Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Секреты бизнеса. Предприниматели рассказывают... Интервью


Информационный Канал Subscribe.Ru

СЕКРЕТЫ БИЗНЕСА.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ РАССКАЗЫВАЮТ...   
ЛИСТОК МОСКОВСКОГО КЛУБА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Монологи о малом бизнесе

 

Прежде всего, объявление.

Хочу напомнить, что Александр Левитас, который выступал у нас на МКП 13.09, предоставил скидку всем участникам встречи на курс «Скрытые возможности вашего бизнеса», и срок действия этой скидки истекает 01.10.05г.

Так что у вас еще есть возможность заказать этот курс со скидкой, пишите Александру: a-l@kursy.ru.

 

И далее интересное интервью с предпринимателем Игорем Кузником, которое мне посоветовал почитать Евгений Огнев.

Я прочитала, и публикую его здесь с сокращениями. Думаю, оно будет интересно не только малому бизнесу…

 

(МОСКОВСКАЯ СРЕДА № 35 (141), 21 - 27 сентября 2005)

«ЭФФЕКТ ЧИСТЫХ РУК, или Монологи о малом бизнесе»

Василий ДВОРЫКИН

 

ЭКСПЕРИМЕНТ

В жилых домах Москвы энергично устанавливают счетчики воды и тепла, считают результаты, называя их часто первыми.
Между тем четыре года назад в микрорайоне Скатертный в Центральном округе провели эксперимент - на одиннадцати жилых домах, питаемых одним ЦТП, поставили такие счетчики и создали единую систему учета с выведением информации от каждого узла в диспетчерскую. Эксперимент был успешным: приборы работали надежно. Но была у эксперимента сторона, на которую внимания тогда не обратили: установленные в Скатертном приборы изготовило предприятие так называемого малого бизнеса.
Теперь, когда в сфере жилищно-коммунальных услуг "расчет по факту" стал обыденным, я вспомнил о неизученной стороне эксперимента - и об изготовителе приборов. Обратившись за справкой в некоммерческое партнерство отечественных производителей приборов учета "Метрология Энергосбережения", получил ответ: приборы выпускает ЗАО "ИВК-Саяны", руководимое Игорем Кузником. Игоря я знал. Позвонил ему. Напомнил об эксперименте и сказал, что хочу увидеть "Саяны".

- Завтра в семь утра будь у метро "Октябрьская", - ответил Кузник. - Заберу по дороге на завод... Он подкатил ровно в семь. По дороге на завод начал монолог, легший в основу этих заметок. В нем, на мой взгляд, отразились не столько проблемы, сколько философия и психология малого бизнеса - нового стиля работы... Возбудила же монолог брошенная вскользь моя фраза: "Разве мелкий бизнес может выпускать такую сложную продукцию, как счетчики? Точный прибор по силам большому заводу"...

ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРАТО

– "Мелкий" прощаю, - миролюбиво ответил Кузник. - Бизнес мелким не бывает; он - малый. В Италии есть городок Прато - сотни текстильных фабрик. Но видел бы ты эти фабрики! По нашим понятиям, крохотные цеха - по пять человек. Но каждый год выпускают десятки тысяч метров новых тканей - не менее дюжины оттенков. А в Мандзано - по нашим понятиям это не город даже, а крохотный поселок - завод по производству стульев. Треть мирового производства стульев - в Мандзано!
Малому бизнесу выгодно заниматься большими делами...

 

НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ - ДВИЖИТЕЛЬ ПРОГРЕССА

Хочешь знать, с чего вдруг приборы? С детства любил мастерить - модели самолетов, машин. Что называется, инженерный склад ума... В 1990 году, в атмосфере перемен, создал с товарищем мебельную фабрику в Черногорске, под Абаканом - оттуда я родом. Однажды председатель торгово-промышленной палаты Хакасии сказал: польская фирма, выпускающая водомеры, предлагает скооперироваться...
У Карнеги в русском переводе есть фраза: "найди неудовлетворенный спрос". Думаю, он писал: «предвидь неудовлетворенный спрос». Когда обнаружишь неудовлетворенный спрос, знай: его уже пытаются удовлетворить другие. И я взялся за счетчики воды и тепла - тогда о них даже не говорили. Фирма «Саяны» создана в Абакане в 1994 году. Через три года перебазировалась в Москву. Пять лет назад построили завод в Подмосковье. Штат - 80 человек.
Последние три года численность не растет, но выпуск продукции возрос на треть. Начали с нуля. И если поляки делали только счетчики, то мы решили специализироваться еще и на электронных системах обработки информации. Наша продукция низкотокопотребляющая. Мы лидеры в этой области. Первыми в стране сделали вычислитель, работающий от батарейки. Первыми стали массово производить квартирные счетчики тепла.

 

ЗАВОД

Сказать так о «Саянах» - громко выразиться.
Два типовых цеха, купленных у обанкротившегося в начале 90-х завода. Восемь лет стояли пустые цеха с выбитыми окнами и текущей крышей. Кузник их отремонтировал. Окна поставил пластиковые - для сохранения тепла и для вида, потому как выходят они на городскую улицу. Цеха заполнены станками и измерительным оборудованием на четверть; несколько чистых комнаток, где женщины паяют платы для приборов, - вот и все производство.
Но Кузник водит меня по цехам, упорно называет «Саяны» заводом и показывает продукцию - квартирные счетчики и счетчики для магистралей - от домовых до громадных, 350 мм - годится для микрорайона и даже для небольшого города. А еще Кузник говорит, что пустующие площади заполнит нужными станками. И я верю, потому что перед этим он показал отремонтированную пристройку, где работают бухгалтер, технолог и еще несколько специалистов. Выглядит не хуже московского офиса. Но только первые два этажа.
На третьем - где кабинет Кузника - обшарпанные стены с потеками, плесень в углах, старый линолеум на полу... - Будут деньги - отремонтируем и здесь, - объясняет Кузник. - Фирма - это не площади, не станки. Фирма - это сотрудники. Но главное в фирме - продукция. Если продукция хорошая, значит, и фирма хорошая...

 

ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ

Мы создаем компанию завтрашнего дня. Придумали хартию. Ее основа - презумпция виновности производителя. Мы отвечаем за то, как работает наше изделие. Плохо - виноваты мы.
Неважно, правильно его эксплуатируют или неправильно - мы его разработали, мы определили режимы, мы продали, мы обучили или не обучили людей работать с нашими приборами. Другой девиз хартии звучит так: сегодня делаем лучше, чем вчера, продаем дешевле, чем вчера, зарабатываем больше, чем вчера. А чтобы не был пустым лозунгом, определили принципы. Например, такой: за одно дело не могут отвечать два человека. Для нас слово «ответственность» сродни слову «обязанность», но еще и слову «гордость».
Мы предоставили рабочим возможность гордиться результатом труда. У девочек на пайке плат процент брака - ноль. У автомата - 2-3 процента. Об этом знает весь завод и уважает девочек. В «Саянах» запрещено искать виновных. Мы ищем способ сделать так, чтобы ошибка не повторилась. У нас не предусмотрено наказание за брак. Объясняю: причин возникновения брака - три. Первая - вредительство. Да, у нас есть такое понятие. Например, человек грязными руками берет чистое изделие - вредительство.
Болт надо закрутить, но нет под рукой ключа, и человек забивает болт молотком - вредительство. Любой рабочий может сделать замечание другому рабочему, если тот сработал не так. Замечание рассматривают и либо подтверждают, либо не подтверждают. Если оно подтверждено, то попадает в статистику. Трех замечаний достаточно, чтобы с таким человеком расстаться. Вторая причина брака: ошибка. Наказание за ошибку считаю великим оскорблением.
Если накажем за ошибку того, кто честно трудится, в следующий раз человек ее скроет - потому что мы его оскорбили. Человек имеет право на ошибку - в этом принципе есть и логика, и гармония жизни. Когда человек работает в гармонии с самим собой, у него и изделие красивое. Наказание за ошибку - борьба с гармонией. Третья причина брака: сбой технологии. Здесь подход такой: виновата система, позволившая, скажем, токарю работать на станке, у которого бьет бабка. Вот почему у нас нет наказания за брак.
Но у нас нет и поощрения за качество. «А как же вы стимулируете качество?» - спрашивают меня. «Мы не знаем, что такое качество», - отвечаю я. Изготовили прибор. Качественный он или нет - скажет потребитель... Тридцать лет назад автомобиль «жигули» считался хорошим. А что сегодня? Проблема российского автопрома в том, что он до сих пор продолжает изготавливать инженерное сооружение. Но автомобиль - это товар! Качество товара прибором не измерить.
Спроси сто человек, и если 95 сказали, что эта штука плохая - значит, плохая. И не надо пытаться доказывать на инженерных выкладках, что хорошая. Не то меряете, господа! Потребление - самый точный прибор. Этот критерий у «Саян» в ранге политики... Есть и такой принцип: если сотрудник не знает, зачем он это делает, то обязан не делать! Хочу, чтоб у нас было как на «Тойоте». Там у каждого рабочего места желтая кнопка - для остановки конвейера.
Сотни людей работают, каждую минуту сходит автомобиль, но каждый рабочий может остановить конвейер, если, по его мнению, что-то делается не так. Какая ответственность! Но и какое чувство гордости у человека! Он горд, что работает в компании «Тойота». Хочу, чтобы наши рабочие гордились тем, что работают в «Саянах».

 

ВСПОМИНАЯ ШВАРЦА

Как этого добиться? Если человеку всю жизнь говорили: можно делать не по чертежу, можно грязными руками брать чистое изделие, можно писать мимо унитаза - он будет так делать. Хочешь, чтоб он работал по чертежу, мыл руки, беря чистое изделие, писал в унитаз - научи! Основная функция руководителя - быть гуру, учителем. И если учитель сказал об ученике: он не умеет работать - значит, не умеет работать учитель. Если учитель сказал об ученике: он не знает - значит, не знает учитель.
Помнишь, что говорит Садовник в «Драконе» Шварца: «Но будьте терпеливы, господин Ланцелот. Умоляю вас - будьте терпеливы. Прививайте. Разводите костры - тепло помогает росту. Сорную траву удаляйте осторожно, чтобы не повредить здоровые корни. Ведь если вдуматься, то люди, в сущности, тоже, может быть, пожалуй, со всеми оговорками, заслуживают тщательного ухода»... Да, способности у всех разные. Твоя обязанность - использовать эти способности! Но главное - уважай рабочего.
Если он это чувствует, то к делу относится, как к своему. Будь уверен, он тоже хочет сделать как лучше...

 

БОРЬБА С ТЕКУЩИМ УНИТАЗОМ

На квартирные счетчики спрос вырастет, когда на домах установят общие приборы и начнут снимать показания. Первыми выстроятся в очередь те, кто считает каждую копейку. И знаешь, за чем будет самая длинная очередь, точнее, за кем? За сантехником! У нас принято ругать сети, трубы. Но пройдем по квартирам москвичей - повсюду текущие краны и унитазы...
Прибор не борется с протечкой унитаза. Когда я вселился в московский офис, то обнаружил текущий унитаз. А на трубе - счетчик. Но по нему я не рассчитываюсь - таково арендное соглашение. Вожу в туалет своих клиентов, показываю унитаз, водомер и спрашиваю: «Скажите, почему счетчик крутится?» Они столбенеют от вопроса. Выдерживаю паузу до полуобморочного состояния клиента, потом подсказываю: «Я же по нему не плачу». Это не шутка - так я борюсь с равнодушием к текущему унитазу.
На заводе, между прочим, у меня текущих унитазов нет, потому что там я плачу по счетчику...

 

СЛОВО-ПАРАЗИТ

Меня часто спрашивают: «Какой счетчик лучше?» Мог бы ответить: «Мой». Но я говорю: «Не употребляйте слов, значения которых не можете объяснить». Собеседник стекленеет. Прихожу ему на помощь: «Слово «лучше» - паразит, - говорю я. - Объясните, что значит «лучше»? На пять микронов точнее? На десять граммов легче? Можно разбить с третьего удара, а не с первого? В производстве такого понятия нет.
Только потребитель может сказать: «Эта штука лучше». А что он имел в виду - пусть разбираются маркетологи. Для одного «лучше» - «мерседес», для другого - BMW. Для кого-то и «жигули» - первейший товар». Когда некий чиновник, исходя из каких-то тайных побуждений, определяет, какой счетчик ставить - говоря языком нашей хартии, это вредительство. Нужна статистика работы приборов учета - сразу станет понятно, какой лучше с точки зрения, допустим, метрологической надежности: «Саяны» или «Рога и копыта»?
Не верьте, если вам говорят: европейские счетчики лучше наших. Либо откровенный обман, либо добросовестное заблуждение. Качество европейских счетчиков не всегда подтверждается в России. Их надежность обусловлена не только конструкцией, но и средой, в которой работают.
Многие наши соотечественники, например, не знают, что российский газ, который получает Европа, идет не сразу в печь, как у нас, а на завод, где его доводят до европейских стандартов - снижают влажность, разбавляют воздухом, чтобы он был строго определенной калорийности, удаляют примеси, дающие копоть. Поэтому газовые приборы - счетчики и плиты - служат в Европе на порядок дольше, а в домах нет копоти. То же - с теплоносителем, чистой водой - потому приборы работают дольше.
Европейцы тратят деньги на поддержание стандарта - считают, что это выгоднее. К сожалению, мы пока до этого не дожили. Но жизнь все расставляет по своим местам. Если будем жить долго, то доживем до цивилизованности и мы...

 

ВЫИГРЫВАЕМ!

Счетчик для меня не только прибор - символ социальной справедливости. Как весы на рынке. Мой папа ходил на рынок со своим безменом. Проверял. Соответствует моей мерке - беру. Не соответствует - не беру.
Счетчик устанавливает справедливость: человек платит только за то, чем воспользовался. Много езжу по регионам, встречаюсь с нашими потребителями. Везде слышу хорошие отзывы о продукции и, что не менее приятно, - о компании. Мы быстро реагируем на предложения, на замечания. Меняем себя... Хочу, чтобы в «Саянах» каждый рабочий знал это и гордился. В боевом листке пишем об этом. Желтая кнопка «Тойоты» - оттуда. Если сомневаешься, что делаешь правильно, остановись сам и останови конвейер. Да, это дорого.
Но исправлять - еще дороже. Исправлять имидж компании - втройне дорого. Тем, что наши счетчики покупают такие компании, как «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «Донстрой», - горжусь. У них достаточно денег, чтобы купить дорогие импортные приборы, но они выбрали российские, наши. Раньше бы я сказал так: по качеству и надежности мы не проигрываем. Теперь говорю: по качеству и надежности мы выигрываем...
Василий ДВОРЫКИН

 

Напоминаю про то, что участники встречи МКП могут заказать курс Александра Левитаса со скидкой 10 % до 01.10.05г. Пишите: a-l@kursy.ru.

 

Удачи,

ЛЛ

l-lunkova@yandex.ru

 

 


Мы с удовольствием получаем ваши письма. Некоторые из них могут попасть на эти страницы, частично или полностью - по усмотрению ведущих рассылки. Поэтому, если (вдруг!) вы не хотите, чтобы письмо было опубликовано, обязательно укажите это. И обратите внимание на свою подпись, есть ли там ваш электронный адрес? Ведь письмо попадет в рассылку вместе с подписью! :). 

Наши коллеги в сети:

Сергей Сидоренко Новости Питерского Клуба Своего Дела

Рассылки, которые мы рекомендуем:

Юрий Логачев Стратегия Вашего успеха. Осознание истины
Валерий Арцрунович Симонян Управление - царица всех наук!
Сергей Спирин Психология не для всех. Измени свою жизнь
Сергей Спирин Уроки инвестирования. Путь к финансовой независимости
Лунькова Людмила Академия женской гениальности
Александр Левитас Больше денег для Вашего бизнеса
Александр Левитас Почему Ваш бизнес-сайт не работает?
Анатолий Белоусов. Сколько стоит бизнес?!!
Тимур Мамедов Как бросить курить?


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.speak
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное