Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вопросы экономики и управления на предприятиях


Информационный Канал Subscribe.Ru


Еженедельный электронный журнал
Вопросы экономики и управления на предприятиях
№1 (1),
13 января 2003 г.
 

      Уважаемые подписчики! НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях" представляет Вам первый выпуск рассылки "Вопросы экономики и управления на предприятиях". Надеемся, что данная рассылка поможет Вам в повседневной учебе или работе. Все пожелания Вы можете направлять на адрес авторов рассылки или в форум.
      Так же мы надеемся, что сайт НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях" помогает Вам найти ответы на самые сложные экономические и управленческие вопросы!
      Удачного дня!

Содержание

  • Новости и обзоры

    Экскурсия в деловой 2002 год.
    Что куплено и продано в прошлом году

    Китайский синдром
    По опубликованным данным Госкомстата, рост инвестиций российских  компаний за 9 месяцев 2002 года составил 2,5%

    Банки предлагают новую систему денежных переводов.
    Прошлый год для банковской системы характеризовался падением доходности многих финансовых инструментов. Стабильный рост демонстрируют в основном операции с физическими лицами. В частности, и рынок денежных переводов. Именно поэтому на российские просторы потянулись новые игроки. Причем это не только западные системы. Отечественные финансовые институты также принялись за создание собственных систем.

    Банкротство по-быстрому.
    В ближайшее время в Налоговом кодексе могут появиться поправки, прописывающие более быструю схему ликвидации и банкротства компаний, вовремя не заплативших государству налоги.

Новости

 
ЭКСКУРСИЯ В ДЕЛОВОЙ 2002 ГОД.
Что куплено и продано в прошлом году

Источник: Известия.Ru
Разделы: Экономика России
      

      Все успехи, огорчения, победы и провалы в экономической жизни страны, случившиеся в 2002 году, - в прошлом. Одни события уже забылись, а последствия других нам еще только предстоит ощутить. Кто-то упустил свой шанс заработать, а кто-то ухватил жар-птицу за хвост. Получены прибыли, подсчитаны убытки, продано ненужное, куплено нужное. Но некоторые события минувшего года представляются нам знаковыми для экономического здоровья России. Сегодня - о них.
     
      Евро стал наличным
     
      1 января 2002 года 12 стран Европейского союза отказались от национальных денежных единиц и перешли на единую валюту. После четырех лет безналичного обращения евро превратился из абстрактного понятия в хрустящие бумажки и звонкие монеты. Свою главную миссию евро выполнил - противовес доллару создан. 30 декабря на западных финансовых рынках за 1 евро давали 1,04 доллара, и, по прогнозам, курс европейской валюты в следующем году будет расти. Но стать символом европейского единства евро пока не удалось. Население и производители многих стран ЕС недовольны - вместе с новыми деньгами пришли новые, повышенные цены. Для России Европейский союз - основной торговый партнер, и наши экспортеры от подорожания евро выиграли. У российских граждан появился альтернативный и более доходный инструмент накопления. За предновогоднюю неделю евро подорожал на 41 копейку и стоил 33,1 руб. Доллар же дешевеет - в последний день торгов на Московской межбанковской валютной бирже за него давали 31,78 рубля.
     
      Россия провела ОПЕК
     
      С конца прошлого года Россия вела долгие переговоры с Организацией стран - экспортеров нефти (ОПЕК) о том, чтобы вместе поддерживать высокие цены на нефть. ОПЕК удалось настоять на своем: Россия сначала пообещала сократить экспорт нефти на 30 тысяч баррелей в сутки, затем на 50 тысяч. С 1 января 2002 года остановились на 150 тысячах. Правда, в отличие от ОПЕК, которая в это же время ограничила производство на 1,5 млн баррелей в сутки, российские нефтяники согласились лишь на ограничение экспорта. За точку отчета взяли октябрь прошлого года. Российское правительство вместе с нефтяниками продемонстрировало лояльность дважды - весной ограничения были продлены до июля. Великий обман обнаружился позже - вместо того чтобы сократиться на 5,5%, экспорт нефти из России за первое полугодие 2002 года увеличился на 3,3%.
     
      Началась пенсионная реформа
     
      В 2002 году начался переход на новую систему пенсионного обеспечения. О необходимости пенсионной реформы в правительстве говорили с 1995 года. Уже тогда было очевидно, что население России стареет, и главный принцип действовавшей распределительной системы - молодые содержат стариков за счет взносов в пенсионную систему - скоро перестанет действовать. В итоге длительных дискуссий с 1 января 2002 года в пенсии появился накопительный элемент, а в пенсионной системе - другая идеология: человек сам копит себе на старость, а государство гарантирует всем базовый минимум. Механизм прост: часть средств, которые перечисляет работодатель за своего сотрудника в Пенсионный фонд, фонд отправляет на инвестиционные цели. В перспективе гражданам обещают позволить самостоятельно распоряжаться накоплениями.
     
      Иномарки обложены по полной программе
     
      Весь прошлый год представители отечественного автомобильного лобби бились против подержанных иномарок. В ход шли самые надуманные аргументы. Лоббисты даже подсчитали, в скольких дорожных происшествиях приняли участие автолюбители, управлявшие подержанными авто из-за рубежа. В конце концов иномарки старше 7 лет в России обложили запретительной пошлиной: за кубик теперь надо платить максимум 3 евро, в то время как раньше максимальная ставка составляла 1,4 евро за кубик. Радость отечественного автопрома, однако, была недолгой. Народ поддерживать отечеств
      енного производителя не захотел. И к концу года один за другим стали останавливаться конвейеры российских автозаводов.
     
      Надежды на крупнейшую приватизацию не сбылись
     
      Государство за три минуты продало 74,95% акций "Славнефти" "Сибнефти" и ТНК, которые заплатили за компанию $1,86 млрд при стартовой цене $1,7 млрд. Готовиться к этой покупке "Сибнефть" начала еще весной. Тогда руками премьера Михаила Касьянова она сменила президента "Славнефти" Михаила Гуцериева на своего человека - бывшего менеджера "Сибнефти" Юрия Суханова. Затем чудесным образом увеличился продаваемый пакет. Вместо почти 20% на тендер был выставлен полный контроль над предприятием. Нескольких миллиардов, на которые рассчитывало государство, получить не удалось. Выбывшие участники утверждают, что готовы были выложить за компанию $3-4 млрд.
     
      "СИБУР" в огне
     
      10 января новое руководство "Газпрома" заявило о себе, инициировав уголовное дело против менеджеров своей крупной нефтехимической "дочки" - "СИБУРа". Президент "СИБУРа" Яков Голдовский и вице-президент по юридическим вопросам Евгений Кошиц были посажены в следственный изолятор Бутырской тюрьмы. Менеджеров "СИБУРа", чуть было не ставших нефтехимическими олигархами, обвинили в злоупотреблении служебным положением ради личной выгоды. Г-н Голдовский намеревался создать из "СИБУРа" холдинг, подготовил выпуск третьей допэмиссии акций компании и без согласия главного акционера - "Газпрома" продал часть акций "Газонефтехимической компании". Голдовского и Кошица продержали в Бутырке 7 месяцев. За это время "Газпром" укрепил свои позиции в "СИБУРе" и вернул "ушедшие" активы. После этого суд приговорил обвиняемых ровно к тому сроку, который они уже отсидели.
     
      Торговля переходит на евростандарт
     
      Российский покупатель в этом году смог почувствовать себя почти европейцем - рынок розничной торговли пополнился представителями крупнейших европейских торговых сетей. В августе был открыт первый гипермаркет французской сети Aushan. Второй центр открылся в декабре. Французы не только расставили географические акценты в столичной торговле (большие торговые центры теперь популярно открывать вблизи от МКАД), но и изменили формат самих гипермаркетов. Теперь в торговых центрах можно и покупать, и отдыхать. Представители российского ритейла говорят, что появление французского Aushan им на пользу: они учатся новым принципам торговли. Результатом этих "курсов" уже стало открытие новоформатного гипермаркета "Рамстор" на Ленинградском шоссе. А в новом году "Седьмой континент" запустит новый проект - сеть гипермаркетов "Мосмарт".
     
      Скляров оправдан
     
      Дмитрий Скляров, его работодатель - российская компания Elcomsoft и американское правосудие успешно выдержали испытание законом о защите авторских прав в цифровую эпоху. В июле прошлого года Дмитрий выступил в Лас-Вегасе на конференции с докладом, посвященным несовершенству защиты электронных книг компании Adobe. Последняя вместо благодарности подала в суд. Агенты ФБР арестовали российского программиста. Склярову грозили 25 лет тюрьмы. Год назад казалось большой удачей то, что узнику программистской совести разрешили встретить праздник в кругу семьи. Дмитрия переквалифицировали в свидетели и отпустили из-под надзора полиции, оставив в ответчиках только Elcomsoft. Процесс состоялся в декабре, и присяжные оправдали Elcomsoft по всем пяти пунктам обвинения. В будущем году протест прокуратуры более чем вероятен, и тогда нас ждет новый этап этой странной истории.
      


© Экскурсия в деловой 2002 год. // Известия.Ru. - 30.12.2002
 | к содержанию |

Мониторинг законодательства


      На излете 2002 года были опубликованы долгожданные поправки в Налоговый кодекс и ряд других налоговых законов.

     Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"

     Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"

     Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 183-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год"

     Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"

    Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 193-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте"

    Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 195-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

     Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 196-ФЗ "О внесении изменения в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации"

     Федеральный закон от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"

     Приказ МНС РФ от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 "Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 25 "налог на прибыль организаций" части второй налогового кодекса Российской Федерации"

 | к содержанию |

Статьи

      Поводом для написания данной статьи послужили пожелания бизнес-аналитиков, аудиторов систем качества и системных аналитиков, высказанные в связи с появлением переводов и вольной трактовкой некоторых англоязычных терминов, искажающих смысл и вносящих путаницу в названия известных и давно используемых методов. Один из таких методов, применяемый более чем полвека как у нас в стране, так и за рубежом, – функционально-стоимостный анализ (ФСА). В западной практике он появился под названием "стоимостный анализ" (value analysis) и использовался при совершенствовании изделий. В начале 50-х годов ХХ в. метод впервые стал использоваться на стадии проектирования. У него появилось новое название – "стоимостное проектирование" или "стоимостный инжиниринг" (value engineering). Дальнейшее его развитие привело к появлению комплексного метода – стоимостного менеджмента или управления стоимостью (value management). Эти и другие модификации методов управления стоимостью были приняты и широко вошли в употребление в нашей стране под общим термином "функционально-стоимостный анализ" [1-5].
     
      Однако в последнее время в литературе и публикациях по деловым процессам и их анализу, посвященных программным системам, в основе которых лежит метод ABC (Activity Based Costing), используется ошибочный перевод как "стоимостный анализ" (см., например, [6]) или даже "функционально-стоимостной анализ" [7].
     
      Ярким примером терминологической путаницы в названиях методов является статья В.А. Ивлева и Т.В. Поповой "Что такое функционально-стоимостной анализ процессов и систем" [8]. Авторы сообщают, что термин "функционально-стоимостной анализ (ФСА)" в англоязычной транскрипции – Activity Based Costing (ABC).
     
      Толковый словарь журнала "Методы менеджмента качества" дает следующее определение: "метод АВС (Activity Based Costing) – анализ затрат по видам деятельности" (хотя в некоторых публикациях встречается также термин "пооперационный анализ затрат"). Попытка вольной, не связанной с содержанием и историей применения интерпретации функционально-стоимостного анализа некоторыми авторами не только подменяет собственно методологию ФСА, но и вносит путаницу в использование метода АВС. Поневоле напрашивается вопрос: либо авторы не совсем четко представляют, что такое функционально-стоимостный анализ, описанный достаточно широко в отечественной литературе, начиная с 1970 г., в работах наших ученых М.Г. Карпунина, Б.И. Майданчика, Н.К. Моисеевой, А.П. Ковалева и многих других, либо просто решили использовать "раскрученный" бренд.
     
      По мнению В.А. Ивлева и Т.В. Поповой, метод ФСА – это просто инструмент оценки систем, процессов и концепций, и они даже усиливают это понятие словом "всеобъемлющий". "Функционально-стоимостной анализ – ФСА (Activity Based Costing – АВС) – метод определения стоимости и других характеристик изделий, услуг и потребителей, использующий в качестве основы функции и ресурсы, задействованные в производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также обеспечении качества" [8]. Если рассматривается метод АВС, то акцент надо делать все же на затратах, а не на стоимости, это метод определения и учета затрат по видам деятельности (как подчеркивают сами авторы этой статьи, сравнивая его с традиционной системой учета затрат), а не определения стоимости. Между затратами и стоимостью существует сложная и противоречивая связь. ФСА не только определяет и учитывает затраты по функциям, но решает задачу оптимизации потребительских свойств и издержек.
     
      Написание термина "функционально-стоимостной анализ" приведено по публикациям, относящимся к методу АВС, хотя с точки зрения русского языка следует употреблять слово "стoимостный"1, а не "стоимостной", однако это может быть ошибочно внесено при редакционной правке и никакого отношения к авторам не имеет.
      В статье "Концепция контроллинга и функционально-стоимостной анализ" (http://www.user.cityline.ru/ ~anatech/control_FCA.htm) авторы – В.А. Ивлев и Т.В. Попова – ссылаются на долгую историю развития ФСА/АВС-анализа, идущую от работ Ю.М. Соболева и Н.А. Бородачева, сетуя, что в настоящее время метод достаточно редко применяется на наших предприятиях. Если говорить не о методе АВС, а о методе ФСА, одним из основоположников которого, наряду с американским инженером Л. Майлсом, действительно является отечественный конструктор Ю.М. Соболев, то это утверждение можно считать справедливым.
     
      Более подробно об истории развития ФСА, в том числе о роли Ю.М. Соболева, Н.А. Бородачева, И.Ф. Тевосяна и других ученых, можно ознакомиться в работах [4, 5, 9]. Здесь отметим только, что Ю.М. Соболев пришел к выводу о необходимости системного экономического анализа машин и поэлементной отработки конструкции каждого узла, каждой детали еще в 1947 г. [10].
     
      Далее, В.А. Ивлев и Т.В. Попова пишут: "АВС-анализ – анализ групп производственных подразделений в зависимости от их вклада в доход (не путать с функционально-стоимостным анализом)". Понимать эту фразу, по-видимому, нужно следующим образом: за рубежом существует ABC-анализ (ABC-Analysis), известный в русскоязычной литературе как "диаграмма Парето", так вот, в нашей статье говорится о нормальном учете затрат по видам деятельности (Activity Based Costing), который превосходит традиционную систему учета затрат. При этом используют в статье и термин "ФСА/АВС-анализ", и термин "ФСА/АВС-метод", и просто "ФСА/АВС". Следует отметить особенность произношения этих терминов: термин "АВС-анализ", пришедший к нам из немецкоязычных стран, произносится как "а-бэ-цэ-анализ", а термин "АВС-метод" – "эй-би-си-метод".
     
      К сожалению, авторы – руководители компании "ВИП Анатех", упорно употребляют устоявшийся термин "функционально-стоимостный анализ", в основе концепции которого лежит обеспечение максимального удовлетворения различных потребностей клиентов при минимальном использовании ресурсов, рассматривая АВС-метод (Activity Based Costing). Вся статья во многом посвящена анализу затрат по видам деятельности, который они упорно называют "функционально-стоимостным анализом".
      Коль скоро В.А. Ивлев и Т.В. Попова упоминают также АВС-анализ, следует несколько подробнее пояснить суть и этого известного метода. Если рассматривать АВС-анализ, который связывают с именем итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето (в статистике хорошо известна "диаграмма Парето") 2, то этот метод в отечественной практике и более широко за рубежом используется как для выбора объектов из общей номенклатуры изделий, выпускаемых предприятием, так и в рамках одного вида изделий [11, 12]. Метод АВС-анализа основан на делении совокупности потенциальных объектов на группы по удельному весу того или иного показателя. В литературе приводятся примеры проведения АВС-анализа по показателям оборота, прибыли, трудоемкости, расходов на материалы [13], и даже по таким параметрам, как помехозащищенность, быстродействие и потребляемая мощность [14].
     
      Число групп при проведении АВС-анализа может быть любым, но наибольшее распространение получило деление рассматриваемой совокупности на три группы (75 : 20 : 5), чем, по-видимому, и обусловлено название метода, известного за рубежом как ABC-Analysis, хотя встречается деление и на две группы (80 : 20):
      группа А – незначительное число объектов с высоким уровнем удельного веса по выбранному показателю (малое число большого значения);
      группа В – среднее число объектов со средним уровнем удельного веса по выбранному показателю (среднее число среднего значения);
      группа С – большое число объектов с незначительной величиной удельного веса по выбранному показателю (большое число малого значения).
     
      ФСА получил широкое распространение при решении задач повышения качества и конкурентоспособности продукции во многих странах мира. Этот метод позволяет сформулировать цель работы, наметить пути достижения цели и последовательно пройти весь путь вплоть до ее реализации, сочетая при этом самые разные, но взаимно дополняющие друг друга методы, в том числе и привлекая на каких-то этапах проведения ФСА и метод АВС (Activity Based Costing), и АВС-анализ (диаграммы Парето).
      Метод АВС – метод финансового анализа, имеющий свою область применения. Классический ФСА – метод технико-экономических исследований, который по широте охвата вопросов, эффективности при грамотном использовании существенно превосходит метод ABC в решении задач, стоящих перед предприятием.
     
      ФСА отличается от других подходов управления тем, что объединяет методические приемы, которые обычно не применяются вместе. Различные методологии, используемые в настоящее время, предназначены каждая для достижения определенных целей, однако их совокупность можно встретить в методологии ФСА. Они включают выявление и удовлетворение требований потребителя, установление показателей, описывающих эти требования, моделирование затрат, усовершенствование бизнес-процессов, непрерывное совершенствование в рамках системы менеджмента качества, организацию и проведение обучения персонала. Методология ФСА уделяет большое внимание интегрированным процессам и позволяет применять различные методические приемы как единую систему в зависимости от постановки конкретной цели анализа.
     
      ФСА – это стиль управления, предназначенный, в частности, для улучшения мотивации сотрудников и развития их навыков, позволяющий получить синергетический эффект, приводящий к эффективному использованию средств достижения результатов и способствующий продвижению новшеств для обеспечения максимальной отдачи от деятельности организации.
     
      В основе концепции стоимости лежит взаимосвязь между удовлетворением самых разных потребностей и используемых при этом возможностей. Чем меньше расход ресурсов или чем полнее удовлетворение потребностей, тем выше стоимость. Заинтересованные в деятельности организации стороны, включая потребителей, могут придерживаться различных точек зрения на то, что такое стоимость. Цель ФСА состоит в том, чтобы согласовать эти различия и позволить организации достичь максимальной реализации поставленных целей при использовании минимальных ресурсов.
     
      Важно понять, что стоимость может быть повышена путем более полного повышения удовлетворения потребностей, даже если при этом увеличивается расход ресурсов, при условии, что удовлетворение потребностей происходит быстрее, чем увеличение используемых ресурсов (схема).
     
     
     


     
      Метод ФСА, направленный на максимизацию потребительной стоимости, в процессе управления стоимостью использует и управление затратами.
      Метод АВС – это способ определения и учета затрат по видам деятельности организации, способ процессного (пооперационного) определения и учета затрат. В организации устанавливают все виды деятельности и определяют средние затраты по каждому виду деятельности. Затраты по каждому виду деятельности, необходимые для изготовления продукции, определяют как произведение средних затрат в единицу времени по данному виду деятельности на продолжительность данного вида деятельности. Совокупные затраты на продукцию состоят из суммы затрат по всем видам деятельности, необходимым для разработки, производства, поддержания в рабочем состоянии и изъятия данной продукции из обращения.
      Помимо метода АВС для управления по видам деятельности или функционального управления используется метод ABM – Activity based management. (В интерпретации В.А. Ивлева и Т.В. Поповой "Activity based management – это функционально-стоимостное управление" [8]). Метод ABM стремится представить предприятие (организацию) как совокупность различных взаимодействующих видов деятельности (любой вид деятельности есть, строго говоря, некий процесс, а если перейти на элементарный уровень, то можно говорить об операции), которая обусловлена требованиями потребителя и связана с затратами. Метод ABM – это процессное (пооперационное) управление затратами. Впервые предложил рассматривать организацию как систему процессов К. Исикава в начале 80-х годов [15]. Международные стандарты ИСО серии 9000 закрепили такой подход.
      В основе метода АВС лежит предположение, что деятельность потребляет ресурсы, а продукция потребляет деятельность [16]. Другими словами, продук-ция – результат деятельности, связанной с потреблением ресурсов, учет затрат по которым ведется на соответствующих счетах.
      Применение метода АВС обеспечивает гораздо более точное описание затрат и отображает финансовое состояние организации лучше, чем традиционные методы бухгалтерского учета3. Это позволяет организации вырабатывать более точные и обоснованные решения. Кроме того, разнесение затрат по счетам может использоваться, чтобы исключать малоценные высокозатратные виды деятельности и, следовательно, уменьшать издержки, что немаловажно, например, при проведении ФСА, реструктуризации бизнес-процессов и в других случаях.
      Тем не менее как и в бухгалтерском учете при использовании метода АВС превалирует все же платежный аспект, в то время как при проведении ФСА обращают внимание на стоимостный аспект затрат, понимая их как расхода ресурса на создание продукции, максимально удовлетворяющей ожидания потребителей. Любой объект имеет стоимость только тогда, когда он имеет ценность для потребителя. Чем выше ценность объекта, тем выше и стоимость, независимо от затрат на его создание.
      Метод АВС – особая форма функционального анализа затрат (Function Cost Analysis), в котором на первый план ставится определение и учет затрат на осуществление функций системы в течение полного жизненного цикла. Однако он не решает вопрос оптимизации или даже исключения функций в соответствии с удовлетворением требований потребителя путем выявления затрат, как это осуществляется при проведении ФСА. Метод АВС не предусматривает системного определения главной функции объекта, в нем отсутствуют правила формулирования функций, установления их значимости и уровня выполнения и многие другие признаки, без которых ФСА не может обойтись, так как у него другая конечная цель, а определение затрат по функциям – промежуточная задача. На каких-то этапах проведения ФСА возможно использование и метода АВС.
      При проведении ФСА осуществляется минимизация затрат на всех этапах, связанных с существованием объекта, начиная с момента его проектирования вплоть до его утилизации.
      Рассматривая различные характеристики продукции – затраты, качество, надежность и т. п., необходимо соизмерять их влияние на ее потребительную стоимость. Например, решения по усовершенствованию продукции, расширяющие ее функциональные возможности, но увеличивающие затраты настолько, что продукция теряет конкурентоспособность, столь же неприемлемы, как и решения, снижающие затраты за счет ухудшения качества.
      Столь же важно не путать цену с потребительной стоимостью. Потребительная стоимость - это затраты на создание потребительских свойств. Потребительная стоимость уменьшается, если добавочные затраты не способствуют адекватному повышению потребительских свойств объекта, и напротив, потребительная стоимость объекта возрастает, когда добавочные затраты направлены на усовершенствования, придающие объекту такой уровень качества, за который потребитель согласен понести дополнительные расходы. Поэтому правильнее говорить об управлении затратами, а не о снижении затрат любым способом.
      Потребительная стоимость определяется с помощью двух основных элементов: характеристик объекта и затрат потребителя. Затраты потребителя при этом включают цену продукции и, как правило, издержки, связанные с ее использованием.
      Характеристики продукции должны соответствовать требованиям определенной группы потребителей. При этом продукция получит конкурентное превосходство, если затраты потребителя окажутся ниже, чем у конкурентов.
      Отсюда видно, что сделать продукцию привлекательной в глазах потребителя можно, совершенствуя ее характеристики, а также снижая затраты потребителя. Направление работ по повышению конкурентоспособности продукции выбирается на основе данных, полученных в ходе проведения ФСА. При этом результатом этих работ должно стать увеличение потребительной стоимости продукции, значение которой условно может быть представлено в виде следующего отношения:
     
     
     


     
      Приведенное выше соотношение хорошо иллюстрирует принципиальное различие между ФСА и традиционными методами снижения издержек. Основная цель ФСА – не просто снижение издержек или повышение качества, а максимизация потребительной стоимости объекта.
      Потребительная стоимость товара – это полезность вещи (способность удовлетворять ту или иную потребность пользователя), соотнесенная к затратам на эту полезность. Иногда некоторые авторы используют вместо понятия "полезность" термин "функциональность". Функционально-стоимостный анализ призван дать оценку затрат на создание и использование объекта на основе потребительной стоимости. Это обеспечивается за счет всестороннего изучения функций, выполняемых объектом, и затрат, необходимых для их проявления.
      Если затраты (сost) – денежная сумма труда, материала, накладных расходов и других издержек, которые требуются для разработки продукции, при ее производстве, приобретении или эксплуатации, то стоимость (value) представляет собой справедливое возмещение или эквивалент в виде товара, услуг или в денежном выражении за объект обмена, иными словами, денежное выражение ценности объекта. Стоимость объекта, выраженная через качество или престижность, является ценностью (worth). Обычно речь идет о рыночной стоимости, а не о стоимости с точки зрения абсолютной ценности продукции. Рынок лучше всего представить как взаимодействие отдельных лиц (покупателей, продавцов), каждое из которых на основе собственных критериев оценки делает индивидуальный выбор: покупатель – приобретать ли товар, а продавец – продавать ли этот товар за цену, достигнутую в результате добровольной коммерческой сделки.
      Различие между двумя понятиями состоит в том, что "ценность" – это субъективная оценка, определяемая путем сравнения, на основании исторических фактов, конъюнктуры или личного опыта, а "стоимость" – рыночная оценка, объективная ценность, основанная на меновых пропорциях, цена, сложившаяся в ходе конкуренции. Например, картина может быть оценена в 100 тыс. р., это ее потребительная стоимость, но она может не представлять ценности для вас. Однако необходимо достичь определенного уровня стоимости, чтобы обмен состоялся.
      Таким образом, стоимость – интегральный показатель ценности продукции – определяется в процессе взаимодействия сторон (покупателей и продавцов) для выработки единого мнения в оценке продукции и является поведенческим действием, которое, по мнению некоторых авторов, можно "представить себе в виде энергии, которая превращается в другие виды энергии" [17]. Не существует такого понятия, как стоимость какого-либо объекта (будь то природные богатства – земля, воздух, вода, нефть, фауна, флора и т. д. или продукция деятельности человека – машины, оборудование, пища, ягоды, фрукты и овощи с садового участка, книги и пр.), если в процесс оценки не включаются люди.
      Для обеспечения конкурентоспособности продукции в процессе ее разработки необходимо ясно понимать, что стоимость – это мера выбора потребителя (покупателя). Чтобы гарантировать, что продукция будет востребована, ее следует проектировать в соответствии с критериями потребителя, т. е. в соответствии со стоимостью. Затраты – это один из двух (помимо качества) основных показателей измерения стоимости. С одной стороны, затраты во многом предопределяют стоимость и служат одним из главных ее факторов, с другой стороны, добавление затрат не приводит к адекватному росту стоимости. Если перед разработчиками стоит цель – сделать продукцию дешевле, следует ее проектировать, исходя из затрат, а если лучше – проектировать, исходя из качества. Два других важных показателя измерения стоимости, которые относятся к проектным атрибутам, – это проектирование, исходя из заданных сроков (чтобы реализовать точно в срок), противоречащее природе качества, и проектирование, исходя из временного цикла (чтобы сократить сроки проект
      ирования), на которое влияет как проектирование исходя из затрат, так и проектирование, исходя из заданных сроков.
      Поэтому использование некоторыми авторами общепринятого термина "функционально-стоимостный анализ" для выражения определения и учета затрат по видам деятельности (Activity Based Costing) не совсем корректно, или даже совсем некорректно.


© Е.А. Кузьмина, А.М. Кузьмин. Функционально-стоимостный анализ и метод АВС. // Методы менеджмента качества. - 2002. - № 12.

 | к содержанию |

 
Федор Сваровский, Анна Людковская
ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ: РАЗГОВОР С ДЕЗЕРТИРОМ.
Не спешите повышать зарплату

Источник: ПРАВДА On-line
Разделы: Управление персоналом
      Владелец компании "И-радио" Андрей Лаупер в течение двух недель пытался уволиться с предыдущего места работы. В течение этого времени руководитель Лаупера отговаривал его. "Я написал заявление в запальчивости, и он мне предложил вернуться к разговору после выходных, когда я остыну, - вспоминает Лаупер. - Затем он мне рассказывал о росте компании, но повышения зарплаты не предлагал". Лаупер уверен, что начальник остался на него в обиде: "Когда я пришел в компанию за документами, он, увидев меня в коридоре, сделал вид, что меня нет, и даже не поздоровался".
      На заявление сотрудника об уходе менеджеры реагируют по-разному. Одни умоляют остаться, другие устраивают шумные скандалы. Но в большинстве случаев российские руководители совершают одну и ту же ошибку: воспринимают уход человека как личную обиду и предательство. Между тем эмоции в таких ситуациях лучше свести к минимуму. Если менеджер сумеет правильно себя повести с "дезертиром", он может удержать его в компании или хотя бы сделать так, что тот через какое-то время захочет вернуться. И далеко не всегда это связано с повышением зарплаты. Специалисты в области управления персоналом, психологи и руководители делятся с "Ведомостями" своим опытом в этой области.
     
      1. Сбор информации. Прежде всего необходимо как можно более подробно разузнать о причинах ухода. А также понять, насколько твердое решение принял сотрудник, советует Александр Забузов, директор по персоналу инвестиционной компании "Финартис". "За заявлением об уходе может скрываться обида на другого сотрудника или непонимание своего места в компании", - добавляет председатель совета директоров риэлтерской компании "Миэль" Григорий Куликов. Чтобы получить максимум информации, советуют психологи, с увольняющимся нужно говорить спокойным, ровным, дружелюбным тоном. На нерешительности сотрудника тоже можно сыграть. "Если человек колеблется, я беседую с ним и пытаюсь переубедить, - говорит Куликов. - Но я разговариваю так, чтобы в компании не возникло ощущения, что руководство можно шантажировать".
     
      2. Взаимный выигрыш. По словам психолога, руководителя учебного центра "Деловой клуб" Николая Козлова, важно настроить себя таким образом, чтобы сотрудник почувствовал, что его судьба действительно интересует шефа. Для этого попробуйте поставить себя на место уходящего, проникнуться его интересами. "Он видит, что я искренне желаю, чтобы он принял наилучшее для него самого решение, - говорит Козлов. - Нужно спросить, чем помочь, что могло бы его удержать. А если есть сомнения в предлагаемой ему новой работе, высказать эти сомнения".
     
      Если действовать таким образом, то даже если не удастся удержать ценного человека, тот будет чувствовать, что может вернуться, разочаровавшись в новом работодателе. Специалисты в последнее время все чаще меняют место работы, и компания, из которой талантливый сотрудник уходит и в которую возвращается вновь, оказывается в выигрыше по сравнению с той, откуда уходят раз и навсегда.
     
      3. Кто кого. Нередко отношения работника и работодателя строятся на постоянной (как правило, скрытой) конфронтации по принципу "кто из кого больше выжмет". Руководитель пытается за минимальную зарплату (часто меньше среднерыночной) использовать человека по максимуму. А работник, со своей стороны, выдумывает способы работать поменьше и получать побольше.
     
      При таких отношениях разговоры о возможном увольнении часто сводятся к торговле по поводу зарплаты. Менеджер повышает зарплату, предлагает меньше работать и т. п. , доводя в результате компенсацию до справедливого с точки зрения подчиненного уровня. Однако это временное спокойствие: сотрудник начинает чувствовать, что может давить на руководство, шантажировать его угрозами увольнения. "Это не сотрудничество, - говорит Николай Козлов. - В этом случае отношения между руководством и сотрудником никогда не будут конструктивными".
     
      4. Работа и личные отношения. Бывают случаи, когда личная неприязнь руководителя может оттолкнуть ценного сотрудника. Как рассказал председатель совета директоров пивоварни "Тинькофф" Олег Тиньков, несколько лет назад он из-за психологической несовместимости позволил уволиться очень сильному менеджеру. "По прошествии лет я стал жалеть об этом, - признается Тиньков. - Он был профессионалом. Из-за личных отношений я потерял сильного менеджера".
     
      5. Взглянуть со стороны. Если руководителя захлестывают эмоции, то лучше отложить разговор и успокоиться. Как объясняет директор учебного центра практической психологии "Катарсис" Галина Сартан, важно занять позицию наблюдателя со стороны и рассмотреть проблему лишь с точки зрения логики и здравого смысла.
     
      Если воспринимать уходящего из компании сотрудника как предателя, неблагодарного, дезертира и т. п. - его вряд ли удастся удержать. Григорий Куликов из "Миэля" рассказывает, что с теми, кто принял окончательное решение покинуть компанию, он расстается по-дружески, благодарит за проведенное вместе время. И никогда не повышает голоса. "Повысить голос я могу только на сотрудника компании, поскольку эмоции допустимы внутри коллектива, - говорит Куликов. - Увольняющийся уже не член команды, общение с ним происходит на другом уровне".
     
      6. Не в деньгах дело. Услышав о решении поменять место работы, руководители нередко реагируют слишком категорично: просто говорят "уходи" или, напротив, тут же предлагают добавку к зарплате. На самом деле человек может в глубине души сомневаться в том, что хочет уйти. Этим стоит воспользоваться. "Нужно понимать, что психологически уход для сотрудника, как правило, невыгоден, - объясняет руководитель психологического центра "Команда" Григорий Крамской. - Ведь смена работы не гарантирует человеку удачу".
     
      Сразу же предлагать повышение зарплаты не стоит, поскольку сотрудник, возможно, уходит ради другого: более высокого статуса, более интересной работы. Или причина - в обстоятельствах его личной жизни: скажем, он разводится, женится, меняет место жительства и т. п.
     
      7. Будьте внимательны. Множество проблем в работе с персоналом возникает лишь оттого, что руководители не уделяют достаточного внимания личным устремлениям, атмосфере в компании, настроению сотрудников. Уход человека можно и нужно предотвращать, предвосхищать, считает Галина Сартан.
     
      "Руководитель должен чувствовать своих подчиненных, вовремя "измерять температуру" и понимать ожидания ключевых сотрудников", - говорит президент ru-Net Holdings Леонид Богуславский. Постоянное общение с людьми, отслеживание их карьеры позволяют избежать неожиданностей. "У человека накапливается недовольство, или он рассматривает более выгодные предложения и принимает решение об уходе. Если это ключевой сотрудник, очень важно контролировать этот процесс", - советует Богуславский. Например, в ряде западных компаний руководители время от времени приглашают каждого из ключевых специалистов на ланч. В общей сложности каждый третий обед менеджеры могут проводить с собственными сотрудниками.
     
      Впрочем, сотрудник может быть не настолько ценен, чтобы заметно повышать ему зарплату, предлагать повышение и т. п. При этом его внезапный уход вызовет большие сложности. В таких случаях зарплату можно незначительно поднять - только чтобы временно удержать человека, пока ему найдут замену. А потом сказать, что компания не может себе позволить держать на такой должности столь высокооплачиваемого сотрудника
     

© Федор Сваровский, Анна Людковская. Личная эффективность: разговор с дезертиром. // ПРАВДА On-line. - №222, - 05.12.2002.

 | к содержанию |

Юмор

 

      Как известно, слишком серьезное отношение
      к тому или иному явлению
      не всегда способствует его глубокому пониманию.
      В то же время, нестандартный взгляд,
      например, попытка отнестись к нему с юмором,
      порой высвечивает его скрытые грани
      и позволяет глубже проникнуть в суть дела.

    
      1. Ориентация на потребителя
      Клиент всегда не прав и за это он платит нам деньги.
      Он жадный, скандальный, с плохим характером, капризный, никогда не может выразить свои требования, и поэтому мы ему делаем скидки, уступаем в спорах, предупредительны и всегда ему улыбаемся, изо всех сил желая ему, чтоб он никогда не умер. И при этом интересуемся его удовлетворенностью.
     
      2. Лидерство руководителя
      Лидеры - это маньяки, убежденные, что они знают за других, куда надо вести, какие направления нужно выбирать и как манипулировать вовлеченностью людей, упиваясь своей важностью и здоровым внешним видом. Хотя настоящий лидер-руководитель тот, кто не мешает людям работать.
     

[ далее]


© Лапидус В.А. Антипринципы МС ИСО 9000:2000. // Методы менеджмента качества. - 2002. - № 12.

 | к содержанию |

© НОП "EUP.RU - Экономика и управление на предприятиях"
Вопросы экономики и управления на предприятиях
№1 (1), 13 января 2003 г.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное