Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Торговля на бирже - нестандартный взгляд


Торговля на бирже - нестандартный взгляд

Каталог рассылки: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.tsarikhin
Сайт рассылки: Центр Финансового Образования http://fintraining.ru

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ТОРГОВЛЯ НА БИРЖЕ – II

А теперь, уважаемый читатель, позвольте мне познакомить вас с даосизмом. Слово даосизм происходит от «Дао» - значение этого термина я уже объяснил выше. Великий отечественный китаист академик Алексеев так определяk Дао:

«Дао есть сущность, есть нечто статически абсолютное, есть центр круга, вечная точка, вне познаний и измерений, нечто единственно-правое и истинное. Оно есть Великое Дао, невыразимо живущее в наитии и не делающее себя утварью людей, объектом пользования и уделом формы. Оно – самопроизвольная самоестественность. Оно для мира, вещей, человека, поэта и его наития есть истинный Владыка, Изначальный Предок, Созидатель Превращений, Духовидный Преобразователь, Небесный станок, лепящий формы; чудесный, непознаваемый,
полный неуловимых чар Механизм, Высшая Гармония; Магнит, притягивающий к себе непротивящуюся ему человеческую душу; древнее начало, исповеданное патриархами Хуан-ди и Тан Яо; Нечто, приравнявшее себя к праху мира; и, наконец, Чёрное Небытие».

Впрочем, любые попытки определить Дао через набор слов и понятий обречены на неудачу, так как слова и понятия эти отражают лишь следствия (продукты творчества) Дао. Дао – это по сути своей синоним христианского Бога, поэтому даосизм можно назвать «божьим учением».
Основателем даосизма считается Лао Цзы, о котором мы уже говорили выше. «Лао Цзы» - это псевдоним, который дословно переводится на русский как «Старый Учитель». Сыма Цянь в «Историческом повествовании» сообщает нам о том, что:

«Лаоцзы был уроженцем селения Цюйжень, волости Ли, уезда Ку, царства Чу. Его имя было Эр, второе имя – Дань, фамилия – Ли. Он в царстве Чжоу заведовал книгохранилищем …
Лаоцзы исследовал Дао и добродетель, в его учении главным было таиться и не иметь имени. Жил он долго в царстве Чжоу, но, видя его упадок, удалился. Когда достиг заставы на границе, её начальник Радостный обратился к нему с просьбой: «Напишите книгу для меня перед тем как скроетесь». И тогда Лаоцзы написал книгу в двух частях, насчитывающую более пяти тысяч слов, в которой разъяснил смысл Дао и добродетели, и после этого ушёл. Никто не знает, где он умер …
Лаоцзы, вероятно, прожил более 160 лет, другие же говорят, что более 200 лет, ибо при исследовании Дао достиг долголетия …
Лаоцзы был благородным мужем-отшельником …
В мире люди, следующие Лаоцзы, отвергают конфуцианское учение, а в конфуцианском учении отвергают Лаоцзы. Не об этом ли идёт речь в строках: «Когда пути не одинаковы, не составляют вместе планов» …
Ли Эр – это преобразование и исправление себя при недеянии и покое». [6]

Знаменитая книга Лао Цзы – это «Дао дэ цзин» – «Учение о Дао и благой силе Дэ». Лао Цзы был старшим современником Конфуция. Некоторые историки утверждают, что Лао Цзы вовсе не существовал, что это либо вымышленный персонаж, либо синтетический образ, либо псевдоним коллектива авторов «Дао дэ цзина». Однако я лично считаю, что нет оснований сомневаться в исторических свидетельствах Сыма Цяня.
Вообще говоря, в последнее время у нас в стране развелось огромное количество «историков», которые только и тем занимаются, что на основании совершенно непонятных домыслов подвергают сомнениям исторические факты. Было ли татаро-монгольское нашествие? Жил ли Александр Невский? А может это собирательный образ народного героя, защитника Отечества, персонажа изустно передававшихся былин? А может Александр Невский и хан Батый это одно и то же лицо? – Нелепость и вздорность подобных измышлений совершенно
очевидны для тех, кто хоть в небольшой мере знаком с историей как с научной дисциплиной. Однако многие слабообразованные люди принимают такого рода гипотезы за чистую монету и делают их предметов досужих разговоров.
Основой учения Лао Цзы является концепция Дао. Дао с точки зрения бодрствующего сознания человека есть:

1) Небытие, из которого исходит вся тьма вещей и куда обратно вся тьма вещей и возвращается (в данном контексте Н е б ы т и е означает не просто логическое отрицание Б ы т и я, а некоторое состояние Б ы т и я, противоположное его проявленной форме, которое можно представить себе как «абсолютную пустоту» или «абсолютный покой». Пользуясь терминологией Канта, можно утверждать, что Н е б ы т и е в данном значении этого термина является трансцендентной категорией);
2) закон развития и изменения Сущего, которое само является следствием некоторого внутреннего изменения Небытия. Сущее – это тень, которую отбрасывает Небытие (Под С у щ и м здесь подразумевается проявленный мир вещей).

Такое понимание Дао очень похоже на концепцию Парабрамана, которую мы видим у индийских мистиков в «Упанишадах». По сути своей Лао Цзы говорил о той же самой «запредельной реальности», дающей жизнь и основу миру, только другими словами. Вы можете спросить: «Конфуций основывал свою доктрину на древних канонических писаниях. А где источник учения Лао Цзы?» На это я могу ответить, что этим источником являлись:

1) древние книги, с которыми Лао Цзы ознакомился во время пребывания на посту хранителя секретных архивов династии Чжоу. В их числе были священные книги, о которых шла речь выше, а также возможно некоторые другие манускрипты эзотерического и полуэзотерического характера, хранившиеся в библиотеке чжоуского двора, впоследствии утерянные;
2) собственные философские размышления;
3) непосредственное переживание Дао внутри себя.

Целью существования человека, по Лао Цзы, является приближение к Дао, а затем и слияние с ним. Такого рода движение у Лао Цзы происходит не через ритуал, а в основном через самопознание, так как Дао, оживотворяя всё Сущее, и являясь для него основой и причиной, оживотворяет и частные проявления Сущего, такие как человек. Следовательно, познавая себя, человек познаёт Дао. Познание закономерностей природы также ведёт к познанию Дао.
Познание Дао возможно только при покое, так как Дао (оно же Небытие), даёт миру прежде всего покой как своего рода слепок с самого себя. Человек в состоянии покоя как бы настраивает себя на «волну Дао». Покой достигается при недеянии. Недеяние («у-вэй», важнейшая категория в учении Лао Цзы) это:

1) внутренняя тишина или покой, который является условием постижения Дао;
2) избегание суеты, ненужных действий и переживаний в повседневной жизни.

Вышесказанное иллюстрирует следующая короткая притча:

«Кун-цзы, обратившись к Лао Даню, сказал: «Сегодня, [когда у Вас есть] свободное время, осмелюсь спросить о совершенном дао».
Лао Дань ответил: «Ты [сначала] постом и воздержанием очисть своё сердце; до снежной [белизны] очисть свой ум; разбей своё знание. Ведь дао бездонно и словами выразить его очень трудно»».

Достигнув покоя, а затем приблизившись к Дао, человек снова может вернуться к осознанной активности, однако это будет уже другая активность. Активность, наполненная ощущением Дао. Плод её – благо для всего живого.
О Лао Цзы ходило огромное количество легенд, где он предстаёт перед нами и как воплощение Высочайшего Существа Тай-шан Лаоцзюня, и как маг и волшебник, своего рода алхимик древнего Китая:

«Он указал средства, как добывать девять сортов пилюль, восемь камней, яшмовый напиток, золотую слюну, как покорять демонов и распоряжаться ими, питать природу, не есть хлеба, принимать превращения».

Учение Лао Цзы в дальнейшем было развито его гениальным последователем Чжуан Цзы (369 – 286 гг. до н. э.), который разбавил уксусную эссенцию «Дао дэ дзина» притчами, диалогами и афоризмами «Чжуан Цзы цзи цзе». Этот знаменитый философский трактат, образец древнекитайской высокохудожественной поэзии, был дополнен учениками и последователями Чжуан Цзы, и является вторым по значимости из дошедшего до нас рукописного даосского наследия. Можно сказать, что Лао Цзы произнёс букву «А»,
а Чжуан Цзы произнёс весь остальной алфавит. Вот что говорит о Чжуан Цзы Сыма Цянь:

«Его учение не знало пределов, однако в главном и основном он возвращался к словам Лао-цзы, поэтому его письмена, сто с лишним тысяч иероглифов, – это большей частью одни иносказания … Своё мастерство в сочинении письмен и толковании выражений, в определении смысла фактов и классификации событий он использовал для сокрушительных атак на Кун-цзы и Мо Ди, хотя и другие тогдашние учёные-эрудиты не могли защитить себя от его критики. Его слова безбрежны, как океан; чтобы быть верным себе, он себя
ничем не стеснял, поэтому правители и сановники не могли его использовать …».

Следует также упомянуть о книге «Ле Цзы», названной так по имени даосского философа Ле Юй Коу, жившего в IV в. до н. э., и составленной, по всей видимости, его учениками. В дальнейшем философский даосизм претерпел определённое развитие, однако постепенно сошёл на нет, и уступил сцену даосизму религиозному, который существует в своих остаточных формах и поныне. Следует заметить также, что для китайцев конца I и всего II тысячелетий нашей Эры слово «даос» означало не философа отшельника,
в одиночестве размышляющего над проблемами мироздания, а странствующего монаха-волшебника (вспомним знаменитый цикл литературных новелл XVII в. Пу Сун Лина). Даос – это своего рода чародей, помогающий добрым людям.

Даосизм и конфуцианство являлись до некоторой степени противоположными философскими учениями, и между адептами этих учений периодически вспыхивали жаркие споры. Конфуцианцы критиковали даосов за пассивность, отстранённость от мира, социальное бездействие. По мнению сторонников Конфуция первейший долг человека – всеми силами способствовать гармонизации и упорядочиванию социума. Можно даже назвать конфуцианство социально активной философией.
Сторонники философского даосизма не остались в долгу, и в своё время конфуцианцам от них крепко досталось, причём критика конфуцианства очень часто облекалась в ироничную форму. Механическое повторение ритуалов, говорили даосские философы, не способно приблизить человека к пониманию Дао. Все ритуалы даосы делили на пять основных групп:

1) ритуалы, устанавливающие надлежащие нормы отношений между людьми;
2) ритуалы, установленные в память о каких-то важных исторических событиях;
3) ритуалы, посвящённые служению Небу и духам предков;
4) ритуалы, являвшиеся магическими обрядами;
5) ритуалы, позволяющие приблизиться к Дао.

Только последняя группа, по мнению даосов, имела с точки зрения их учения «осязаемую» пользу. Сам ритуал – это своего рода межевой столб, дорожный знак на пути к Дао. Однако даже такой ритуал будет бесполезным, если человек, его выполняющий, не знает, как приблизиться к Дао внутри себя. Остальные же ритуалы не только бесполезны, но во многих случаях даже и вредны, так как мешают естественному проявлению чувств человека. Обряды и церемонии времён династий Ся (XXI – XVI вв. до н. э.) и
Шан (XVI – XI вв. до н. э.), говорили даосские философы IV в. до н. э., были эффективными и действенными в древние времена. Сейчас же они не имеют никакого смысла, так как общество в своём развитии ушло далеко вперёд. Насаждать в современном Китае обычаи времён трёх династий и пяти предков – это всё равно, что плыть по реке на повозке или передвигаться по суше на лодке. Если обезьяну одеть в платье Чжоу-гуна, то она начнёт рвать его, грызть и метаться, пока не скинет его с себя. Пока «благородный
муж» не наведёт порядок внутри себя, продолжали развивать свои мысли даосские философы, нечего и думать о том, чтобы навести порядок во всей Поднебесной.
Конфуцианство и даосизм долгое время развивались, если можно так выразиться, в диалектическом взаимодействии. Оттачивались аргументы, росло искусство спора, сформулированные в спорах концепции воплощались на практике. Однако полноценного синтеза обоих учений так и не произошло, хотя отдельные попытки всё же предпринимались. Можно вспомнить доктрину «Сюань сюе» («Наука о сокровенном»), сформулированную в III – IV вв. и пытавшуюся с позиций даосизма обосновать догмы конфуцианства
(здесь мы упомянем таких мыслителей, как Ма Юн (79 – 166 гг.), а также «мудрецов из бамбуковой рощи» – Жуань Цзи (210 – 263 гг.) и Си Кана (223 – 262 гг.)). Кроме того, постепенно на даосизм и конфуцианство стал оказывать всёвозрастающее влияние буддизм, о чём следует всегда помнить. Много позднее, во времена правления династии Мин, философ и религиозный деятель Линь Чжао-энь (1517 – 1598 гг.) предпринял попытку объединить даосизм, конфуцианство и буддизм в единую религиозно-философскую
систему для всех слоёв общества.
Я считаю, что хотя формального синтеза даосизма и конфуцианства не произошло, произошло своего рода «неформальное», внешнее объединение этих учений в рамках всего китайского национального мировоззрения. Воспитанный в догмах классического конфуцианства, «среднестатистический» китаец в то же время немножко и даос.

Продолжение следует.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ОБУЧЕНИИ!

Для всех, кто хочет приобрести навыки инвестиций на российском фондовом рынке, я рекомендую посетить очные авторские курсы в компаниях «Церих кэпитал менеджмент», «Риком-траст» и «Контраст». Время обучения – 6, 4 и 4 недели соответственно. Подробности – на сайтах www.zerich.ru, www.ricom.ru, www.kontrust.ru, а также на базовом сайте рассылки www.fintraining.ru.
Тем, кто интересуется вопросами инвестиций на российском рынке ценных бумаг, но не имеет возможности посещать наши занятия в Москве, я рекомендую подписаться на дистанционные образовательные курсы «Инвестиции в ценные бумаги» и «Срочный рынок: фьючерсы и опционы».
См. базовый сайт рассылки www.fintraining.ru.

Copyright  Царихин К. С. 2006


Если вы хотите задать вопрос или поделиться своими мыслями, пишите
Константину Царихину или Валерию Гаевскому
Приглашаем принять участие в обсуждении материалов рассылки на форуме сайта
Центр Финансового Образования

Центр Финансового Образования
предлагает вам без отрыва от основной работы или учебы
пройти обучение на дистанционных учебных курсах

  1. "Управление личными финансами", автор и ведущий - Сергей Спирин
  2. "Инвестиции в ценные бумаги", автор и ведущий - Константин Царихин

Более подробная информация - на сайте Центра Финансового Образования
http://fintraining.ru.

Рекомендуем подписаться на рассылки:


В избранное