Когда вы в последний раз слушали
"Мьюзек" (Muzak)? Какую
песенку они передавали? Что, не припомните? Вот и хорошо. Вы и не должны этого
помнить. Если система работает так, как задумано, вы не должны запоминать
услышанное. Идея, предложенная фирмой "Мьюзек", как раз и состоит в
том, что музыка должна служить лишь фоном, создавать атмосферу окружающей
среды, способную изменить ваше настроение, но так, чтобы вы и сами не заметили
изменения к лучшему. "Мьюзек" призвана сделать вас счастливым, более
оптимистичным и - что самое главное - более работоспособным. Она повышает
производительность вашего труда так, чтобы вы и сами не поняли, почему та
возросла.
Если вы хотите свести с ума 174
франчайзеров "Мьюзек" и 200000 их клиентов - назовите их музыку
"фоновой" или "возбуждающей". Создатели называют ее
функциональной или (после того как был отмечен День Земли) "энвироментальной".
Все это связано с теорией "прогрессирующей стимуляции". Цитата из
проспекта фирмы: "Каждый сегмент играет музыку по восходящей кривой во
время нисходящего периода производительности". Иными словами, они
проигрывают энергичную, веселую музыку, когда человек чувствует усталость, и,
наоборот, расслабляющие мелодии, когда люди полны энергии.
"Мьюзек" началась с
генерал-майора Джорджа Оуэна Сквайра (GeorgeOwenSquier), отставного военного, родившегося в конце
Гражданской войны в Америке. Он был одним из основателей армейских
радиоподразделений. В 1907 году Сквайр открыл, что деревья можно использовать в
качестве антенн (он назвал это "лесной телефонией"). В 1922 году
Сквайр придумал проводное радио, то есть передачу музыки, новостей, лекций и
рекламы в дома клиентов по электропроводам, так сказать кабельное радио.
Он предложил свой замысел
коммунальному хозяйству Нью-Йорка.
Так возникла Северо-Американская
Компания, от которой впоследствии отпочковалась фирма "Проводное радио
Инк". Сквайру всегда нравилось слово "Кодак", поэтому он
окрестил свою продукцию сочетанием слов "музыка" и "Кодак",
получилось "Мьюзек" (по-английски Music + Kodak=Muzak).
"Проводное радио"
сначала вело вещание по электрическим проводам Кливлендской Осветительной
Компании, филиала Северо-Американской. Радиовещательная студия располагалась на
мансарде электроподстанции, и оттуда ведущий гонял грампластинки и вел
программы по четырем различным каналам. При помощи дешевого приемника жители
могли слушать музыку и новости. Для этого надо было только вставить вилку в
электророзетку.
Несмотря на успех в Кливленде,
вскоре стало ясно, что проводное радио неуместно в век беспроводного. В 1934
году фирма перешла на вещание по телефонным проводам. Студия передавала музыку
в гостиницы и рестораны, снабжая клиентов отпечатанной программой на несколько
дней вперед, чтобы те знали последовательность исполняемых произведений.
Надеясь на расширение своей
деятельности, компания "Мьюзек" заказала двум группам британских
экспериментаторов психологическое исследование по определению полезности
воздействия музыки на производительность труда рабочих. Исследователи сделали
два вывода: во-первых, музыку надо "рационировать", то есть правильно
подбирать, чтобы она способствовала росту производительности; во-вторых,
"дозировать", чтобы она не была монотонной, как и сама работа. На
основе этих заключений "Мьюзек" решила программировать музыкальные
записи на базе пятнадцатиминутных порций. Торговые представители фирмы сумели
уговорить хозяев производств попробовать ввести в цеха музыкальный фон. Так и
родился тот "Мьюзек", который мы все теперь так хорошо знаем.