Маркетинг в трудные времена: 7 способов избежать
спада продаж
У
древних китайцев было такое проклятие – «чтоб тебе жить в интересные времена!»
Сегодня, когда я пишу эту статью, многие в России опасаются, что эти самые
«интересные времена» снова наступили для российского бизнеса – ситуацию
сравнивают то с Великой Депрессией, то с событиями 1998-го года.
Я
надеюсь, что к тому моменту, когда журнал выйдет в свет, ситуация уже
утрясется, и, как водится, большинство опасений так и останутся несбывшимися.
Делать какие-либо предсказания я не возьмусь, но на случай, если ситуация в
ближайшее время не стабилизируется, предложу несколько советов касательно
маркетинга в трудные времена – в периоды рыночных кризисов и спадов.
Не режьте курицу, несущую золотые
яйца
И
первым советом будет такой – не поддавайтесь искушению урезать расходы на
маркетинг и рекламу. В дни кризиса многие бизнесмены начинают спешно сокращать
расходы – и очень часто первым делом урезают рекламный бюджет. Почему именно
его? Тут все очень просто. Если перестать платить работникам или поставщикам,
не пройдет и пары месяцев, как предприятие встанет. А вот если прекратить
рекламироваться – то еще долгое время вроде как ничего не происходит.
Проблема,
однако, заключается в инерции. С одной стороны, даже если Вы прекратите
рекламироваться, какое-то время Ваши старые клиенты будут покупать Ваш товар
просто по привычке. Оборотная сторона, однако, заключается в том, что когда Вы
увидите, что продажи покатились под откос – восстановить их до прежнего уровня
одним махом уже не удастся. Та же инерция будет работать против Вас, и в
результате на то, чтобы выбраться из ямы, может уйти гораздо больше времени,
чем заняло падение в нее.
Именно
поэтому в рекламе, как и в езде на велосипеде, важно не останавливаться, а
продолжать все время крутить педали.
Кроме
того, как показывает практика, большинство бизнесов начинают в случае кризиса
сокращать расходы на рекламу, конкуренция падает – и в результате те, кто
продолжил рекламировать себя, зачастую становятся «королями» рынка.
«Половина
рекламного бюджета идёт коту под хвост...»
Второй
совет может показаться Вам противоречащим первому – но я советую урезать
расходы на те рекламные акции и каналы, которые неэффективны для Вас. Однако
тут есть один подвох.
Чтобы
урезать неэффективные рекламные расходы, Вам придется научиться отличать их от
эффективных. То есть наладить учет эффективности рекламы и отдачи от каждой
рекламной кампании и рекламной акции. Если в благоприятные времена Вы можете
позволить себе повторять вслед за изобретателем универмага Джоном Ванамейкером
«половина моего рекламного бюджета идет коту под хвост, но я не знаю, какая
именно половина» – то во времена спада лучше все же «отделить зерна от плевел»
и прекратить давать рекламу, которая даже не окупает себя.
Существует
множество способов отслеживать эффективность той или иной рекламы, и на своих
семинарах я даю более дюжины таких способов – от использования разных
телефонных номеров в разных объявлениях до «подставных должностей» – но мы
сейчас не об этом.
Старый друг лучше новых двух
Третий
совет – держаться двумя руками за своих постоянных клиентов. Разумеется, нельзя
прекращать попытки привлечь новых покупателей – но даже в обычные времена
продажа старому клиенту обходится в несколько раз дешевле, чем привлечение
нового покупателя, который оставит в Вашей кассе ту же сумму. Что уж говорить о
периодах спада на рынке.
Поэтому
не ленитесь задействовать все известные Вам инструменты для поддержания
клиентской лояльности. А также освойте хотя бы несколько новых способов (тут
Вам может помочь моя книга «Больше денег от Вашего бизнеса», в которой описаны
несколько десятков таких инструментов).
Кроме
того, особо позаботьтесь о двух вещах. Во-первых, о качестве Вашего товара или
услуги. И, во-вторых, о доброжелательности и обходительности Вашего персонала.
Согласно статистике, около 85% клиентов, которых Вы теряете, расстаются с Вами
из-за того, что не удовлетворены либо качеством, либо сервисом – и всего лишь
15% приходится на все остальные причины, от агрессивных действий конкурента до
закрытия бизнеса покупателя. Конечно, я не призываю «продавать рубли по пять
копеек» и обеспечивать VIP-качество в эконом-классе. Но в рамках своей ценовой
категории Вам стоит быть одним из лучших.
Разбудите спящую красавицу
Четвертый
совет – разбудить «спящих» клиентов. Если Ваша фирма действует на рынке хотя бы
несколько лет, Вы наверняка оказались в забавной ситуации. Многих клиентов,
которые ранее совершали у Вас покупки, но давно прекратили это делать, Вы
числите в «бывших». Сами же они при этом зачастую продолжают считать себя
Вашими постоянными клиентами, отнюдь не «бывшими». А не покупают потому, что
руки не доходят, или вот прямо сейчас не нужно, или из-за того, что не знают
Вашего полного ассортимента... В общем, напомните им о себе – и многие с
радостью вернутся к Вам за новыми покупками.
Не
смотря на кажущуюся простоту, эта стратегия входит в число самых мощных
стратегий увеличения прибыли для малого и среднего, а порой даже и для крупного
бизнеса. Моим клиентам многократно удавалось поднять продажи на десятки
процентов, а порой и в несколько раз, обратившись к старым клиентам, которых
они давно уже считали потерянными для себя. Конечно, тут есть свои тонкости,
которые могут повлиять на результат, но рассказа о них хватило бы на отдельную
статью. Однако зачастую даже простой телефонный звонок творит чудеса.