Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Торговля на бирже - нестандартный взгляд


Торговля на бирже - нестандартный взгляд

Каталог рассылки: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.tsarikhin
Сайт рассылки: Центр Финансового Образования http://fintraining.ru

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ТОРГОВЛЯ НА БИРЖЕ – II

Согласно Конфуцию, миром управляет невидимое и неощутимое первоначало – Дао (Б о г в христианстве – это Личность. У Лао Цзы же Д а о – безличное начало. Вообще говоря, различие в понимании природы Б о г а в разных культурах – тема отдельного исследования). Это управление осуществляется посредством благой силы – «Дэ», которой Дао в различной степени наделяет всё вокруг. Весь мир являет собой упорядоченную и гармоничную систему, в которой каждая вещь имеет своё место
и путь развития, который также называется дао. Человечество вследствие злоупотребления свободной волей отклонилось от своего дао, как следствие этого, мы наблюдаем такие явления как войны, вражда, борьба с природой, раздоры в семье. Для того чтобы положить конец всему этому злу, человечество должно вернуться к своему дао. В незапамятные времена, учил Конфуций, люди жили в согласии с принципами Дао, следовательно, вернуться к Дао значило вернуться к старине. Старинные обычаи, нормы поведения и концепции мироустроения
изложены в священных книгах, которые были записаны в древности великими мудрецами, жившими в эпоху соблюдения принципов Дао, а также имевшими, если так можно высказаться, непосредственную связь с Дао. Вот перечень этих священных книг:

«Ши цзин» – книга песен и гимнов;
«Шу цзин» – книга исторических хроник;
«И цзин» – гадательная «книга перемен»;
«Ли цзи» – книга ритуалов и установлений.

Для того чтобы стать образованным человеком, согласно Конфуцию, необходимо знать эти писания (так возникает категория «вэнь» - «учёность»). Своё Учение Конфуций сформулировал на основании этого «четверокнижия», приспособив вечные истины, излагаемые в них, к нуждам практической жизни. Вообще говоря, Учение Конфуция гораздо более глубоко и возвышенно, чем думают многие.
Центральное положение в конфуцианстве занимает доктрина ли, или ритуала. Вся природа, утверждает Конфуций, существует по закону ритуала, который предписало для неё всемогущее Дао. Человек – часть природы, следовательно, он также должен в своей повседневной, практической деятельности соблюдать ли.
Иероглиф «ли» можно перевести на русский и как «надлежащая норма поведения» и как «происходящая в соответствии с определёнными правилами церемония». Китайцы употребляют иероглиф «ли» и в том и в другом значении, очень часто смешивая их. Поэтому когда мы говорим о ритуале в понимании Конфуция, мы должны держать в уме оба этих варианта. В большинстве случаев «ли» можно перевести также как «надлежащая норма поведения, реализующаяся в форме определённой
церемонии».
Нормы ритуала изложены в канонических писаниях, вот почему так важно знать эти писания. Однако между знанием и действием согласно этому знанию – большая дистанция. Чтобы её пройти, человек должен преодолеть себя («кэ цзи фу ли» – «преодолей себя и вернись к надлежащим нормам поведения», учил Конфуций). И если для «сяо жень» – простолюдина, такое преодоление может быть просто невозможным, то «цзюнь цзы» – благородный муж, состоящий на службе
у государя, просто таки обязан буквально каждую минуту своей жизни проживать согласно ли, иначе – хаос, беспорядки и гибель.
Конфуций также подчёркивал, что нарушение принципов Дао наказывается Небом. Небо воплощает высшую справедливость, которая является опорой для всех живущих. Для понимания этого момента позвольте процитировать несколько строк из современных комментариев к главной конфуцианской книге «Лунь-Юй» («Суждения»):

«Летом 492 г. [до н. э.] во время пребывания в княжестве Чэнь Конфуций узнал, что в Лу во время пожаров пострадали храмы предков правящей фамилии. Услышав новость, Конфуций сказал: «беда непременно должна была случиться с храмами Хуань и Си. Так ли это?» Конечно, так оно и было. От пожара пострадали именно храмы Хуань-гуна (711 – 694 гг. до н. э.) и Си-гуна (659 – 627 гг. до н. э.). Поскольку для китайцев того времени пожар в храме предков являлся не несчастным случаем, а небесным
знамением, то данный эпизод рисует нам Конфуция как знатока «взаимоотношений» между Небом и человеком».

Хуань-гун и Си-гун были с точки зрения Конфуция узурпаторами и нарушителями миропорядка. Вот почему пострадали именно их храмы.
Нарушение ритуалов также каралось Небом. Однако между моментом нарушения и наказанием иногда проходило достаточное количество времени, что создавало у некоторых людей иллюзию безнаказанности. Для того, чтобы ритуалы проходили по всем правилам, необходимо было, по Конфуцию, провести в масштабах всего общества процедуру исправления имён, то есть привести внутреннюю сущность людей, предметов, церемоний, должностей в соответствие с их наименованием (принцип соответствия имени и сущности). О том, что в те далёкие
времена этот принцип повсеместно нарушался, свидетельствует такой случай, который Конфуций приравнял к святотатству. Однажды знатный сановник из рода Цзи, который фактически заправлял вместе с представителями двух других аристократических фамилий всеми делами в княжестве Лу, желая подчеркнуть свою значимость, совершил жертвоприношение Небу в Облачном павильоне на горе Тайшань. Этим он грубо нарушил ритуал, который позволял совершать такого рода жертвоприношения только императору, Сыну Неба («Тянь Цзы»),
да и то после установления мира и гармонии во всей Поднебесной. На фоне таких нарушений эпизод с танцорами, выстроенными этим вельможей в восемь рядов по восемь человек перед храмом предков (хотя ритуал дозволял лицу его ранга выстроить только четыре ряда по четыре), выглядел мелкой шалостью.
Учение Конфуция о ритуале было особенно актуально в то время, когда он жил. Тогда Китай был разделён на несколько десятков самостоятельных и полусамостоятельных государств, которые постоянно воевали между собой. Ритуалы, взаимоотношения между людьми, экономика, искусство, музыка – всё пришло в упадок. Учение о ритуале было, помимо всего прочего, вызвано к жизни конкретными историческими условиями, хотя принято было не сразу.
В теории ритуала особое место занимала категория «сяо» - «сыновняя почтительность». Дао, учил Конфуций, породило Небу и Землю. Небо и Земля относятся к Дао согласно принципу сяо – сыновней почтительности. Небо дало власть государю. Государь также в своих взаимоотношениях с Небом обязан соблюдать принцип сяо. Чиновник, находящийся на службе у государя относится к нему почти так, как к родному отцу. Если же экстраполировать действие принципа сяо на всё общество (так мы доходим до
почтительного отношения простого человека к своим родителям), то получится, что через сяо все люди оказываются соединёнными с Дао как с верховным предком всего и вся. Как следствие такого соединения, во всём мире начинает торжествовать воля Дао, что ведёт к всеобщему благу.
Не менее важным, согласно Конфуцию, является принцип «жень» - «милосердие», «гуманность», «человеколюбие». Дао, учил Конфуций, являет в жизнь высшее милосердие, давая время даже закоренелому преступнику раскаяться и вернуться к праведной жизни. Небо содержит мириады живых существ, каждому давая возможность идти своим путём, реализуя принципы Дао. Тем паче человек должен быть терпимым и милосердным по отношению к себе подобным. Однако следует чётко разграничить
милосердие и потакание, достоинство и надменность, независимость и заносчивость. А в этом человеку поможет знание освящённых древностью ритуалов.
Таким образом, мы подходим к ещё одной, не менее важной категории конфуцианства - «золотой середине». Конфуций учил, что при решении практических вопросов благородный муж обязан избегать крайностей. Только при этом его воля совпадает с волей Неба. Помимо ритуалов найти золотую середину, то есть узнать волю Неба, помогают жертвоприношения (вспомним знаменитую притчу о Конфуции, милосердной сунской семье и белом телёнке). Конфуций прослыл в своё время знатоком ритуалов, связанных с жертвоприношениями.
Историк, моралист, музыкант, управленец, педагог, знаток ритуала, Конфуций был для своего времени чем-то вроде «ходячей энциклопедии». И хотя при жизни он не пользовался широкой известностью (даже Сыма Цянь четыре века спустя после смерти Конфуция не выделял его среди прочей череды общественных деятелей китайского «смутного времени»), впоследствии его Учение оказалось востребованным в полной мере.

Продолжение следует.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ОБУЧЕНИИ!

Для всех, кто хочет приобрести навыки инвестиций на российском фондовом рынке, я рекомендую посетить очные авторские курсы в компаниях «Церих кэпитал менеджмент», «Риком-траст» и «Контраст». Время обучения – 6, 4 и 4 недели соответственно. Подробности – на сайтах www.zerich.ru, www.ricom.ru, www.kontrust.ru, а также на базовом сайте рассылки www.fintraining.ru.
Тем, кто интересуется вопросами инвестиций на российском рынке ценных бумаг, но не имеет возможности посещать наши занятия в Москве, я рекомендую подписаться на дистанционные образовательные курсы «Инвестиции в ценные бумаги» и «Срочный рынок: фьючерсы и опционы».
См. базовый сайт рассылки www.fintraining.ru.

Copyright  Царихин К. С. 2006


Если вы хотите задать вопрос или поделиться своими мыслями, пишите
Константину Царихину или Валерию Гаевскому
Приглашаем принять участие в обсуждении материалов рассылки на форуме сайта
Центр Финансового Образования

Центр Финансового Образования
предлагает вам без отрыва от основной работы или учебы
пройти обучение на дистанционных учебных курсах

  1. "Управление личными финансами", автор и ведущий - Сергей Спирин
  2. "Инвестиции в ценные бумаги", автор и ведущий - Константин Царихин

Более подробная информация - на сайте Центра Финансового Образования
http://fintraining.ru.

Рекомендуем подписаться на рассылки:


В избранное