спроса (потребители просто выжидают, когда цены на товары снизятся, и не расходуют деньги) и, что самое главное, увеличивает размер долгового бремени на бюджеты как домашних хозяйств, так и фирм. Это может свести на нет политику дешевых кредитных ставок, которую проводит в США ФРС. Угрозу дефляции для перспектив экономического развития США недавно признало и международное рейтинговое агентст
      во Standard&Poors. Особенность нынешнего положения состоит в том, что США на самом деле импортируют дефляцию из азиатских стран Тихоокеанского бассейна (прежде всего из Китая, который практически монополизировал нишу дешевых товаров в США). По данным Народного банка КНР, 75% производимой в стране продукции с трудом находит сбыт, что ведет к наращиванию товарных запасов. Демпингуя на иностранных рынках, китайские производители способствуют тем самым снижению цен внутри страны. Ситуация осложняется еще и огромными долгами китайских предприятий. По мнению аналитиков, общая сумма этих долгов в КНР может составлять до 30% китайского ВВП. Ослабление курса доллара сможет поставить некоторый заслон дешевому импорту.
     
      В отличие от американских коллег монетарные власти Евросоюза видят гораздо большую проблему в инфляции. Поэтому глава германского Бундесбанка Эрнст Велтеке (Ernst Welteke) признал, что поддерживает укрепление евро, в результате которого снизится возможность импорта инфляции в еврозону. Политиков в еврозоне гораздо меньше волнуют вероятные проблемы с экспортом из зоны подорожавшего евро. Главные действующие лица - представители крупных европейских государств, видимо, не очень рассчитывают, что валютные колебания в пределах 10-15% смогут радикально ухудшить экспорт из этих стран. Вопреки стандартным представлениям, вывоз из Германии постоянно растет. Объяснить это можно лишь тем, что экспортируются из этих стран в основном товары, спрос на которые мало зависит от цены на них. Либо сама цена представляет собой сложную величину, способную легко измениться в зависимости от конъюнктурных факторов. Именно это соображение приводит Елена Матросова, руководитель Центра макроэкономических исследований компании Юникон/МС, анализируя перспективы российского импорта в 2003 году. "Подорожание евро никак не скажется на географии российского импорта, - убеждена она. - Прошлогодний рост импорта в страну объясняется увеличением доходов российских граждан, которые переходят на более дорогие товары, как правило, европейского происхождения". В связи с этим Матросова не видит перспектив для роста азиатского подешевевшего из-за доллара импорта (традиционно расчеты российских импортеров ведутся в этом регионе за доллары). Складывается впечатление, что с точки зрения экономической политики нынешний дрейф доллара устраивает всех. Неясно, до какого уровня должен дойти этот курс, чтобы поменять приоритеты государственных финансистов.
     
      Помимо "больших" причин, на динамику валютных курсов, по мнению аналитиков, влияют и малые - валютные позиции крупнейших игроков рынка. Так, за декабрьским повышением евро на 5% многие аналитики увидели хеджирование позиций иностранных инвесторов. Это косвенно подтвердил и Билл Кросс (Bill Gross), управляющий крупнейшим в мире облигационным ПИФом Pimco Total Return, который словами "поддержал" падение доллара. Значение этих факторов не стоит преувеличивать, вряд ли они имеют самостоятельное происхождение. За хеджированием стоит также неуверенность инвесторов, которые хотят дополнительной страховки от возможных валютных потерь в долларовых активах.
     
      Как доллар рэнду проиграл
     
      Валютный рынок прошлого года не отличался стабильностью: весь год наблюдались сильные колебания ведущих мировых валют и, главное, шло решительное ослабление курса доллара США по отношению к ведущим европейским валютам. За год снижение курса доллара по отношению к евро составило около 16%. Примерно на столько же (на 16-17%) снизился курс доллара по отношению к валютам европейских стран, тяготеющим к зоне евро. А больше всего он потерял по отношению к норвежской и исландской кронам, а также к южноафриканскому рэнду - более 20%.
     
      Есть и валюты, относительно которых доллар укрепил позиции. Российский рубль, к примеру, снизился к доллару за год на 3,6%. Заметно опустилась турецкая лира - на 28%. Ослабели и латиноамериканские валюты: мексиканское песо стало дешевле американской валюты на 11,6%, колумбийское песо - на 24,5%, бразильский реал - 45,6%. Рекорды годового снижения у аргентинского песо и венесуэльского боливара, которые за год потеряли 75-80% стоимости (то есть их курс снизился в 4-5 раз).
     
      Отметим: сколько-нибудь заметное снижение к доллару испытали только те валюты, которые относятся к странам с явными экономическими проблемами. Это относится к нестабильной Турции и в огромной степени - к странам Латинской Америки. То есть доллар снижается по отношению к валютам тех стран, которые хоть и испытывают некоторые экономические трудности, но все же имеют устойчивые позиции в мировой экономике.
     
      Экономисты проявляют весьма умеренное беспокойство по поводу снижения доллара, чего нельзя сказать об экономических субъектах, так как доллар до сих пор играет роль ведущей мировой резервной валюты. В России доллар в огромном числе случаев играет роль меры стоимости, и потому его снижение тоже вызывает тревогу.
     
      Но участникам рынка, анализирующим более длинные временные горизонты, падение доллара не в новинку: так, например, за один только 1986 год доллар снизился к немецкой марке на 21%. Вообще, вторая половина 80-х годов XX века была для доллара неудачной: с 1 января 1985 по 1 января 1991 года доллар снизился к немецкой марке в 2 раза. И это отнюдь не стало потрясением основ американской экономики; напротив, многие экономисты убеждены, что именно тогда она нарастила те преимущества, которые создали мощный импульс развития в 90-е годы.
     
      Но сейчас новое десятилетие, и расстановка сил на мировой экономической арене изменилась. В частности, появилась единая евровалюта, отметившая год существования в наличной форме. Становление евро в качестве одной из ведущих мировых валют еще далеко от завершения, и есть немало экономистов, предсказывающих европейскому валютному союзу долгосрочные трудности, которые, возможно, приведут к его распаду. В то же время есть и авторитетные прогнозы того, что ближайшие годы станут годами продолжения ослабления доллара (автор одного из таких прогнозов - Джордж Сорос).
     
      Андрей ЛУСНИКОВ, ведущий эксперт агентства "Финмаркет"
     
     
     
      Прогноз
     
      Известно, что значительная часть наличных долларов обслуживает импортные потоки из Азиатского региона. Эта часть оборота, по-видимому, и останется в долларах. Однако в структуре банковских сбережений может произойти перелом, и в будущем российские вклады и сбережения в иностранной валюте станут не зелеными, а разноцветными.
     

Алексей Тихонов. Из-за слабого доллара в прошлом году у россиян "сгорело" $2,5 млрд. // Газета "Финансовые Известия". - 14.01.2003

Мониторинг законодательства


      Новый год начался с утверждения отчетов об исполнении бюджетов внебюджетных фондов.

   Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 10-ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2001 год"
Принят Государственной Думой 18 декабря 2002 года
Утвержден отчет об исполнении бюджета ФФОМС РФ за 2001 г. по доходам в размере 4 029,8 млн. руб. и расходам в размере 4 005, 2 млн. руб.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

   Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 9-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2001 год"
Принят Государственной Думой 25 декабря 2002 года
Утвержден отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ за 2001 г. по доходам в сумме 630 442,09 млн. руб. и по расходам в сумме 514 837,32 млн. руб.

 

 | к содержанию |

Статьи

 
      Кризис 1998 года дал шанс отечественным производителям промышленной продукции не просто на выживание, он заложил основы для возможного долгосрочного и поступательного развития предприятий - ведь с отечественного рынка фактически ушли многие крупнейшие зарубежные игроки. Спрос на продукцию внутреннего производства существенно вырос. Воспользовались ли сложившейся ситуацией отечественные производители? Далеко не все. По мере исчерпания девальвационного эффекта, все очевиднее становилось, что конкуренция на рынках промышленной продукции все больше обостряется, как со стороны внутренних, так и со стороны зарубежных производителей. В поисках эффективных инструментов укрепления собственных рыночных позиций, все большее число производителей приходит к необходимости разработки собственных долгосрочных программ развития и все чаще обращается к концепциям стратегического промышленного маркетинга. Зачастую для проведения подобных работ привлекаются внешние консультанты.
     
      Маркетинговое консультирование промышленных предприятий внешними консультантами может проводиться в двух основных направлениях:
      1) Исследование рынка и анализ текущей конкурентной позиции компании (оперативный маркетинг);
      2) Маркетинговое консультирование, целью которого является определение альтернатив развития компании в целом и каждого из ее бизнесов в отдельности (стратегический маркетинг). Принципиальное отличие этого направления консультирования от простого исследования рынка и анализа текущей конкурентной позиции компании в том, что помимо фиксации текущей рыночной ситуации, строятся сценарии (прогнозы) развития компании в целом и бизнесов в отдельности в зависимости от прогнозируемых изменений во внешней и внутренней среде компании. На основе собранной и проанализированной информации, построенных прогнозов, формулируются и обосновываются возможные стратегические альтернативы развития компании и ее бизнесов.
     
      В рамках маркетингового консультирования для определения стратегических альтернатив развития компании в целом и бизнесов компании в отдельности можно выделить 5 ключевых блоков вопросов. В дальнейшем, мы подробно остановимся на каждом из выделенных блоков.
     
     


     
     
      · Идентификация бизнесов компании.
     
      Избыточность промышленной инфраструктуры и активов, ограниченность финансовых и человеческих ресурсов, а также постепенная потеря конкурентоспособности продукции промышленных предприятий стран СНГ ведет к необходимости коренной реорганизации предприятий и концентрации на наиболее конкурентоспособных бизнесах.
      Первоочередной шаг в данном направлении - выделение непрофильных для предприятия бизнесов, к которым относятся вспомогательное и заготовительное производства. Судьба этих бизнесов, при наличии возможности приобретения производимой ими продукции по кооперации (передача на аутсорсинг), - выделение и последующая продажа. Данный сценарий не реализуется только в случае, если продукции вспомогательного и заготовительного производств имеет или может иметь более сильную конкурентную позицию на рынке, нежели продукция основного бизнеса.
      Второй шаг - идентификация и сравнение конкурентоспособности основных бизнесов. Для идентификации основных бизнесов можно использовать следующую матрицу:
     
     


     
     
      Но даже после того, как были идентифицированы основные бизнесы, может возникнуть проблема: классифицированный по вышеприведенной матрице бизнес на предприятиях на постсоветском пространстве может не иметь ничего общего с аналогичным бизнесом "по мировым меркам". Так, например, в мире нет производителей, которые поставляли ли потребителю только гидравлические карьерные экскаваторы. Caterpillar, Liebherr, Komatsu, O&K, Hitachi осуществляют комплексные поставки оборудования для открытых горных разработок: экскаваторы, погрузчики, самосвалы, грейдеры, скреперы, другую технику. И при сопоставимых ценах вероятность приобретения отдельно взятого экскаватора у производителя из СНГ стремится к нулю. Однако, данный пример относится уже к следующему этапу работ - этапу стратегического анализа и прогноза конкурентоспособности бизнесов.
      · Анализ и прогноз отраслевых тенденций. Поиск перспективных продуктов и технологий;
      При проведении анализа отраслевых тенденций важно не замыкаться на анализе тенденций на традиционных рынках: для большинства производителей промышленной продукции стран СНГ это постсоветское пространство. Можно привести множество примеров, когда технологии активно используемые в странах СНГ, зарубежом давно вытеснены более современными и эффективными. Например, практически нигде в мире (за исключением лишь нескольких стран) для открытых горных разработок не приобретаются канатные карьерные экскаваторы. С конца 70х годов, это техника постепенно вытесняется гидравлическими экскаваторами. Или другой пример - сельскохозяйственные тракторы: в мире доля гусеничных тракторов в парке не превышает 10% и эта техника используется при проведении работ в специфических почвенно-климатических условиях, на больших пространствах или в странах с гористым рельефом местности. Однако, например, в России доля гусеничных тракторов в парке составляет около 40%. Возникает закономерный вопрос: насколько массовым будет спрос в России н
      а гусеничные трактора в перспективе 5-10 лет и имеет ли смысл сейчас делать ставку на эту технику? Возможно, более рационально рассматривать гусеничные тракторы как "дойную корову", параллельно инвестируя в разработки колесных тракторов или концентрируясь на других перспективных нишах для гусеничных тракторов - например, дорожно-строительной технике, прежде всего, бульдозерной.
      · Прогноз долгосрочной конкурентной позиции компании по каждому бизнесу (продукту). Анализ и прогноз рыночной позиции конкурентов;
      Конкурентная позиция компании на рынке определяется степенью соответствия продукции компании КФПР - ключевым факторам принятия решения покупателем о покупке. Анализируя степень соответствия продукции компании и продукции конкурентов КФПР, принимая во внимание текущую долю компании на рынке, можно четко прогнозировать изменение конкурентной позиции компании и прилагать целенаправленные усилия по укреплению позиции компании на рынке.
      С другой стороны, анализ КФПР на разных рынках, позволяет идентифицировать целевые для компании рынки. Рассмотрим, например, рынки для производителей металлургического оборудования и КФПР на каждом из этих рынков. Выделяется 2 принципиальных рынка: комплексных (завод) и специализированных (узлы и отдельные виды оборудования) поставок.
     
     


     
      Исходя из анализа КФПР, можно с высокой степенью вероятности утверждать, что для производителей металлургического оборудования из стран СНГ, фактически закрыт рынок комплексных поставок. Основная причина: отсутствие ресурсов для кредитования потребителей (стоимость металлургического комбината может достигать 1 млрд долларов) и более низкие, чем у иностранных конкурентов технико-эксплуатационные характеристики оборудования. При этом рынок специализированных поставок, подразумевающий работу на субподряде у "комплексных" поставщиков, видится вполне реальным для производителей стран СНГ.
      · Анализ текущего состояния и перспектив развития целевых и смежных рынков. Прогноз спроса и его структуры;
      Для прогноза спроса на промышленную продукцию можно использовать четыре основных метода:
      - Трендовый метод
      - Опрос потенциальных потребителей
      - Оценка функциональной потребности
      - Оценка инвестиционных программ потребителей и их реализуемости
      При построении прогнозов спроса можно использовать так называемый "метод аналогов". Базовая предпосылка метода - в долгосрочной перспективе не будет существовать закрытого рынка России и стран СНГ. Постепенно структура рынков стран СНГ и структура спроса на промышленную продукцию на этих рынках будет приходить в соответствие со структурой развитых рынков. Соответственно, анализируя динамику развития зарубежных рынков и структуру спроса на них, можно с высокой степенью достоверности прогнозировать развитие рынков стран СНГ и структуру спроса. Ключевой вопрос: когда? Можно строить несколько прогнозов в зависимости от различных факторов (сценарное планирование) и выбирать наиболее реалистичный вариант.
      Рынки стран СНГ относятся к рынкам с неустоявшейся структурой спроса, поэтому при прогнозировании объема и структуры спроса необходимо использовать все приведенные методы. Сравнивая полученные прогнозы можно с достаточной степенью достоверности прогнозировать будущий спрос и его структуру.
      · Позиционирование компании на рынке и прогноз конкурентной позиции компании в целом в зависимости от продуктово-рыночного портфеля и изменений во внутренней среде компании.
      Компания позиционируется по отношению к конкурентам в отрасли. Картина отрасли формируется на основании типологизации компаний, действующих в отрасли. Среди критериев, которые могут быть положены в основу типологии, могут выделяться продуктовый и рыночный портфели компаний, география поставок, оборот, другие критерии. Интересным примером может служить типология компаний, работающих на мировом рынке тракторного машиностроения:
     
     


     
      Следующим этапом является анализ текущей позиции компании по отношению к игрокам и принятие решения относительно того, какую позицию компания "хочет и может" занимать в отрасли, исходя из собственных финансовых и иных возможностей, какую продукцию компания будет производить и на каких рынках работать.
      Из анализа отрасли тракторного машиностроения следует, что большинству производителей из России и стран СНГ не стоит рассчитывать на позиции "комплексного поставщика", но, например, стать специализированным поставщиком и, сконцентрировав ресурсы на определенном продукте, выходить с ним на мировой рынок - такая альтернатива представляется вполне реализуемой. Именно такую стратегию реализует ПО "Минский тракторный завод" - крупнейший на постсоветском пространстве производитель колесных тракторов. Компания имеет свои представительства и поставляет колесные тракторы мощностью до 170 л.с. более, чем в 35 стран мира. Из 45.000 тракторов разных классов, производимых ежегодно на территории бывшего СССР, почти 50% приходится на тракторы ПО "МТЗ", почти 100% экспорта тракторов из стран СНГ также приходится на белорусские тракторы.
     
      Последовательная реализация вышеприведенных шагов позволяет определить альтернативы продуктово-рыночного портфеля компании и оптимизировать текущую структуру и систему управления. На следующем этапе руководству компании необходимо принять решение о выборе одной из разработанных продуктово-рыночных альтернатив. В дальнейшем, под эту альтернативы будет разрабатываться долгосрочная программа развития компании.
      Процесс выбора альтернативы является очень важным этапом и заслуживает отдельного рассмотрения. Стоит только отметить, что среди критериев, которыми необходимо руководствоваться при выборе, необходимо обязательно выделять: финансовые прогнозы по бизнесам и компании в целом, инвестиционные потребности для реализации каждой из альтернатив и, соответственно, возможности компании генерировать ресурсы или привлекать их со стороны, инновационный потенциал, риски и конкурентоспособность продукции (бизнесов). Нужно помнить, что выбор альтернативы - это осознанный выбор руководством и собственниками компании направления развития бизнеса, а проведенный стратегические исследования являются великолепной базой для обоснования этого решения.
     
      Методически, проводимые исследовательские работы можно разделить на два этапа - этап стратегического анализа и стратегического прогнозирования. В дальнейшем, будут рассмотрены наиболее типичные проблемы, возникающие на каждом из них.
     
      Проблемы на этапе стратегического анализа
     
      1) Жестко различаются и по-разному оцениваются внутренний и зарубежные рынки и конкуренты ("двойной стандарт"). Доминирует анализ в рамках внутреннего рынка;
      Традиционным заблуждением большинства российских производителей промышленного оборудования является миф о специфичности российского рынка. "Ну и что, что во всем мире используются колесные тракторы, а у нас 40% парка - гусеничные? Ну и что, что во всем мире почти не осталось канатных экскаваторов и используются на горных работах в основном гидравлические? Да кто их купит, если они дороже в 2 раза?" К сожалению, во-первых, покупают, во-вторых, доля более современной и производительной иностранной техники в парке постоянно увеличивается. Потребители, задумываясь об экономической целесообразности использования отечественной и зарубежной техники, зачастую делают свой выбор в пользу иностранной.
      2) Конкуренты недооцениваются. Конкурентоспособность и рыночные перспективы собственной продукции переоцениваются;
      Консультанты в работе часто сталкиваются с ситуацией, когда компания, разработав принципиально новый для себя продукт, оценивает его технико-эксплуатационные характеристики на уровне лучших мировых аналогов. И никто не задается вопросом, а можно ли разработать что-то сравнимое по качеству с лучшими мировыми аналогами, не имея опыта разработок и инвестировав в НИОКР суммы на порядки меньшие, чем конкуренты?
      3) Не принимаются во внимание слабые сигналы (угрозы и возможности), которые в перспективе могут сыграть решающую роль в развитии компании;
      В результате исследовании рынка горной техники по заказу российского производителя, был сделан вывод, что один из типов оборудования, производимый компанией (на данном этапе, компания является фактически монополистом в производстве этого оборудования и 90% российского парка составляет оборудования именно этого производителя) не просто уступает иностранным аналогам по технико-эксплуатационным характеристикам, а зарубежом аналогичное оборудование просто не производится, будучи замененным в последние 10-15 лет на более производительное оборудование с использованием принципиально иных технологий. Для руководства компании это было неожиданностью, хотя по слабым сигналам этот вывод можно было сделать значительно раньше - оставшиеся 10% рынка занимают именно иностранные поставщики оборудования на основе тех самых новых технологий, и их доля медленно, но постоянно увеличивается
      4) Анализ носит четко структурированный по блокам информации характер. Не возникает вопросов на стыке, приводящих к наиболее интересным выводам;
      Компания, разработав новый тип перспективного оборудования, может столкнуться с проблемой невозможности его производства на существующих мощностях. Такая ситуация, например, сложилась в конце 90х годов на Ирбитском Мотоциклетном Заводе, когда конструкторами завода были разработаны новые модели тяжелых одиночных мотоциклов. Но качественно сделать разработанные мотоциклы на конвейере, настроенном на производство 130.000 мотоциклов с коляской в год, так и не смогли - качество было низким, а цена для конечного покупателя была слишком высока.
      5) Недостаточное внимание уделяется смежным рынкам и новым технологиям.
      Для всех производителей промышленного оборудования на территории бывшего СССР самым недооцененным рынком является рынок сервиса и ЗИП. Доля услуг и запасных частей в структуре продаж отечественных компаний традиционно не превышает и 20%, хотя анализ зарубежных производителей промышленной продукции показывает, что доля ЗИП и сервиса у них колеблется в пределах 40-60%. В условиях, когда, на территории стран СНГ имеется огромный парк установленного отечественного оборудования, недостаточное внимание к этому рынку ведет к огромным объемам недополученной прибыли.
     
      Проблемы на этапе стратегического прогнозирования
     
      1) Некритическая экстраполяция текущей ситуации и тенденций на долгосрочную перспективу, в частности - формальный трендовый подход;
      Наиболее частой ошибкой на данном этапе является то, что при построении прогнозов не учитывается возможность смены технологий в отрасли или коренного изменения предпочтений потребителей. Интересен пример невозможности использования трендового подхода при прогнозировании рынка тяжелых мотоциклов-одиночек в России. Так как в СССР такие мотоциклы фактически не производились, и лишь в начале 90х годов их производство было освоено, использование трендового подхода не совсем оправдано, так как темпы роста рынка могут меняться в арифметической прогрессии, что не может отразить трендовый подход. Так, по нашим прогнозам, рынок тяжелых мотоциклов к 2007 году может составить до 50.000 в год. Этот прогноз делался на основе прогноза изменения покупательной способности населения и анализа и приложения к России спросообразующих факторов, имеющих место на рынке Европы и Северной Америки.
      2) Несоответствие прогнозов выявленным на этапе анализа ограничениям и тенденциям;
      На российском рынке сельскохозяйственных тракторов существует тенденция: сырьевые компании "идут" в сельское хозяйство, инвестируя в этот бизнес десятки миллионов долларов. Но интересно даже не это - крупные и успешные сельскохозяйственные холдинги ориентированы на закупку зарубежной техники. Тот факт, что наиболее платежеспособная группа потребителей не ориентирована на закупку отечественной техники, явственно показывает технико-эксплуатационный уровень отечественных тракторов. Поэтому долгосрочный прогноз рынка, в котором на долю отечественной техники придется почти 100% продаж, будет совершенно неадекватен существующим на рынке тенденциям.
      3) Отказ учитывать в прогнозе существенные факторы в связи с тем, что их влияние трудно выразить количественно;
      Предположим, что компания располагает информацией, что ее основной конкурент в течение ближайших двух лет выпустит на рынок продукт нового поколения, который в перспективе вытеснит с рынка существующие продукты. Однако информацией о точных технических, эксплуатационных, ценовых и качественных характеристиках продукта компания не располагает, и, соответственно, строит свою долгосрочную конкурентную стратегию, не учитывая факт появления через два года на рынке серьезного конкурента. Логика такова: "Когда продукт появится на рынке, стратегия будет скорректирована". Адекватной реакцией на информацию о перспективном продукте конкурентов могла бы стать разработка нескольких сценариев развития ситуации после вывода продукта конкурентов на рынок. Например, (1) прогноз постепенного вытеснения компании с рынка новым продуктом, (2) прогноз сохранения компанией позиции на рынке или ее усиление за счет реализации адекватных "ответных мер", таких как, вывод собственного продукта нового поколения, (3) уход компании с данног
      о рынка в условиях, когда компания не имеет возможности вкладывать в дальнейшую доработку существующего продукта и разработку нового поколения продуктов.
      4) Отказ от "плохих" прогнозов;
      Например, если прогноз показывает, что при планируемом объеме производства, компания становится убыточной, прогноз "улучшается" - пересматривается в сторону увеличения, например, за счет включения в план производства заказов, которые при построении предыдущего прогноза рассматривалось как слабореализуемые. Так, по опыту, на многих промышленных предприятиях одни и те же заявки переходят в план продаж из года в год, в то время как производство работает с убытками, а реальная ситуация почти не отслеживается.
      5) Внутреннее несоответствие между отдельными прогнозами;
      Например, прогнозируемый рост доходов не сопровождается ростом расходов (инвестиций). Анализ перспектив заготовительного производства показывает, что на рынке есть существенный спрос на изготавливаемую продукцию. Однако, принимая во внимание износ оборудования заготовительного производства, логичным становится вопрос: а какие средства необходимо инвестировать в существующее оборудование заготовительного производства, чтобы поставлять на рынок качественную продукцию в нужные (минимальные) сроки по конкурентоспособной цене. Детальный расчет может показать, что нужны настолько значительные инвестиции, что срок их окупаемости совершенно неприемлем для компании.
      6) Некритичное использование статистики, прогнозных данных из госпрограмм и "заинтересованных" источников. Отсутствие "встречных проверок";
      Опыт показывает, что финансирование государственных программ обычно не превышает 20-30%, поэтому оперировать при построении собственных прогнозов цифрами этих программ без дополнительной корректировки нельзя. Например, "Стратегия развития атомной энергетики РФ" подразумевает введение в строй с 2005 года 2 блоков АЭС ежегодно. Учитывая тот факт, что в 90х годах в строй был введен только 1 блок (на Ростовской АЭС), можно предположить, что представленная стратегия не имеет почти ничего общего с действительностью и предполагаемых средств атомная энергетика не получит.
      7) Полученные результаты прогнозирования интерпретируются формально, не делается важных для развития компании выводов и предположений.
      Предприятие атомного машиностроения производит некоторый продукт. Рыночные прогнозы говорят о том, что в течение ближайших 3-5 лет, спрос на данный продукт "упадет" почти до нуля в связи с переходом к следующему поколению продукции. Компания следующее поколение продуктов выпускать не будет. На предприятии есть цех, специализирующийся на производстве именно этого продукта. С точки зрения не формальной интерпретации прогнозов, компании следует уже сейчас решить вопрос о том, что в перспективе будет с цехом, выпускающим данную продукцию: например, будет он закрыт или переориентирован на производство другого вида продукции, и делать целенаправленные шаги в направлении реализации данного решения.
     
      Чтобы проводимые исследования были максимально полезны для компании, необходимо наличие ряда предпосылок
     
      1) Имеется ответственный заказчик, имеющий собственное видение и цели развития компании и, соответственно, способный формулировать их для консультантов. Для получения максимально полезного результата, заказчиком проводимых исследований должен выступать собственник или топ менеджеры компании.
      2) Заказчик должен иметь четкое понимание того, для чего проводится данное исследование, т.е. у него должна быть осознанная необходимость в разработке стратегии компании. Результатом исследования для компании должны стать принятые решения и целенаправленные шаги в достижении целей, а не документ, который будет пылиться на полке.
      3) Результаты исследования на каждом этапе должны становиться предметом открытого обсуждения специалистами компании. Полученные в конечном итоге результаты не должны стать неожиданностью для сотрудников. В противном случае, несогласие сотрудников с теми или иными заключениями может привести к противодействию реализации разработанной стратегии.
      4) Заказчик должен быть готов к тому, что результаты исследований могут кардинально отличаться от его представлений об исследуемом вопросе. Нужно быть готовым к тому, что, например, продукция заготовительного производства компании может оказаться более конкурентоспособной с точки зрения долгосрочной перспективы, чем продукция основного бизнеса.
     
      Этапы стратегического анализа и стратегического прогнозирования при определении альтернатив развития компании - это этапы, для проработки которых привлечение внешних консультантов может быть чрезвычайно полезным: слишком велика цена ошибки при принятии решений, часто слишком мало времени сотрудники компании могут уделять вопросам долгосрочного развития - слишком сложно "оторваться" от "текучки". Консультанты в свою очередь могут быть полезны тем, что имеют опыт стратегических построений в других компаниях, методические и практические наработки в данном вопросе, могут привнести в компанию "новый" объективный взгляд со стороны и имеют большие возможности донести до руководства компании "неприятную" информацию. Однако, самое важное - при проведении исследований консультанты должны работать в тесном контакте с руководством и сотрудниками компании. Тогда процесс исследования будет максимально эффективным, а результаты - полезными. При этом компании удастся избежать многих ошибок, традиционных при определении стратегических альтернатив развития компании.
     


Артем Белов. Стратегический маркетинг на промышленном предприятии: подходы и проблемы. // Top-Manager, - №21, - 2002 г.

Юмор

 Как известно, слишком серьезное отношение
      к тому или иному явлению
      не всегда способствует его глубокому пониманию.

Парочка маленьких анекдотов:

Главбух - подчиненным: - Вот наш новый сотрудник. Покажите ему, чем вы занимаетесь, когда думаете, что я за вами не наблюдаю...

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК: Мы содержим на наши налоги кучу бездельников!
БЕЗДЕЛЬНИКИ: Ой, да как вы содержите!!!! Лучше бы помолчали...

 

 | к содержанию |

.

© НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях"
Вопросы экономики и управления на предприятиях
№1 (1), 13 января 2003 г.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное